Тема 11. Контроль и надзор за субъектами административного права

Программное содержание

Понятие и назначение контроля за субъектами адми­нистративного права. Принципы и виды контроля. Госу­дарственный контроль: президентский контроль; кон­троль Парламента и местных Советов депутатов за субъ­ектами административного права; контроль органов исполнительной власти (государственного управления). Судебный контроль за субъектами административного права. Понятие и виды общественного контроля за субъ­ектами административного права. Обращения граждан как вид контроля за субъектами административного права, их виды и требования, предъявляемые к ним.

Надзор за субъектами административного права. По­нятие и виды надзора. Административный надзор. Сущ­ность и назначение административного надзора, его субъекты и объекты. Виды административного надзора. Полномочия субъектов административного надзора. Общий надзор прокуратуры за субъектами администра­тивного права: понятие, задачи, методы, формы проку­рорских проверок.

Методические указания

Контроль – это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров.

Сущность контроля за деятельностью органов исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные на то государственные органы (законодательной, исполнительной, судебной власти) и общественные организации, используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, не допущены ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц какие-либо нарушения законности, и если таковые имеются, то своевременно их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности, принимают меры по предотвращению нарушений законности и дисциплины.

Контроль как способ обеспечения законности характеризуется определенными признаками

Во-первых, между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности или подведомственности.

Во-вторых, объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, когда контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого. Закон (нормативный акт), как правило, предоставляет значительную свободу выбора для органа исполнительной власти, не предлагая жесткой модели поведения для каждой конкретной ситуации, отсюда – необходимость строгого контроля не только за законностью, но и за целесообразностью контролируемых действий.

В-третьих, контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого.

В-четвертых, в соответствующих случаях контролирующий вправе применять меры дисциплинарного воздействия к контролируемому за допущенные нарушения.

Формы контрольной деятельности весьма разнообразны: заслушивание отчетов, информации и сообщений, проверки, экспертизы, наблюдение за действиями контролируемого (например, по вопросам государственной регистрации, лицензирования, сертификации), изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей, координация деятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб и т.д. Особо значимы проверки, которые заключаются в установлении фактических данных и сборе информации о выполнении нормативных правовых актов по проверяемым вопросам.

В зависимости от того, на какой стадии деятельности подконтрольного объекта проводится проверка, различают контроль предварительный, текущий и последующий. Контроль, осуществляемый за органами исполнительной власти со стороны других органов (законодательной, судебной власти, общественных организаций), именуется внешним, а осуществляемый самими органами исполнительной власти внутри своей системы – внутренним.

Цели контроля:

- соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства

- обеспечение целесообразного и экономного расходования средств

- поддержание стабильности государственного устройства

- повышение эффективности государственного регулирования.

Основные принципы контроля: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.

Исходя из установленного Конституцией разделения власти на самостоятельные ветви, различаются следующие виды государственного контроля:

- президентский контроль;

- контроль органов законодательной (представительной) власти;

- контроль органов исполнительной власти;

- судебный контроль.

Президентский контроль

Контрольные полномочия Президента Республики Беларусь довольно широкие и определяются Конституцией, Законом Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» и иными нормативно-правовыми актами.

Основные направления контрольной деятельности Президента Республики Беларусь:

- контроль в процессе формирования органов управления;

- контроль за содержанием деятельности аппарата государственного управления, фактическими результатами, за качеством руководства;

- контроль за системой, численностью и структурой аппарата государственного управления, организационно-правовыми формами, методами и стилем его работы;

- контроль за исполнением законов, декретов и указов Президента, соблюдением государственной дисциплины;

- контроль за обеспечением и охраной прав граждан и общественных организаций в области государственного управления.

Наиболее четко урегулирован контроль, проводимый непосредственно Президентом за Правительством (о нем говорилось при рассмотрении субъектов исполнительной власти). Контроль Президента через создаваемые им органы, так называемый опосредованный контроль, осуществляется с помощью Администрации Президента, Управления делами Президента, Совета Безопасности Республики Беларусь и специально предназначенного для контроля Комитета государственного контроля. Данные органы осуществляют свои задачи и полномочия, обеспечивая Президента необходимой информацией.

Контроль Парламента и местных Советов депутатов

Палата представителей дает согласие Президенту Республики Беларусь на назначение Премьер-министра; заслуживает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству; по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает недоверие Правительству.

Палата представителей осуществляет контроль за деятельностью Правительства по разработке республиканского бюджета, рассматривает проекты законов об утверждении республиканского бюджета и отчет о его исполнении, об основах социальной защиты, о принципах регулирования труда и занятости, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, о принципах осуществления отношений собственности и др.

Совет Республики дает согласие на назначение Президентом Председателя и членов Правления Национального банка.

Одно заседание в месяц резервируется для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства.

Депутат Палаты Представителей, член Совета Республики вправе обратиться с запросом к Премьер-министру, членам Правительства, руководителям государственных органов, образуемых или избираемых Парламентом.

Местные Советы депутатов осуществляют значительный объем контрольных полномочий в области государственного управления. Исполнительные комитеты подотчетны соответствующим Советам депутатов по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Совет депутатов не реже одного раза в год заслушивает отчет исполкома.

Местные советы депутатов осуществляют контроль за исполнительными комитетами. При этом сфера этого контроля более широкая, по сравнению с контролем Национального собрания. Так, они утверждают не только местные бюджеты и отчеты об их исполнении, но и программы экономического и социального развития, устанавливают местные налоги и сборы, определяют порядок управления и распоряжения коммунальной собственностью (ст. 121 Конституции Республики Беларусь). В соответствии со ст. 41 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 4 января 2010 г., исполнительные комитеты разрабатывают и вносят для утверждения в Совет предложения по организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан.

Особым методом контроля представительных органов государственной власти за субъектами административного права являются запросы депутатов, которые рассматриваются на сессиях Советов и по которым принимаются соответствующие решения.

Контроль органов исполнительной власти

К числу органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного контроля, относятся: Правительство, министерства, иные республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы (исполкомы, местные администрации администрации).

В системе исполнительной власти осуществляется общий, ведомственный, надведомственный контроль (некоторые авторы выделяют еще и внутренний контроль).

Общий контроль осуществляется в связи с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции. Так, Совет Министров Республики Беларусь объединяет и направляет работу подведомственных министерств, госкомитетов, комитетов, местных органов управления; в порядке контроля заслушивает на своих заседаниях отчеты и доклады их руководителей о состоянии дел в руководимой ими отрасли или сфере.

Правительство Республики Беларусь имеет право отменять акты министерств, других республиканских органов государственного управления, ему подчиненных. За неисполнение или ненадлежащее исполнение Конституции Республики Беларусь, законов, актов Президента, постановлений Совета Министров, распоряжений премьер-министра, служебных обязанностей, Совет Министров налагает в установленном порядке на министров, руководителей других республиканских органов государственного управления, а также на их заместителей дисциплинарные взыскания.

Исполнительные комитеты осуществляют контроль за деятельностью нижестоящих исполкомов, а также за деятельностью подчиненных им отраслевых управлений (например, управлений торговли, образования).

Ведомственный контроль осуществляется органами единой системы в пределах подведомственности. Иными словами, данный вид контроля осуществляется руководителями отраслевых органов государственного управления, а также учреждений и предприятий внутри этих органов собственными силами, обычно в форме проверок и ревизий. Контрольные полномочия соответствующих органов и должностных лиц, как правило, регламентируются в актах, определяющих компетенцию органа.

Формы и методы контроля зависят от масштаба деятельности каждого министерства. В зависимости от этого складывается система внутриведомственного контроля в системе министерств и их структурных подразделений и распределяются контрольные полномочия между звеньями их аппарата.

Надведомственный контроль осуществляется в основном органами межотраслевой компетенции. Данный вид контроля осуществляют, например, Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров и т.д.

Все эти органы, осуществляющие надведомственный контроль, наделены соответствующими полномочиями и вправе производить проверки и обследования предприятий и организаций по вопросам, относящимся к их компетенции. По результатам проверок, органы надведомственного контроля могут давать подконтрольным органам, предприятиям, учреждениям и организациям обязательные указания об устранении обнаруженных нарушений.

Судебный контроль за субъектами административного права

Основной функцией всей системы судебных органов является реализация задач правосудия. Оно осуществляется субъектами судебной власти в процессе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Осуществляя правосудие, суды обеспечивают охрану прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, государственных и общественных интересов, тем самым способствуя укреплению законности.

Основное содержание судебного контроля как способа обеспечения законности в управлении состоит в его правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, их должностных лиц, в выявлении нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, условий и причин их порождающих, принятии мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов, в привлечении виновных лиц к ответственности.

Субъектами судебного контроля являются Конституционный Суд, суды общей юрисдикции и хозяйственные суды.

Надзор – одна из форм деятельности различных государственных органов по обеспечению законности.

Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осуществляющих, подразделяется на два вида.

- Административный надзор. Его суть состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполне­нием действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правил дорожного движения, норм санитарии и др.).

- Прокурорский надзор - связан с деятельностью органов прокуратуры по надзору за соблюдением законов в сфере управления (общий надзор прокуратуры).

Прокурорский надзор в сфере управления – деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры по надзору за исполнением министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами местного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции Республики Беларусь и законов, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Его сущность отражена в Законе Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь» от 8 мая 2007 г. (с изм. и доп.).

Общий надзор осуществляется по двум основным направлениям:

- Надзор за точным соответствием актов и действий органов государственного управления, предприятий, учреждений, их должностных лиц, общественных организаций Конституции, законам, декретам, указам Президента РБ, постановлениям СМ РБ;

- Надзор за соблюдением законов и иных нормативных актов всеми гражданами.

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте понятия контроля в административном праве.

2. Назовите виды контроля.

3. Раскройте понятие и виды надзора в административном праве.

Литература по теме:

1. Рябцев, Л.М. Административное право: учебник / Л.М. Рябцев, Т.В. Телятицкая [и др.]. – Минск: Издат. центр БГУ, 2014.

2. Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И.И. Мах. – Минск: Амалфея, 2012.


Наши рекомендации