Вопрос 3. Генезис и содержательные стороны консерватизма и либерализма.
При изучении третьего вопроса– Генезис и содержательные стороны консерватизма и либерализма – необходимо учитывать, что наряду с политической культурой субъективная сторона политической жизнедеятельности находит свое отражение также и в политическом сознании, которое в наиболее концентрированном и системном виде «материализуется» в политической идеологии. Последняя, т.е. политическая идеология предстает как комплекс идей, система взглядов и ценностных ориентаций, связанных с проектами обустройства (переустройства) общественной жизни на тех или иных мировоззренческих началах.
Среди всех разновидностей современных политических идеологий, отражающих многообразие интересов стратифицирующих общество социальных формирований и групп, наиболее крупными и широко распространенными выступают: консерватизм, либерализм, правый и левый радикализм.
Ключевым в понимание консерватизмакак политической идеологии является установка на защиту традиционных устоев общественной жизни. Возникнув в конце XVIII века в качестве негативной реакции европейской аристократии на Великую Французскую революцию и ее идеи, консерватизм сегодня ассоциируется с теми в политике, кто в наибольшей степени подпадает под понятие «правые». Кто прославляет унаследованные от прошлого моральные установки и нормы, противодействует радикальным реформам, выступает за сохранение сложившегося порядка вещей. Чье жизненное кредо очень емко выражает русская народная пословица: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».
В то же время было бы неверным отождествлять консерватизм с реакционностью. Реакционер – этот тот, кто стремится вернуть прошлое, тогда как консерватор заинтересован в сохранении настоящего, не исключая возможности изменений того, что созрело для изменения. В этой связи необходимо осмыслить следующую формулу консерватизма: «Одной рукой изменять то, что должно, другой сохранять то, что можно».
Такого же осмысления требует определение существа консерватизма, данное дореволюционным русским либералом-консерватором Б.Н.Чичериным, в соответствии с которым консерватизм является «самым крепким оплотом государственного порядка, воспрещает всякую бесполезную, а тем более вредную ломку. Оно (это течение) в равной мере удалено и от узкой реакции, пытающейся остановить естественный ход вещей, и от стремления вперед, отрывающегося от почвы в преследовании теоретических целей. Ему одинаково противны упорное стремление удержать то, что потеряло жизненную силу, и посягательство на то, что еще заключает в себе внутреннюю крепость и может служить полезным элементом общественного строя. Его задача состоит в том, чтобы внимательно следить за ходом жизни и делать только те изменения, которые вызываются насущными потребностями».
Заключить изучение консерватизма следует уяснением различий между такими его современными разновидностями, как традиционализм, либертаризм и неоконсерватизм.
Выясняя существо и основные принципы либерализма, следует иметь в виду, что, как и консерватизм, либерализм исторически также связан с эпохой буржуазных революций XVII-XVIII веков. Но уже в качестве их идеологического обоснования и системы ценностей нового, класса – торгово-промышленной буржуазии, который шел на смену феодальной аристократии. Это обстоятельство предопределило основную идею либерализма – идею осуществления свободы личности, которая (т.е. эта свобода) представляется как универсальная, всеобщая ценность и самоценное непреходящее благо. Равно как и органически связанную с идеей свободы практическую ориентацию (направленность) либерализма на ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к личности. Установление общественного миропорядка, построенного на личной инициативе и предпринимательском духе индивида.
В то же время необходимо четко представлять себе, что ключевое для либерализма понятие «свобода» не означает вседозволенности. И ничем не ограниченного права «хватать и насыщаться». Свобода в либеральном толковании и смысле с необходимостью предполагает ответственность, по отношению к которой (т.е. свободе) последняя выступает в качестве ее исходной базовой функции. И реализуется как социальное поведение, основанное не только на ненанесении вреда и неосуществлении насилия по отношению к другим, но и на добровольном самоограничении в пользу других. На принятии в качестве мотивационного детерминанта этого поведения императива: «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека».
Заключить изучение третьего вопроса следует сравнительным анализом «старого» классического либерализма с «новым» социальным либерализмом (или неолиберализмом), выделив в качестве сущностных черт этого последнего ориентацию на социальный реформизм, стремление примирить равенство и свободу, отказ от роли государства только в качестве «ночного сторожа» и др.