Вопрос 4. Эволюция и основные разновидности правого и левого радикализма.

При изучении четвертого вопроса - Эволюция и основные разновидности правого и левого радикализма - следует, прежде всего, выяснить, что стоит за общим понятием «радикализм», а затем – за такими его разновидностями, как левый и правый радикализм. Общее понятие радикализма характеризуется как стремление к решительным действиям в политике. При этом сами эти действия (равно как и их обосновывающие идеологические схемы и конструкции) могут иметь как реформистскую, так и революционную (а нередко и экстремистскую) направленность. Что обусловливает использование понятия радикализма для обозначения именно крайних пределов политического спектра.

Для понимания существа левого радикализма, важно учесть его органическую связь с возникновением марксизма и изначальным восприятием важнейших установок этого учения на ликвидацию капитализма и установление диктатуры пролетариата, обобществление средств производства и всеобщее равенство. Однако уже в конце XIX века в коммунистическом движении наметился раскол на два противостоящих друг другу течения – социал-реформистское во главе с немецким социалистом Э.Берштейном и «ортодоксально-большевистское» во главе с В.И.Лениным.

Ключом к пониманию первого (т.е. социал-реформизма) является отказ социал-демократии от насильственной ликвидации капитализма и переориентация на «мирное» врастания капитализма в социализм путем его перманентного улучшения. Очень емко эта целевая установка выражена в крылатом лозунге Э.Бернштейна: «Движение – все, конечная цель – ничто». Она же определяет содержание политических программ большинства современных социалистических и социал-демократических партий.

В этой связи целесообразно обратиться к программным документам таких из них, как Социал-демократическая рабочая партия Швеции, Французская социалистическая партия, Социал-демократической партии Германии и др. В них говорится не о строительстве социализма, а о курсе на систематические общественные преобразования и реформы, в результате которых капиталистическое общество приобретает новое качество. И чем дальше, тем больше становится «общим домом народа», «солидарным обществом» и т.д.

Такой курс привел в итоге к «одомашниванию капитализма социализмом» и ликвидации нищеты и бедности, тогда каккурс на насильственное свержение капитализма и замену его социализмом (который был характерен для «оппонентов» социал-демократов – коммунистов-ленинцев) в лучшем случае породил «казарменный коммунизм» и «уравнение в бедности». Исторический спор двух вышедших из марксизма течений – коммунистического и социал-демократического – завершился победой последнего.

В то же время необходимо четко представлять себе, что крах мирового социализма во главе с СССР не означает краха социалистической идеи как таковой. Речь идет лишь о крахе ее большевистской модели (большевистского «прочтения Маркса»). В этой связи целесообразно осмыслить следующее высказывание немецкого философа Г.Розмозера: «До тех пор, пока на остающиеся проблемы, в какой-то мере верно обозначенные марксизмом, не будет другого ответа, социализм будет сохранять за собой способность очаровывать и соблазнять людей. Если нет лучших идей и лучшей философии, чем те, на почве которых был создан марксизм, социалистическое движение будет возрождаться и укрепляться снова, это лишь вопрос времени».

Изучая левый радикализм, нельзя оставить без внимания еще одно леворадикальное течение – анархизм. Ключом к пониманию этого течения является установка на уничтожение государства и освобождение личности от давления всяких авторитетов и любых форм экономической, политической и духовной власти.

Переходя крассмотрению основных черт и разновидностейправого радикализма,следует оттолкнуться от его общего определения как идеологии реакционного бунтарстваирешительной оппозиции демократическому режиму. И остановиться на выяснении существа и базовых характеристик таких его разновидностей, как:

· расизм (как совокупность воззрений о физической и психологической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на человеческую историю и культуру);

· фашизм и неофашизм (как идеология и политика тоталитарного типа, противопоставляющая институтам и ценностям демократии так называемый новый порядок и предельно жесткие средства его утверждения, включая массовый террор, шовинизм, переходящую в геноцид ксенофобию и т.д.);

· религиозно - фундаменталистский радикализм,который в своих крайних ультра – правых проявлениях принимает формы политического экстремизма и террора в качестве основного средства борьбы за достижение поставленных целей.

Заключить изучение темы следует анализом идейно-политических течений в современной России, и их политически организованных носителей (т.е. конкретных политических партий и общественно-политических движений).

Прочитайте:

1. Муштук О.З. Политология. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Московская финансово-промышленная академия, 2010. - Раздел 7. С. 337-367.

2. Хейвуд Э. Политология. Учебник для студентов вузов /Пер. с англ. Под ред. Г.Г. Водолазова, В.Ю. Бельского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – Часть1. Глава 3, С.50-80; Часть 2. Глава 10. С.251-263.

3. Г.А. Алмонд, Дж.Пауэлл, К.Стром, Р. Далтон. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор.- М: Аспект Пресс. 2002. Часть 2. Глава 3 (с.93-121).

4. Категории политической науки. Учебник. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002. Глава 11. Политическая идеология. С.517-581.

5. Панарин А.С.. Политология - М.: «Проспект. 1997 – Раздел 6. С. 224-239.

6. Политология. Лексикон. Под редакцией А.И.Соловьева. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. Статьи: Политическая идеология (с.346-364); Политический радикализм (с.580-590).

7. Политология. Хрестоматия / Сост. Б.А.Исаев, А.С. Тургаев, А.Е.Хренов. – СПб: Питер, 2006. Раздел Х. Политическая культура. С.274-305.

Интернет – ресурсы

1. Электронная гуманитарная библиотека. Лекции по политологии - http://www.gumfak.ru

2. ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия. Категория Политология - http://ru.wikipedia.org/wiki

Мероприятия для самопроверки:

Задание А. Продумайте ответы на нижеследующие контрольные вопросы темы:

1. Сущность, структурные элементы и функции политической культуры.

2. Политическая культура и факторы внешней среды, ее определяющие.

3. Содержание и основные разновидности демократической и автократической политической культуры.

4. Особенности отечественной политической культуры и возможности демократического обустройства России.

5. Содержательная суть политического сознания и роль политической идеологии.

6. Происхождение и сущностные характеристики современного консерватизма и либерализма.

7. Сравнительный анализ современных разновидностей правого и левого радикализма.

8. «Панорама» идеологического спектра в политической жизни современной России.

Задание Б. Осмыслите нижеприведенные цитаты, раскрывающие сущность политической культуры и основных идейно-политических течений, доминирующих в современном мире:

а) «Есть два момента, которые необходимо иметь в виду в связи с понятием политической культуры. Во-первых, она не совпадает с данной политической системой или обществом. Структура ориентаций относительно политики может простираться и обычно простирается за пределы политических систем. Второй момент заключается в том, что политическая культура не является тем же самым, что и общая культура». (Г.Алмонд – американский политолог)

б) Гражданская политическая культура – это политическая культура умеренности. Она предполагает знакомство с вопросами политики, однако подобные вопросы не являются предметом наибольшего внимания со стороны обычного человека; она подразумевает включенность в политику, однако, уровень этой включенности не очень высок». (Г. Алмонд, С. Верба – американские политологи)

в) «Быть консерватором, значит признавать историческую, социальную и моральную преемственность своего общества, соглашаться, что и в прошлом было достаточно мудрости, а существующий порядок вещей достаточно оправдан. Консерватизм подразумевает также признание всего многообразия культурных, религиозных и национальных традиций... Консерватизм верит также в возвышенный моральный порядок, который не обязательно зыждится на религии... Консерватизм не доверяет реформам и уж, во всяком случае, не считает, что любая реформа хороша сама по себе». (Ги Сорман – французский философ и экономист)

г) «Искусство двигать прогресс состоит в том, чтобы сохранять порядок, осуществляя перемены, и осуществлять перемены, сохраняя порядок». (У.А. Норт (1861-1947) - британский математик, логик, философ)

д)«Либерализм – тот политический правовой принцип, согласно которому государственная власть, несмотря на свое всемогущество, сама себя ограничивает и старается, даже в ущерб своим интересам, предоставить в государстве, которым она управляет, место и тем думает и чувствует иначе, чем она сама, т.е. иначе, чем большинство». (Х. Ортега -и- Гассет(1883 - 1955) - испанский философ и социолог)

е) «Теория Маркса оказалась для Запада не цианистым калием, а прививкой, предупредившей действительно смертельную опасность». (Е. Гайдар (1956-2009) - российский государственный и политический деятель, экономист)

Наши рекомендации