Проблемы социалистического строительства в последних работах В. И. Ленина
1.1. В. И. Ленин о построении социализма. В последний период своей жизни (1922–1923) Ленин продиктовал ряд писем и статей («О нашей революции», «О кооперации», «Лучше меньше, да лучше», «Как нам реорганизовать Рабкрин» и др.), в которых нашли отражение некоторые вопросы социалистического строительства.
Существует две точки зрения в оценке этих ленинских работ. Советская историческая наука и некоторые современные учебные пособия представляют их как логическое завершение разработки стройного «плана построения социализма в СССР», главные составные части которого были связаны с задачами индустриализации, добровольного кооперирования (понимаемого как обобществление) сельского хозяйства и культурной революции, иногда сводимой к развитию грамотности и образования. По мнению этой группы авторов, ленинский план включал в себя также развитие Советского государства и социалистической демократии, укрепление дружбы народов, политику мирного сосуществования с капиталистическими странами и пр. Данная концепция сложилась в советской историографии уже после XX съезда КПСС и нашла отражение в официальном издании «История КПСС» (1959).
Современные историки рассматривают последние письма и статьи как незавершенную попытку осмысления задач социалистического строительства.
1.2. Ленину не удалось выработать стройную концепцию строительства социализма, однако можно выделить некоторые принципиальные положения из его последних работ. Ленин был вынужден «признать коренную перемену всей точки зрения… на социализм». Главным выводом стал отказ от «введения социализма и переход к его длительному строительству».
– Надежды на окончательную победу социализма и в этот период связывались им с успехами будущей (но уже неизвестно когда) мировой революции и, в частности, с революционным потенциалом народов Востока (а не Запада, где к тому времени наблюдался спад революционной активности).
• Еще до победы мировой революции необходимо создать материальную основу коммунизма в СССР и, главное, продержаться во враждебном окружении капиталистических государств. Признавая отсутствие этой «основы» в России, Ленин пришел к выводу о необходимости восстановления и интенсивного развития крупной промышленности как главной экономической опоры власти на путях социалистического строительства.
– Условием решения задачи строительства социализма (по крайней мере до мировой революции) он считал также вовлечение крестьянства в дело строительства социализма. Ленин не называл сколько‑нибудь определенных сроков социалистического переустройства в деревне, считая его «делом, требующим поколений».
В качестве организационных форм нового общества Ленин называл «строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства, при классовой победе пролетариата над буржуазией». Кооперирование в деревне, по Ленину, чтобы стать всеобщей формой социальной организации населения страны, должно развиваться на принципах добровольности, постепенности, путем движения от низших форм (сбытовых, снабженческих) к высшим (производственным) и сопровождаться технической реконструкцией сельского хозяйства (помощь государства кредитами, орудиями производства).
• Ни кооперирование, ни строительство социализма вообще были невозможны, как понял Ленин, без коренных изменений сознания и нравственности человека, подъема и перестройки его культуры. Поэтому ставилась задача создания «новой социалистической культуры» и воспитания « коммунистической морали» и на этой основе формирование «нового человека». Ставились также задачи повышения политической и производственной культуры, культуры управления. Большевики столкнулись с громадной культурной отсталостью населения страны, грамотность которого понизилась за годы революции и Гражданской войны. Поэтому первоначальная задача культурной революции в России определялась Лениным как достижение образовательного уровня «обыкновенного цивилизованного государства Западной Европы».
• Проведение всех этих преобразований, рассчитанных на длительный срок, подтягивание отсталой России «к высотам материального производства» и культуры возможно, как считал Ленин, только под руководством Коммунистической партии, осуществляющей диктатуру пролетариата. Но в деятельности партии Ленин видел ряд проблем.
В 1922 г. его волновало то, что политика партии определяется громадным, безраздельным авторитетом «тончайшего слоя старой партийной гвардии» (большевиков с дореволюционным стажем). Он указывал на развивавшуюся бюрократизацию аппарата партии, ошибки и отрицательные качества в манере поведения его руководителей (И. В. Сталина, Л. Д. Троцкого, Н. И. Бухарина и др.), их личные конфликты, притязания на контроль над центральными органами РКП(б), которые могли стать причиной раскола партии. Чтобы избежать этого и не допустить потери партией контроля над ситуацией в стране, Ленин в «Письме к съезду» выдвинул несколько требований.
Во‑первых, для прекращения бюрократизации, повышения эффективности работы аппарата, сокращения опасности раскола и проч., он, питая иллюзии в отношении классовой морали, считал необходимым ввести в состав ЦК и Рабоче‑крестьянской инспекции несколько десятков рабочих «от станка», не испорченных совслужбой.
Во‑вторых, Ленин предлагал «обдумать способ перемещения» Сталина с поста генсека, где он сосредоточил огромную власть, избрав другого, – менее капризного, более лояльного и т. д., а также советовал другим члена ЦК обратить внимание на имеющиеся недостатки.
Однако после смерти Ленина «политическое завещание» вождя было проигнорировано его партийными соратниками, между которыми развернулась борьба за власть.