Тема 12. Административно-правовые режимы

Программное содержание

Понятие административно-правового режима. Сущность, назначение и виды административно-правовых режимов. Правовое закрепление административно-пра­вовых режимов.

Режим чрезвычайного положения. Паспортно-визовый режим. Таможенные режимы.

Методические указания

Под административно-правовым режимом понимается особый правовой режим деятельности физических и юридических лиц в сфере исполнительной власти, который устанавливается законодательством и обусловлен обстоятельствами чрезвычайного характера или особенностями вида деятельности.

Административно-правовые режимы призваны решить две задачи:

- недопущение негативных для общества и государства последствий, обусловленных чрезвычайными ситуациями природного, социального и техногенного характера;

- в случае возникновения негативных для общества и государства последствий чрезвычайных ситуаций природного, социального и техногенного характера обеспечить преодоление последствий указанных чрезвычайных ситуаций, минимизацию ущерба, помощь пострадавшим.

Признаки административно-правовых режимов:

- устанавливаются в сфере публичного управления, сфере деятельности органов исполнительной власти;

- регламентируются, в основном, нормами административного права;

- закрепляют, детализируют правила поведения граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий и учреждений;

- вводятся дополнительные ограничения, возлагаются дополнительные обязанности;

- широко применяются административные методы воздействия;

- вводится дополнительный контроль за соблюдением правил поведения гражданами и юридическими лицами, а также государственной администрацией;

- нарушение правил режима влечет за собой применение дополнительных мер государственного принуждения.

Административно-правовые режимы назначаются:

- для обеспечения бесперебойного функционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность или имеющих важное государственное значение;

- определения порядка реализации прав и обязанностей на территориях, где проводятся специальные противопожарные, санитарные, природоохранные и иные мероприятия;

- установления особых правил пользования объектами, представляющими повышенную опасность или содержащими сведения, отнесенные к государственной тайне;

- обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц в условиях чрезвычайного режима;

- создания условий для эффективной, правомерной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте понятие административного режима.

2. Назовите признаки административных режимов.

3. Назовите цели административных режимов.

Литература по теме:

1. Рябцев, Л.М. Административное право: учебник / Л.М. Рябцев, Т.В. Телятицкая [и др.]. – Минск: Издат. центр БГУ, 2014.

2. Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И.И. Мах. – Минск: Амалфея, 2012.

Тема 13. Административно-правовые основы управления от­дельными отраслями экономики

Программное содержание

Административно-правовые основы управления отдельными отраслями экономики: общие положения и организационно-правовая система. Правовой статус Министерства экономики Республики Беларусь. Адми­нистративно-правовые основы, организационно-право­вая система и правовой статус органов управления: а) промышленностью; б) сельским хозяйством и продо­вольствием; в) капитальным строительством и жи­лищно-коммунальным хозяйством; г) транспортом и коммуникациями; д) связью; е) природопользованием и охраной окружающей среды; ж) торговлей, обществен­ным питанием и бытовым обслуживанием населения.

Методические указания

Под национальной экономикой понимают исторически сложившееся хозяйство всей страны или совокупность отраслей и видов материального производства и непроизводственной сферы, или совокупность экономических отношений, складывающихся в системе производства, обмена, распределения и потребления благ.

К отраслям национальной экономики относятся:

- промышленность

- строительный комплекс

- сельское хозяйство (агропромышленный комплекс)

- транспорт и коммуникации

- жилищно-коммунальное хозяйство

- отрасли, обеспечивающие оказание различных социальных услуг.

Основой экономической системы Республики Беларусь является собственность.

Формы собственности: государственная и частная. Объекты, находящиеся в государственной собственности: природные ресурсы, производственный сектор, транспорт, финансовые и кредитные ресурсы, запасы и резервы, общественный непроизводственный сектор и т.п.

Государство осуществляет управление государственной собственностью как непосредственно, так и путем определения государственной политики в отношении собственности, образования органов государственного управления, контроля за состоянием государственного имущества и т.д.

Государственное управление экономикой в республике построено по отраслевому, межотраслевому и территориальному принципам.

Ключевым звеном в системе республиканских органов государственного управления экономикой является Министерство экономики Республики Беларусь, которое осуществляет регулирование и управление в сфере разработки и реализации государственной экономической политики, общую координацию государственной инвестиционной политики, обеспечения противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, выполняет другие важные задачи.

Министерство иностранных дел осуществляет общую координацию внешнеторговой деятельности, содействует привлечению иностранных инвестиций в экономику, разрабатывает мероприятия по созданию условий развития экспорта и т.д.

Руководство экономикой также осуществляют местные органы государственного управления.

Промышленность обеспечивает развитие других от­раслей экономики, социально-культурной сферы, разнооб­разные общественные и индивидуальные потребности в соответствующей продукции, выступает важнейшим гаран­том национальной безопасности общества и государства.

В настоящее время в промышленности Республики Бела­русь насчитывается 16 укрупненных отраслей (электроэнер­гетика; топливная, черная, цветная металлургия; химичес­кая и нефтехимическая промышленность; машиностроение и металлообработка; лесная, деревообрабатывающая и цел­люлозно-бумажная; промышленность строительных матери­алов, легкая, пищевая и др.).

Сельское хозяйство (агропромышленный комплекс) призвано обеспечивать общество продовольствием и сырьем для промышленного производства. Оно охватывает производство сельскохозяйственной продукции, ее заготовку (закуп­ку) и переработку.

Государственная политика в сфере агропромышленного комплекса направлена на установление правовых основ его функционирования, утверждение национальных и других программ экономического, научно-технического, социаль­ного и культурного развития села, определение объемов бюджетного финансирования, направлений инвестиционной политики.

Государственное управление капитальным строительством и жилищ­но-коммунальным хозяйством осуществляется в рамках единой отраслевой системы с учетом общегосударственных интересов, интересов регионов и местного самоуправления.

Строительство является отраслью материального про­изводства, которая обеспечивает создание и реконструкцию объектов производственного, коммунально-бытового, социально-культурного и жилищного назначения.

Управление коммуникациями - это управление транспортом, связью, сетями и сис­темами топливного, энергетического и водного снабжения, т.е. управление всеми областями хозяйства, которые об­служивают сферы производства (промышленность, агропро­мышленный комплекс и др.) и жизнедеятельности людей, но не создают материальных ценностей.

Регулирование деятельности транспорта и связи отно­сится к различным отраслям права: административного, гражданского, финансового и др. Управление транспортом и связью регулируется законами, кодексами, уставами, по­ложениями об отдельных видах транспорта и связи.

Конституция Республики Беларусь закрепляет положение о том, что недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства (ст. 13).

Понятия использования и охраны природных ресурсов во многом взаимосвязаны, но было бы неверно полностью отождествлять их. Использование природных ресурсов на­правлено на получение из них определенных полезных как для общества в целом (например, в хозяйственных целях), так и для отдельных индивидов (например, для оздорови­тельных целей) свойств. Целью охраны природных ресур­сов являются предотвращение экологически вредных по­следствий их использования, сохранение в первозданном состоянии отдельных компонентов окружающей среды, ее экологического баланса.

Сфера управления торговлей охватывает несколько направлений деятельности – внешнеторговой, торговой, бытового обслуживания населения. Их осуществление регулируется ни основеКонституции РБ, Гражданским кодексом, законами «О торговле», «О защите прав потребителей», актами Президента, Совета Министров и другими нормативными правовыми актами.

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте адми­нистративно-правовые основы управления промышленностью.

2. Раскройте адми­нистративно-правовые основы управления сельским хозяйством и продо­вольствием.

3. Раскройте адми­нистративно-правовые основы управления капитальным строительством и жи­лищно-коммунальным хозяйством.

4. Раскройте адми­нистративно-правовые основы управления транспортом и коммуникациями

5. Раскройте адми­нистративно-правовые основы управления связью.

Литература по теме:

1. Рябцев, Л.М. Административное право: учебник / Л.М. Рябцев, Т.В. Телятицкая [и др.]. – Минск: Издат. центр БГУ, 2014.

2. Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И.И. Мах. – Минск: Амалфея, 2012.


Наши рекомендации