Предмет политической социологии, ее место в системе социологического знания.

Предмет политической социологии, ее место в системе социологического знания.

Как специализированная отрасль науки политическая социология утвердилась на Западе в 30-50-е годы XX в.

Поэтому предмет политической социологии как науки и научной дисциплины является темой незавершенных дискуссий. Это связано с тем, что политическая социология сформировалась как результат синтеза социологических и политических знаний, социологизации политической науки, развиваясь в рамках каждой из этих наук.

Политологию прежде всего интересуют политические институты как самостоятельные части политической действительности, регулирующие поведение людей в сфере политических отношений.

Политическую социологию, напротив, в большей мере интересуют действия людей, осуществляемые ими в политической действительности посредством создания и использования политических институтов.

Политическая социология представляет собой социологическую дисциплину, исследующую политические явления через призму их взаимодействия с обществом с точки зрения деятельности в политике социальных и этнических групп.

Для политической социологии важен, прежде всего, анализ взаимодействия индивидов, социальных общностей и политических институтов по поводу власти; исследование механизмов превращения социального в политическое, а конкретно — как формируется и выделяется из социальной общности носитель политической власти, политический субъект.

Следовательно, политическая социология изучает политические институты и процессы в их социальном контексте.

Она исследует то, каким образом политические феномены влияют на другие аспекты общества и какому влиянию со стороны последних подвергается она сама.

В рамках политической социологии исследуются:

- политическое поведение больших и малых социальных групп,

- их политические ценности и политические ориентации,

- роль общественного мнения в политике,

- социальная база политических режимов и политических партий, а так­же другие проблемы.

Политическая социология дает обобщенное знание того, как то или иное социальное изменение в социальной структуре, мобильности, статусе группы и т. п. сказывается на функционировании политической системы в целом или ее отдельном элементе.

Она позволяет выявить социальные факторы, как способствующие политическому согласию, политической стабильности, так и вызывающие различного рода дисфункции, напряженность, политические конфликты и экстремизм.

Таким образом, предметом политической социологии выступают политическое сознание и политическое поведение людей, воплощающиеся в деятельности государственных и общественных институтов и организаций, а также в механизмах их воздействия на процесс функционирования власти в конкретных социально-исторических условиях.

Типы властных отношений.

Властные отношения – это отношения власти между сторонами в процессе существования власти. Существуют горизонтальные и властные вертикальные отношения.

Власть можно классифицировать по различным основаниям. Например, с точки зрения ее социального уровня можно различать:

а) власть в масштабе всего общества;

б) власть внутри того или иного коллектива (организации);

в) власть в отношении между двумя индивидами.

Власть можно поделить также на политическую и неполитическую. Политической является та власть, которая способна выступить средством решения политических задач, то есть средством реализации, защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической власти являются власть одной социальной группы (общности) над другой (например, господство одного класса над другим); государственная власть; власть партийная, а также иных политических организаций и движений; власть политических лидеров. Хотя существует точка зрения (проф. Байтин), что власть государственная и власть политическая — это одно и то же явление. Однако такая позиция вряд ли обоснованна.

Власть внутри той или иной социальной общности (общества, коллектива, организации и др.) в зависимости от способа организации и властвования может быть демократической или недемократической. Причем это деление касается не только политической власти, но и всякой другой, связанной с управлением коллективами, поскольку демократия может быть и неполитической.

Политическая власть в обществе (и прежде всего это касается государственной власти) может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, невидимой, нелегальной). Носителями последней могут быть неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные организации и др. При этом не следует смешивать понятия «легальная власть» и «легитимная власть». Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальность характеризует правомерность существования власти с формально-юридической стороны, без ее этической оценки, а легитимность означает признание власти населением, принятие ее в качестве справедливого и политически оправданного явления. И может быть даже так, что государственная власть легальна, но не легитимна.

Субъекты и носители власти.

К субъектам политической власти относятся:

- социальные общности. Они влияют на власть опосредо­ванно. В периоды радикальных политических перемен, безвластия, анархии эти общности могут на короткое вре­мя брать политическую власть непосредственно в свои ру­ки путем бунта, восстания, революции, гражданского не­повиновения, создания органов власти "снизу";

- государство;

- политические партии и организации. Правящие пар­тии оказывают непосредственное влияние на функциони­рование политической власти, оппозиционные — опосре­дованное. В некоторых странах влияние оппозиционных партий закреплено в законодательном порядке;

- правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давле­ния). Политические элиты и бюрократия существуют в любом обществе, их влияние на власть зачастую опреде­ляющее. Лоббисты представляют и проталкивают интере­сы различных слоев, группировок, существующих в обще­стве. В ряде западных стран лоббизм признан официаль­но, и его деятельность контролируется;

- групповое и индивидуальное лидерство;

- личная власть;

- отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов;

- толпа (охлос). Толпа может брать власть в свои руки в условиях кризиса, отсутствия какой-либо организован­ной политической силы. Эмоции, а не рассудок, темные инстинкты берут верх в толпе. В результате захвата вла­сти толпой устанавливается режим охлократии.

Существует 8 типов носителей власти:

· Бюрократия – власть уполномоченных над неуполномоченными, многие ругают за волокиту, волюнтаризм, формализм, казенщину, но без нее нельзя.

· Наукократия – власть знающих над незнающими. Человек понимает существо окружающего мира – это его преимущество.

· Технократия – власть умеющих над неумеющими. Влияние техно- и наукократов может быть незаметным, но оно оч серьезное. Ядерная бомба и проч. принято рассматривать их в паре.

· Демократия – власть большинства над меньшинством. Со всей ее спорностью и нужностью, и вопросами будет ли демократией управления меньшинства над большинством.

· Автократия – власть сильных над слабыми. Власть - монополия на законное насилие. Кто-то испытывает потребность подчиняться, кто-то властвовать…

· Плутократия – Власть имеющих над неимеющими. Лобби и пр. Скрыто как правило.

· Партократия – власть орагнизованных над неорганизованными – велика роль партий как акторов политического процесса.

· Райтократия – власть пишущих над читающими. Постиндустриализм, создание искусственной информационной среды. Те, кто формируют медиаполе и есть райтократы.

Делегирование власти.

Делегирование власти означает передачу власти (властных полномочий) от одного ее субъекта другому. Это один из основных способов функционирования власти и фундаментальный политический институт.

Делегирование, по определению К.А. Воробьева, власти выступает в трех видах:

· передача полномочий народа своим представителям в представительных органах власти, т.е. ее делегирование избранным носителям народной власти (в парламенте, органах судебной власти, самоуправления). Данная демократическая процедура совершается в силу того, что весь народ в целом не может управлять сам собой, не может весь поголовно войти в органы государственной власти. Для выполнения управленческих функций и законотворческой деятельности нужны специально подготовленные люди, которых народ и избирает в органы власти. От его имени они управляют государством. Делегирование власти совершается в этом случае вместе с ее прерогативами, привилегиями, суверенными правами.

· передача части властных полномочий нижестоящим субъектом власти вышестоящему по управлению государственными и общественными делами на своей территории. Эта процедура называется делегированием власти «наверх». Конечно, при этом существует опасность, что вышестоящий орган может узурпировать делегированные ему полномочия и перестать считаться с местной властью. Чтобы этого не произошло, должен действовать закон, четко разделяющий компетенции центральной и местной властей.

· передача части власти «вниз». Это происходит тогда, когда вышестоящий орган хочет освободиться от некоторых второстепенных функций и передать их в ведение нижестоящего органа власти, сохраняя при этом общий контроль над этим органом, не упуская из своих рук власти над ним. В противном случае местные органы власти могут выйти из-под контроля центральных органов, превысить свои полномочия. Здесь также должно действовать законодательное разграничение полномочий с предоставлением центру права контролировать деятельность нижестоящих органов власти, а в случае необходимости отменять их неправомочные решения.

Как и во всяком деле, в процессе делегирования власти «наверх» и «вниз» необходимо соблюдать категорию меры, т.е. передавать властные полномочия в строго выверенном объеме, с гарантированным правом контроля за использованием любым субъектом власти переданных ему властных функций.

Рациональное функционирование государственного управления должно обеспечиваться через эффективное взаимодействие элементов системы по основным составляющим управления: административному, экономическому и политическому управлению.

Административное управление - ϶ᴛᴏ процесс планирования, организации, мотивации и контроля работы системы. Основными участниками являются все ветви государственной власти.

Экономическое управление - ϶ᴛᴏ процесс, через который система обеспечивает усиление экономического потенциала государства, в интересах человеческого и социального развития. Действующими лицами являются государство, частный сектор и население.

Политическое управление - ϶ᴛᴏ процесс постановки общенациональных задач развития, разработки политики, принятия решений на общегосударственном уровне. В него вовлечены все органы государственной власти, политические и общественные институты, частный сектор и организации гражданского общества.

Концепция поля П. Бурдье.

Пьер Бурдье попытался выявить наиболее глубинные структуры различных сред социального пространства и установить механизмы, служащие их воспроизводству и изменению.

Социальный мир, по его мнению, представляет из себя многомерное пространство, каждое измерение которого (экономическое, политическое, культурное) можно описать в качестве определенного поля взаимодействующих в нем сил, точнее как совокупность определенных отношений сил, которые навязываются всем, входящим в это поле, и которые несводимы к намерениям индивидуальных агентов или же к их непосредственным взаимодействиям.

Анализируя такие различные поля, как, например, поле политики, поле экономики, поле литературы, П. Бурдье обнаруживает неизменные закономерности их конституирования и функционирования: 1) автономизацию поля и его профессионализацию; 2) определение "ставок" (выигрышей) и специфических интересов профессиональных участников игры; 3) борьбу за установление внутреннего деления поля на классы позиций (доминирующие и доминируемые) и социальные представления о неизменности именно этого деления.

Основные принципы функционирования того или иного поля, как и структура позиций участников игры, в каждый данный момент времени определяется структурой распределения капитала и прибыли, специфических для каждого отдельного поля.

Понятие поля определяется, следовательно, П. Бурдье с двух точек зрения:

во-первых, в качестве определенного структурированного состояния соотношения сил между агентами и институтами, вовлеченными в борьбу, где распределение специфического капитала, накопленного в течение предшествующей борьбы, управляет будущими стратегиями его агентов;

во-вторых, в качестве места (символического и физического пространства) борьбы, направленной на изменение соотношения сил его участников, где ставкой (выигрышем) является монополия легитимного насилия (принуждения), которая характеризует это поле, то есть в итоге сохранение или изменение распределения специфического капитала данного поля.

Обращаясь к исследованию собственно политического поля, П. Бурдье трактует его как особый рынок, в котором существует производство, спрос и предложение продукта особого сорта - политической партии, программ, мнений, позиций.

"Политическое поле, - как отмечал П. Бурдье, - является местом конкурентной борьбы за власть, которая осуществляется посредством конкуренции за непосвященных, или, лучше сказать, за монополию на право говорить и действовать от имени какой-либо части или всей совокупности непосвященных".

Профессиональный политик присваивает себе не только количественный голос группы непосвященных (от имени которой он "говорит"), но и "саму" силу этой группы, производству которой он способствует, наделяя ее голосом, признаваемым в качестве легитимного в политическом поле ("силу" "рабочего класса", "женщин", "трудящегося крестьянства", "угнетенного этнического меньшинства", "любителей пива", "нудистов", "всего трудового народа" и т.д.).

Таким образом политическая игра принимает форму борьбы за чисто символическую власть монопольного распространения определенных политических представлений, мнений и предписаний, которая неотделима от борьбы за власть над "органами государственной власти" (государственной администрацией).

Политическая социализация.

В процессе своего развития политическая культура выполняет наиболее общую функцию – функцию политической социализации личности.

Социализация есть процесс неорганизованного и организованного воздействия общества на индивида с целью формирования личности, которая отвечает потребностям данного общества. Это может быть воздействие на индивида определенных социальных групп и общественные ситуации, в которых индивиды оказываются как члены общества или как более или менее активные их участники. Большинство учёных сходится в том, что политическая социализация неизбежно связана с усвоением личностью социального и политического опыта, накопленного обществом и сконцентрированного в культурных традициях, групповых и общеколлективных ценностях.

Политическая социализация – это вхождение человека в политику; его подготовка и включение в отношения власти осуществляется по мере и в процессе усвоения им господствующих культурных норм и ориентиров, ценностей и образцов политического поведения.

Общезначимыми институтами политической социализации являются семья, система образования, средства массовой информации, государственные, партийные, а также религиозные организации и отдельные политические события. Роль и место данных институтов в политической социализации могут меняться в зависимости от конкретных условий.

Различают первичную и вторичную политическую социализациючеловека.

Первая связана с персонализацией политики, в ходе которой те или иные фигуры, принадлежащие к сфере власти, становятся для него образцами контакта с политической системой.

Вторичная социализация связана с формами и способами усвоения человеком политической информации, способностями личности к самостоятельному производству различного рода ценностей, установок и норм.

Общественные организации

Партия — особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть государственной властью, удержать ее в своих руках, использовать государственный аппарат для реализации объявленных перед выборами программ.

Основные черты: - Закрепленное членство; - Наличие документов, регламентирующих деятельность (устав, регламентирующий порядок деятельности, структуру партии, условия членства, финансирование и т.п.; и программа партии, где содержатся идейные основы и цели партии);

Цель – борьба за получение, сохранение, расширение полит. власти.

Общественное движение — тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах. Общественным движением называют также организованные коллективные усилия, которые способствуют или препятствуют, вплоть до отмены, социальным изменениям.

Основные черты: - Могут возникать не в политике, как организации, которые борются с какой-либо проблемой; - Есть возможность перехода: Общественное движение - Политическое движение – Политическая партия; - Более аморфное, чем партия, объединение, может быть не закреплено членство; - Могут отсутствовать официальные документы; - Массовые общественные организации.

Классификация общественных движений:

- экологические;

- пацифистские;

- национальные/национально-освободитель-ные;

- конфессиональные;

- социальные (профсоюзы, союзы предпринимателей);

- историко-культурные (союзы кинематографистов, музыкантов, композиторов и т.д.);

- демографические (молодежные, пенсионеров, женские (суфражистки, феминистки, матерей и др.)).

Частные объединения

Группа интересов (социальный феномен!) – социальная группа, которая выражает свои интересы в общественной среде и стремится их институционализировать. Главное, что объединяет людей – общий интерес.

Группа давления (феномен преимущественно политический!) – объединение с целью влияния на ход политического процесса путем отстаивания интересов своих членов и требования проведения определенной политики. Группа давления становится средством выразительности группы интересов, выполняют функцию коммуникативного канала между органами власти и населением. Отличие от партий: группы давления не стремятся к участию в выборах, их целью может являться воздействие на результаты выборов. Могут создавать публичные организации для функции давления (фонды, центры).

Лобби – давление на органы государственной власти путем личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций, подкупом) со стороны каких-либо групп (групп давления) или частных лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения законопроекта. В широком понимании лоббизм – весь неформальный (внепарламентский) процесс взаимодействия государства и гражданского общества для принятия политических решений.

Основным отличием групп давления от групп интересов является давление на государственный аппарат посредством официальных и неофициальных контактов с его представителями, публичных выступлений, рассчитанных на создание определенного общественного мнения.

Спектр политического поля.

Концепция политического спектра используется для классификации различных политических идеологий относительно друг друга с возможностью выявления существующих между ними сходств и различий.

Политические идеологии в целом подразделяются на три большие группы: левые, правые и центристские. К правым относят фашизм и консерватизм, центр представлен либерализмом и социал-демократией, а в левой части спектра располагаются социализм, коммунизм и анархизм. Крайний левый фланг спектра занят анархизмом, а крайний правый — фашизмом.

Термины «правый», «левый» и «центр» не имеют четкого определения, однако широко используются для обозначения позиции, которую занимают различные идеологии в отношении политических, экономических и социальных изменений. Правые исторически изменениям противятся, предпочитая следовать сложившимся традициям, сохранять установившийся порядок вещей. Левые, напротив, приветствуют изменения как необходимый элемент развития, призванный улучшить условия человеческого существования. Центр политического спектра также ассоциируется с изменениями, однако желает проводить их постепенно в рамках существующей экономической и политической структуры, той самой, которую левые рассматривают как препятствие к построению более совершенного общества.

Понятие политического спектра применимо к идеологиям, но не к политическим системам или практике политических действий, с которыми идеологии могут ассоциироваться. И коммунизм, и фашизм, расположенные на противоположных флангах политического спектра, ассоциируются с тоталитарной политической системой, в рамках которой граждане лишены многих гражданских и политических прав, а свобода личности приносится в жертву общественным интересам, как их определяет государство. Между тем природа общества, с которым ассоциируется каждая из этих двух идеологий, совершенно различна.

В большинстве исследований политический спектр — способ моделирования различных политических позиций путём расположения их на одной или более геометрических осях, представляющих независимые политические аспекты.

На простейшей классической оси «право — лево» коммунизм, анархизм и экологизм обычно располагают на краю слева, социализм (социал-демократия) — слева от центра, либерализм — в центре, консерватизм — справа от центра, а национализм и фашизм — на крайнем правом фланге.

Однако исследователи часто высказываются о том, что простая ось «лево — право» не успешна в описании существующих различий в политических убеждениях, и поэтому часто используются иные оси. Игнорируя различия в названиях противоположных полюсов осей в исследованиях, чаще всего можно наблюдать двухосную модель, в которой одна ось представляет культурные аспекты, а другая — политические. Каждая из осей имеет два полюса: индивидуализм и коллективизм. В то время как левых относят к индивидуалистам по общественным и культурным вопросам, и к коллективистам по отношению к экономическим вопросам, правые — коллективисты в вопросах культуры и общественной жизни, и индивидуалисты в вопросах экономики.

Оценочные ориентации

Бурлацкий, Галкин, Назаров:

- Гомогенная политическая культура – однородная политическая культура (характерна для СССР, нет поляризации политической системы)

- Гетерогенная политическая культура – неоднородная политическая культура, существуют различные типы культур (совр. Россия)

Типы:

1) Доминирующая политическая культура (официальная) - предоставляется гос. деятелями

2) Субкультуры – тип политической культуры, который отличается от доминирующей культуры, но эти различия не носят принципиальный характер (КПРФ).

3) Контркультуры – настолько отличаются от доминирующей политической культуры, что могут быть ориентированы на свержение политического строя, нарушение ценности.

Предмет политической социологии, ее место в системе социологического знания.

Как специализированная отрасль науки политическая социология утвердилась на Западе в 30-50-е годы XX в.

Поэтому предмет политической социологии как науки и научной дисциплины является темой незавершенных дискуссий. Это связано с тем, что политическая социология сформировалась как результат синтеза социологических и политических знаний, социологизации политической науки, развиваясь в рамках каждой из этих наук.

Политологию прежде всего интересуют политические институты как самостоятельные части политической действительности, регулирующие поведение людей в сфере политических отношений.

Политическую социологию, напротив, в большей мере интересуют действия людей, осуществляемые ими в политической действительности посредством создания и использования политических институтов.

Политическая социология представляет собой социологическую дисциплину, исследующую политические явления через призму их взаимодействия с обществом с точки зрения деятельности в политике социальных и этнических групп.

Для политической социологии важен, прежде всего, анализ взаимодействия индивидов, социальных общностей и политических институтов по поводу власти; исследование механизмов превращения социального в политическое, а конкретно — как формируется и выделяется из социальной общности носитель политической власти, политический субъект.

Наши рекомендации