Тема 8. Государственные служащие.

Программное содержание

Государственные служащие: понятие, признаки, виды. Должность как государственно-правовое установление.

Государственная служба - вид трудовой деятельности служащих. Понятие государственной службы. Государственная служба как деятельность. Государственная служба как правовой институт. Система правовых актов о государственной службе.

Назначение, принципы и виды государственной службы. Особенности поступления на государственную службу. Способы замещения должностей. Прохождение государственной службы. Перемещение по службе. Правоограничения государственных служащих. Аттестация государственных служащих: понятие и виды. Права государственных служащих: понятие и виды. Классные разряды государственных служащих. Поощрения государственных служащих: понятие и виды. Общие поло­жения об ответственности государственных служащих. Прекращение государственной службы.

Методические указания

Государственная служба представляет собой вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства.

Государственная служба основывается на принципах:

-верховенства Конституции Республики Беларусь;

-служения народу Республики Беларусь;

-законности;

-приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации;

-гуманизма и социальной справедливости;

-единства системы государственной службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;

-гласности;

-профессионализма и компетентности государственных служащих;

-подконтрольности и подотчетности государственных служащих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей;

-добровольности поступления граждан на государственную службу;

-равного доступа граждан к любым должностям в государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии с их способностями, профессиональными знаниями и образованием;

-стабильности государственной службы в целях обеспечения преемственности власти;

-экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих.

Государственная должность – должность, предусмотренная Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа.

Под государственным служащим понимается гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

Виды государственных служащих:

- в зависимости от наличия государственно-властных полномочий:

- служащие, имеющие государственно-властные полномочия;

- служащие, не имеющие государственно-властных полномочий.

- по функциональным обязанностям они подразделяются на: руководителей, специалистов и технических исполнителей.

- в зависимости от полномочий государственные служащие подразделяются на:

- должностных лиц - категория служащих, которые имеют право совершать юридически значимые действия властного характера, которые влекут за собой определённые последствия, в виде возникновений, изменений и прекращений правовых отношений. Должностные лица наделены правом издавать приказы и распоряжения.

- представители власти - категория лиц, наделённая правом предъявлять властные требования от имени государства, которые являются обязательными для исполнения. Законодательством установлена специальная ответственность представителей власти за правонарушения, равно как и ответственность лиц, покушающихся на их деятельность.

- оперативный состав (функциональные работники) – государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов (экономисты, юристы и т.п.).

Среди работников государственного аппарата выделяют еще вспомогательный состав. Это лица, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Они создают условия для выполнения должностными лицами и оперативным составом своих служебных функций (например, технические секретари, лаборанты, делопроизводители).

Государственный служащий имеет право на:

- письменное закрепление своих служебных обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения;

- принятие решений или участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями;

- посещение в установленном порядке для исполнения служебных обязанностей государственных органов, иных организаций;

- получение в установленном порядке от граждан, государственных органов, иных организаций информации и других материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей;

- повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета или иных предусмотренных законодательством источников финансирования;

- повышение в должности, классе государственного служащего;

- заработную плату и дополнительное стимулирование труда в порядке, определяемом настоящим Законом, иными законодательными актами;

- участие в конкурсе на занятие вакантной государственной должности;

- публикации и выступления, связанные с исполнением служебных обязанностей, в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом и иными актами законодательства;

- ознакомление с материалами своего личного дела и другими документами перед внесением их в личное дело, приобщение к делу своих письменных объяснений;

- проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

- уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан;

- отказ от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству;

- свободу объединений, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь;

- здоровые и безопасные условия труда;

- отставку по основаниям, предусмотренным настоящим Законом;

- государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение.

Государственный служащий имеет и иные права, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Государственный служащий вправе обратиться в вышестоящие государственные органы и (или) суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам поступления на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность, дисциплинарной или материальной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, освобождения от занимаемой должности (увольнения), в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Государственный служащий обязан:

- поддерживать конституционный строй Республики Беларусь, обеспечивать неукоснительное соблюдение норм Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства;

- исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством;

- соблюдать ограничения, связанные с государственной службой, установленные Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами;

- обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц;

- исполнять в установленном законодательством порядке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции;

- соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики;

- не допускать действий и поступков, порочащих государственную службу и несовместимых с занятием государственной должности;

- соблюдать установленные в государственном органе регламент, правила внутреннего трудового распорядка, должностные положения и инструкции, порядок работы со служебной информацией;

- в пределах своих должностных полномочий своевременно и объективно рассматривать обращения граждан и юридических лиц и разрешать их в порядке, установленном законодательством;

- сохранять, не распространять доверенные ему государственные секреты, в том числе после прекращения государственной службы в течение срока, установленного законодательством;

- не разглашать полученные при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них представления таких сведений, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

- поддерживать необходимый уровень квалификации для эффективного исполнения своих служебных обязанностей.

Законодательными актами могут быть установлены иные обязанности государственного служащего.

Конкретные обязанности государственных служащих определяются на основе соответствующих квалификационных характеристик и закрепляются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями государственных органов в пределах их компетенции, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Ограничения, связанные с государственной службой

Государственный служащий не вправе:

- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через иных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;

- принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

- занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами;

- принимать участие в забастовках;

- выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением должностных обязанностей по месту основной службы, кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики. Педагогическая (в части реализации содержания образовательных программ), научная, культурная, творческая деятельность, медицинская практика в рабочее время могут осуществляться по согласованию с руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность, или уполномоченным им лицом;

- использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы;

- принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. Полученные государственными служащими при проведении протокольных и иных официальных мероприятий сувениры, стоимость которых превышает пять базовых величин, передаются в доход государства по решению комиссии, создаваемой руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность;

- использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну;

- иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев;

- принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств;

- получать от иностранных государств документы, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, а равно пользоваться такими льготами и преимуществами, если иное не вытекает из международных договоров Республики Беларусь.

Законодательными актами могут быть установлены иные ограничения, связанные с государственной службой.

Государственный служащий обязан передать в установленном законодательством порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Государственный служащий, нарушивший требования закона, подлежит освобождению от занимаемой должности.

Каждой государственной должности соответствуют определенные классы государственных служащих.

Для государственных служащих устанавливается высший класс и 12 классов, из которых 12-й класс является низшим.

Ответственность государственных служащих – применение к ним государственными органами и должностными лицами установленных государством мер воздействия за плохую работу, нарушение государственной дисциплины и законности.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей к государственным служащим могут применяться следующие меры дисциплинарного взыскания:

- замечание;

- выговор;

- предупреждение о неполном служебном соответствии;

- понижение в классе государственного служащего на срок до 6 месяцев;

- увольнение с занимаемой должности в соответствии с Законом, законодательством о труде и иными законодательными актами.

Государственным служащим гарантируются:

- условия труда, обеспечивающие надлежащее исполнение служебных обязанностей;

- заработная плата на условиях и в размере, предусмотренных настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним иными актами законодательства;

- трудовой отпуск;

- соблюдение условий и порядка перевода на другую должность, высвобождения в связи с ликвидацией государственного органа, сокращением численности или штата работников, предусмотренных законодательством о труде;

- выплата выходного и иных единовременных пособий в случаях, порядке и на условиях, установленных настоящим Законом и законодательством о труде;

- право на медицинское обслуживание в организациях здравоохранения в порядке, определяемом актами законодательства.

При поступлении на государственную службу гражданин представляет:

- личное заявление;

- личный листок по учету кадров;

- паспорт гражданина Республики Беларусь, документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу);

- трудовую книжку, за исключением впервые поступающих на работу;

- диплом или иной документ о соответствующем образовании, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности наличие определенного образования не требуется;

- декларацию о доходах и имуществе;

- медицинское заключение о состоянии здоровья (для занятия отдельных государственных должностей, перечень которых определяется законодательными актами).

Квалификационными требованиями, предъявляемыми при поступлении на государственную службу, являются:

- соответствующее образование, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности наличие определенного образования не требуется;

- необходимый стаж и опыт работы по специальности, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности они не установлены;

- владение государственными языками Республики Беларусь;

- знание Конституции Республики Беларусь, законов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Вступление в государственную должность, осуществление полномочий для отдельных категорий государственных служащих могут быть обусловлены принесением присяги.

Государственная служба прекращается в случаях:

- достижения государственным служащим предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе, за исключением случая, предусмотренного п. 4 ст. 41 Закона;

- возникновения (установления) обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 33 Закона. 3. истечения срока, досрочного прекращения полномочий на государственной должности;

- разглашения сведений, составляющих государственные секреты;

- отказа от принесения присяги;

- нарушения требований законодательства при приеме на государственную службу;

- отставки;

- грубого нарушения должностных обязанностей;

- совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе;

- прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты;

- неудовлетворительного результата предварительного испытания;

- вступления в законную силу обвинительного приговора суда.

Отставкой является прекращение государственной службы по предусмотренным настоящей статьей основаниям по инициативе государственного служащего.

Основаниями для отставки государственного служащего являются:

- наличие стажа работы, предусмотренного статьей 51 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 17, ст. 275), для мужчин не менее 30 лет, для женщин – не менее 25 лет, в том числе стажа государственной службы не менее 20 лет;

- состояние здоровья, препятствующее исполнению служебных обязанностей (при наличии медицинского заключения).

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте понятие государственной службы.

2. Кто может быть государственными служащими?

3. Охарактеризуйте виды государственных служащих.

4. Перечислите права государственных служащих.

5. Перечислите обязанности государственных служащих.

6. Назовите основания для отказа в приеме на государственную службу.

7. Определите особенности поступления на государственную службу.

8. Опишите порядок прохождения и прекращения государственной службы.

Литература по теме:

1. О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г., № 204-З.

2. Рябцев, Л.М. Административное право: учебник / Л.М. Рябцев, Т.В. Телятицкая [и др.]. – Минск: Издат. центр БГУ, 2014.


Наши рекомендации