Вопрос 1. «Политический плюрализм и многопартийность как неотъемлемые атрибуты демократии».
При изучении первого вопроса - «Политический плюрализм и многопартийность как неотъемлемые атрибуты демократии» - следует, прежде всего, выяснить, что в содержательном плане стоит за понятием «политический плюрализм». Имея в виду, что плюрализм – это не просто объективно существующая в любом обществе множественность социальных, политических и иных структур и интересов. А организационно оформленная и законодательно закрепленная множественность - в том смысле, что все носители этих интересов обладают и реализуют в практической деятельности конституционно гарантированное право на групповую организацию. В результате общественно-политическая жизнь предстает как взаимодействие нескольких или множества взаимозависимых и вместе с тем автономных социальных и политических групп, партий, организаций, чьи установки, идеи и программы находятся в постоянном сопоставлении, соревновании и конкурентной борьбе.
Из такого понимания политического плюрализма вытекают его составляющие принципы, среди которых необходимо различать:
· признание противоречий и связанных с ними отношений соперничества как принципа демократической политической культуры и корня ее динамики, как законного начала и основания всей организации общественной жизни;
· отрицание идеологического единообразия (идеологического монизма) и признание правомерности чужых интересов и чужих взглядов как условия существования собственных, т.е. естественного права людей и организаций на инакомыслие и инакодействие;
· установка на компромисс и поиск консенсуса, построенного на добровольном самоограничении и сдержанности сторон, их взаимных шагов навстречу друг другу. Плюрализм не признает разрушительные насильственные формы разрешения конфликтов по типу бунтов и восстаний, революций и гражданских войн, политического террора и саботажа и т.д.;
· отрицаниесоциально и юридически закрепленных организационных, правовых и иныхпривилегийза отдельными общественными институтами и структурами и утверждение автономии и равенства всех перед законом. Никто в отдельности (будь-то партия или какая-либо другая организованная политическая сила) не может (не вправе) представлять все общество в целом и навязывать ему свою волю.
Особо следует обратить внимание на органическую связь политического плюрализма с понятием «гражданское общество» -по отношению к этому обществу плюрализм выступает как своего рода фундамент структурно-функциональной организации всей общественной жизни. Предопределяя такие исходные черты, как общественная самодеятельность и активизм, самоуправляемость и ассоциативность. Последние находят свое наиболее концентрированное выражение в деятельности «третичного сектора» - бесчисленного множества самых разнообразных некоммерческих общественных организаций, обозначаемых в политическом дискурсе понятиями «организованные группы интересов» – «группы давления».Необходимо усвоить содержательных смысл этих понятий, а также различать среди организованных групп организации широкого и специализированного профиля; организации, преследующие материальные интересы и строящиеся на приверженности тем или иным идеям и ценностям; организации частные и общественные, массовые и кадровые.
Самого пристального внимания требует осмысления важности многопартийностикак ядра политического плюрализма и главной движущей силы демократического развития. В этой связи необходимо выяснить, в чем конкретно проявляются блага многопартийности и почему без многопартийности нет, и не может быть демократии? Почему демократия минус многопартийность = равна диктатуре?
Одновременно необходимо четко представлять себе, что эффективное осуществление многопартийности возможно далеко не во все времена и не у всех народов.Многопартийность требует определенного уровня «формационной» зрелости социума, соответствующей политической и правовой культуры. Она же является серьезным испытанием для общественной морали как таковой. Какие в этом плане потенциальные издержки («минусы») несет в себе многопартийность? Ответом на этот вопрос следует заключить изучение первого вопроса темы.