Нэп и его значение для социалистического строительства. €

Политика военного коммунизма проводилась в период с 1918 по 1921 годы и ее целью было обеспечение продовольствием, оружием и пр. населения в условиях Гражданской войны. Ее элементами были ликвидация частных банков и конфискация вкладов, национализация промышленности, монополия внешней торговли, принудительная трудовая повинность, продовольственная диктатура. 21 марта 1921 года Х съездом ВКП (б) была введена новая экономическая политика НЭП, которая заменила продразверстку продналогом. Стали использоваться рынок и различные формы собственности, привлекаться иностранный капитал в форме коцессий. Наконец, была проведена денежная реформа в результате которой рубль стал конвертируемым.

Сравнение «военного коммунизма» и нэпа может, идти по линии общего и отличного.

Общее между ними связано с природой советской власти и сущностью ее политики:

- в стране сохранялся жесткий однопартийный режим, для которого было характерно подавление всего «классово чуждого» для пролетариата, нетерпимость к другим партиям и слоям;

- в обществе сохранялись ограничения прав (например, избирательного) представителей дворян, буржуазии, служителей церкви и др. ;

- дореволюционный образ жизни отвергался, осуждался с позиций большевистской идеологии, обществу навязывалось представление о социалистическом (коммунистическом) обществе как «лучшем будущем» .

Нэп и «военный коммунизм» объединял ряд общих черт: национализация промышленности, транспорта, связи; жесткая административная система управления в главных отраслях экономики; неэквивалентный обмен с деревней и отсутствие условий для свободного развития крестьянского хозяйства. «Военный коммунизм» и нэп сближала также общая цель — строительство социалистической модели общества в условиях диктатуры пролетариата (а фактически — диктатуры партии большевиков) .

Главное отличие нэпа от «военного коммунизма» — попытка использовать рыночные отношения в переходный от капитализма к социализму период.

Для периода «военного коммунизма» , кроме того, характерны: неустроенный быт, голод, эпидемии, рост смертности; «человек с ружьем» и его поведение определяли об раз жизни и образ мысли в годы Гражданской войны — мобилизации, конфискации, «чрезвычайки» , «скорый» приговор, «красный» и «белый» террор; настроение страха, ненависти, разрыв семейных и дружеских связей, готовность сражаться, убивать и быть убитым.

Для периода нэпа характерно:

налаживание быта, преодоление последствий голо да и болезней; втягивание в мирную жизнь, надежды на процветание» на успешное хозяйствование.

Однако новая экономическая политика, осуществлявшаяся советской властью, не во всем отвечала интересам общества:

- население (особенно крестьяне, новые нэпманы) хотело большей свободы торговли и предпринимательства, получения максимальной прибыли, увеличения собственности, а власть по-прежнему ограничивала эти стремления;

- хлебозаготовки и продналог противоречили интересам крестьян;

- население пугали расстрелы, преследование инакомыслящих, появление первых концлагерей, высылки за границу ученых и писателей;

- не совпадали интересы значительной части населения и власти в политике преследования Православной церкви, других религий.

Хотя нэп больше соответствовал интересам на селения, чем «военный коммунизм» , он тем не менее во многом представлял собой жесткую, недемократическую политику.

Нэп потерпел поражение в силу обострения присущих ему внутренних противоречий:

- экономических — нехватка капиталов для реконструкции промышленности, отсутствие притока капиталов извне в условиях дипломатической изоляции СССР. Капиталы могла дать мелкая и средняя промышленность, а главное — крестьянские хозяйства. Но власть сдерживала рост частных высокопроизводительных хозяйств, душила их запретами и налогами;

- социальных — политика партии в социальной сфере была направлена против роста частнопредпринимательского сектора, который стремился обеспечить условия для своего развития и требовал политических свобод.

Образование СССР: причины, проекты, принципы создания. – Как

Отразился характер советской политической системы в Союзном договоре

Г.?

Революция 1917 г. привела к распаду Российской империи. Советское правительство в декабре 1917 г. признало независимость Украины, Финляндии, в августе 1918 г. – Польши, в декабре 1918 г. – стран Прибалтики, в феврале 1919 г. – Белоруссии. Но вместе с тем, большевики стремились преодолеть дальнейший распад России путем установления в национальных районах советской власти, оказывая поддержку местным партийным организациям большевиков.

В результате к началу 1920-х гг. на территории бывшей Российской империи образовалось несколько независимых государств: РСФСР, Белорусская, Украинская, Азербайджанская, Грузинская и Армянская советские социалистические республики, Бухарская и Хорезмская народные советские республики и Дальневосточная республика. В годы Гражданской войны между РСФСР, БССР и УССР был заключен военно-политический союз для борьбы с противниками советской власти. С этой целью были объединены вооруженные силы, создано единое военное командование (в лице Реввоенсовета РСФСР и Главкома Красной Армии). При этом представители республик были включены в состав высших органов государственной власти и управления РСФСР. Однако правовые нормы, которые регулировали бы отношения центральных и местных органов власти, отсутствовали. Такая форма объединения получила название «договорная федерация». Ее своеобразие состоит в том, что роль общегосударственных органов власти играли российские органы власти, а республиканские компартии вошли в состав РКП (б) на правах областных парторганизаций. Это ограничивало суверенитет независимых государств.

После окончания Гражданской войны все советские республики заключили двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе, поскольку задача восстановления потребовала более тесного сотрудничества. В рамках этих шагов республики передали правительству РСФСР право представлять и защищать их интересы на международной арене. В 1922 г. была образована Закавказская советская социалистическая федерация (ЗСФСР), которая объединила Армению, Грузию и Азербайджан. Однако общефедеральные функции по-прежнему выполняли российские управленческие структуры. Отсутствовало общее законодательство. Не были четко определены права и обязанности республик. Приоритетное положение РСФСР в договорной федерации вызывало недовольство на местах. Все это привело к постановке вопроса о поиске новой формы государственного объединения.

В 1922 г. Наркомат по делам национальностей РСФСР возглавлял И.В. Сталин, который разработал план «автономизации». Этот план предусматривал включение в состав РСФСР Украинской, Белорусской и Закавказской республик на правах автономий, а с Бухарской, Хорезмской и Дальневосточной республиками сохранялись прежние договорные отношения. Однако против плана «автономизации» высказалось большинство руководителей республик. В результате в основу нового союза была положена идея В. И. Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик.

30 декабря 1922 г. состоялся I Всесоюзный съезд Советов, который утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Декларация провозглашала принцип добровольности объединения, равноправие республик и их право свободного выхода из Союза. Договор определил систему союзных органов власти, их полномочия и взаимоотношение с республиканскими органами власти.

В январе 1924 г. на II съезде Советов была утверждена Конституция СССР. Конституционной формой государственного устройства была провозглашена федерация республик. Общесоюзное значение имели такие высшие органы, как Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК СССР, Госбанк, Госплан, ОГПУ. После принятия Конституции 1924 г. главным направлением национальной политики была провозглашена ликвидация исторического неравенства народов в хозяйственной, социальной и культурной сферах.

В 1924–1925 гг. было проведено национально-государственное размежевание Средней Азии. В результате были образованы Узбекская и Туркменская ССР, а в 1929 г. – Таджикская АССР. Все они вошли в состав СССР. В 1920-е гг. изменилось и территориально-административное деление страны: вместо губерний, уездов и волостей были образованы области, районы, сельсоветы. Создавались национальные области, округи и районы.

По Конституции Советский Союз представлял собой федерацию равноправных суверенных республик, обладавших правом свободного выхода из Союза. Однако фактически СССР приобрел характер унитарного государства.

Наши рекомендации