Тема 12. Административно-правовые режимы
Программное содержание
Понятие административно-правового режима. Сущность, назначение и виды административно-правовых режимов. Правовое закрепление административно-правовых режимов.
Режим чрезвычайного положения. Паспортно-визовый режим. Таможенные режимы.
Методические указания
Под административно-правовым режимом понимается особый правовой режим деятельности физических и юридических лиц в сфере исполнительной власти, который устанавливается законодательством и обусловлен обстоятельствами чрезвычайного характера или особенностями вида деятельности.
Административно-правовые режимы призваны решить две задачи:
- недопущение негативных для общества и государства последствий, обусловленных чрезвычайными ситуациями природного, социального и техногенного характера;
- в случае возникновения негативных для общества и государства последствий чрезвычайных ситуаций природного, социального и техногенного характера обеспечить преодоление последствий указанных чрезвычайных ситуаций, минимизацию ущерба, помощь пострадавшим.
Признаки административно-правовых режимов:
- устанавливаются в сфере публичного управления, сфере деятельности органов исполнительной власти;
- регламентируются, в основном, нормами административного права;
- закрепляют, детализируют правила поведения граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий и учреждений;
- вводятся дополнительные ограничения, возлагаются дополнительные обязанности;
- широко применяются административные методы воздействия;
- вводится дополнительный контроль за соблюдением правил поведения гражданами и юридическими лицами, а также государственной администрацией;
- нарушение правил режима влечет за собой применение дополнительных мер государственного принуждения.
Административно-правовые режимы назначаются:
- для обеспечения бесперебойного функционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность или имеющих важное государственное значение;
- определения порядка реализации прав и обязанностей на территориях, где проводятся специальные противопожарные, санитарные, природоохранные и иные мероприятия;
- установления особых правил пользования объектами, представляющими повышенную опасность или содержащими сведения, отнесенные к государственной тайне;
- обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц в условиях чрезвычайного режима;
- создания условий для эффективной, правомерной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Вопросы для самопроверки:
1. Раскройте понятие административного режима.
2. Назовите признаки административных режимов.
3. Назовите цели административных режимов.
Литература по теме:
1. Рябцев, Л.М. Административное право: учебник / Л.М. Рябцев, Т.В. Телятицкая [и др.]. – Минск: Издат. центр БГУ, 2014.
2. Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И.И. Мах. – Минск: Амалфея, 2012.
Тема 13. Административно-правовые основы управления отдельными отраслями экономики
Программное содержание
Административно-правовые основы управления отдельными отраслями экономики: общие положения и организационно-правовая система. Правовой статус Министерства экономики Республики Беларусь. Административно-правовые основы, организационно-правовая система и правовой статус органов управления: а) промышленностью; б) сельским хозяйством и продовольствием; в) капитальным строительством и жилищно-коммунальным хозяйством; г) транспортом и коммуникациями; д) связью; е) природопользованием и охраной окружающей среды; ж) торговлей, общественным питанием и бытовым обслуживанием населения.
Методические указания
Под национальной экономикой понимают исторически сложившееся хозяйство всей страны или совокупность отраслей и видов материального производства и непроизводственной сферы, или совокупность экономических отношений, складывающихся в системе производства, обмена, распределения и потребления благ.
К отраслям национальной экономики относятся:
- промышленность
- строительный комплекс
- сельское хозяйство (агропромышленный комплекс)
- транспорт и коммуникации
- жилищно-коммунальное хозяйство
- отрасли, обеспечивающие оказание различных социальных услуг.
Основой экономической системы Республики Беларусь является собственность.
Формы собственности: государственная и частная. Объекты, находящиеся в государственной собственности: природные ресурсы, производственный сектор, транспорт, финансовые и кредитные ресурсы, запасы и резервы, общественный непроизводственный сектор и т.п.
Государство осуществляет управление государственной собственностью как непосредственно, так и путем определения государственной политики в отношении собственности, образования органов государственного управления, контроля за состоянием государственного имущества и т.д.
Государственное управление экономикой в республике построено по отраслевому, межотраслевому и территориальному принципам.
Ключевым звеном в системе республиканских органов государственного управления экономикой является Министерство экономики Республики Беларусь, которое осуществляет регулирование и управление в сфере разработки и реализации государственной экономической политики, общую координацию государственной инвестиционной политики, обеспечения противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, выполняет другие важные задачи.
Министерство иностранных дел осуществляет общую координацию внешнеторговой деятельности, содействует привлечению иностранных инвестиций в экономику, разрабатывает мероприятия по созданию условий развития экспорта и т.д.
Руководство экономикой также осуществляют местные органы государственного управления.
Промышленность обеспечивает развитие других отраслей экономики, социально-культурной сферы, разнообразные общественные и индивидуальные потребности в соответствующей продукции, выступает важнейшим гарантом национальной безопасности общества и государства.
В настоящее время в промышленности Республики Беларусь насчитывается 16 укрупненных отраслей (электроэнергетика; топливная, черная, цветная металлургия; химическая и нефтехимическая промышленность; машиностроение и металлообработка; лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная; промышленность строительных материалов, легкая, пищевая и др.).
Сельское хозяйство (агропромышленный комплекс) призвано обеспечивать общество продовольствием и сырьем для промышленного производства. Оно охватывает производство сельскохозяйственной продукции, ее заготовку (закупку) и переработку.
Государственная политика в сфере агропромышленного комплекса направлена на установление правовых основ его функционирования, утверждение национальных и других программ экономического, научно-технического, социального и культурного развития села, определение объемов бюджетного финансирования, направлений инвестиционной политики.
Государственное управление капитальным строительством и жилищно-коммунальным хозяйством осуществляется в рамках единой отраслевой системы с учетом общегосударственных интересов, интересов регионов и местного самоуправления.
Строительство является отраслью материального производства, которая обеспечивает создание и реконструкцию объектов производственного, коммунально-бытового, социально-культурного и жилищного назначения.
Управление коммуникациями - это управление транспортом, связью, сетями и системами топливного, энергетического и водного снабжения, т.е. управление всеми областями хозяйства, которые обслуживают сферы производства (промышленность, агропромышленный комплекс и др.) и жизнедеятельности людей, но не создают материальных ценностей.
Регулирование деятельности транспорта и связи относится к различным отраслям права: административного, гражданского, финансового и др. Управление транспортом и связью регулируется законами, кодексами, уставами, положениями об отдельных видах транспорта и связи.
Конституция Республики Беларусь закрепляет положение о том, что недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства (ст. 13).
Понятия использования и охраны природных ресурсов во многом взаимосвязаны, но было бы неверно полностью отождествлять их. Использование природных ресурсов направлено на получение из них определенных полезных как для общества в целом (например, в хозяйственных целях), так и для отдельных индивидов (например, для оздоровительных целей) свойств. Целью охраны природных ресурсов являются предотвращение экологически вредных последствий их использования, сохранение в первозданном состоянии отдельных компонентов окружающей среды, ее экологического баланса.
Сфера управления торговлей охватывает несколько направлений деятельности – внешнеторговой, торговой, бытового обслуживания населения. Их осуществление регулируется ни основеКонституции РБ, Гражданским кодексом, законами «О торговле», «О защите прав потребителей», актами Президента, Совета Министров и другими нормативными правовыми актами.
Вопросы для самопроверки:
1. Раскройте административно-правовые основы управления промышленностью.
2. Раскройте административно-правовые основы управления сельским хозяйством и продовольствием.
3. Раскройте административно-правовые основы управления капитальным строительством и жилищно-коммунальным хозяйством.
4. Раскройте административно-правовые основы управления транспортом и коммуникациями
5. Раскройте административно-правовые основы управления связью.
Литература по теме:
1. Рябцев, Л.М. Административное право: учебник / Л.М. Рябцев, Т.В. Телятицкая [и др.]. – Минск: Издат. центр БГУ, 2014.
2. Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И.И. Мах. – Минск: Амалфея, 2012.