Перестройка в СССР. Россия на современном этапе
Нарастание кризисных явлений в СССР в 70-е-первой половине 80-х гг.
Политические и социально-экономические причины реформирования советского общества. М.С. Горбачев и начало политики перестройки. Стратегия ускорения и курс на демократизацию общества. Политическая реформа 1988 г.: замысел и результаты. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР. Попытка государственного переворота в 1991 г. и ее провал. Распад СССР.
Либеральная концепция перемен в России. Переход к рыночной экономике: трудности и противоречия. Конституционный кризис. События 3––4 октября 1993 г. и их противоречивая оценка в обществе. Политические партии и выборы в Государственную думу.
Кризис 1998 г. Политическая ситуация и социально-экономические реформы начала XXI века.
Методические указания
по самостоятельной работе студента
Система высшего образования базируется на оптимальном сочетании нескольких видов учебной деятельности, в том числе лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов. Последний компонент является основой полноценного образования: систематическая и планомерная самостоятельная работа и желание приобрести знания являются необходимым условием превращения студента в подготовленного специалиста. Поэтому стимулирование самостоятельной, индивидуальной работы студентов представляется одним из основных направлений в совершенствовании современного высшего образования.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее самостоятельная работа студентов) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа студентов обычно складывается из нескольких составляющих:
- работа с текстами: учебниками, нормативными материалами, историческими первоисточниками, дополнительной литературой, в том числе материалами Интернета, а также проработка конспектов лекций;
- написание докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ;
- участие в работе семинаров, студенческих научных конференций, олимпиад и др.;
- подготовка к зачетам и экзаменам непосредственно перед ними.
Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента, а ее объем определяется Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В учебных планах на нее отводится не менее половины учебного времени.
Организация и формы самостоятельной работы
Основная задача организации самостоятельной работы студентов (СРС) заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации СРС должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Цель СРС - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
При изучении каждой дисциплины организация СРС должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:
1. Внеаудиторная самостоятельная работа;
2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;
3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.
Виды внеаудиторной СРС разнообразны:
- подготовка к семинарскому занятию;
· подготовка и написание рефератов, докладов, очерков, эссе и других письменных работ на заданные темы;
· подготовка к участию в научно-теоретических конференциях и др.
Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной СРС, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.
Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров и во время чтения лекций.
При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории необходимо контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний.
На практических и семинарских занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.
По материалам темы занятий целесообразно выдавать студенту домашнее задание и на последнем практическом занятии по разделу подвести итоги его изучения (например, провести контрольную работу в целом по разделу), обсудить оценки каждого студента, выдать дополнительные задания тем студентам, которые хотят повысить оценку. Результаты выполнения этих заданий повышают оценку уже в конце семестра, на зачетной неделе, т.е. рейтинговая оценка на начало семестра ставится по текущей работе только, а рейтинговая оценка на конец зачетной недели учитывает все дополнительные виды работ.
При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять СРС как индивидуально, так и творческими группами, каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Публичное обсуждение и защита своего варианта решения учебной задачи повышают роль СРС и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.
Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы
Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, рабочие программы, примерные тесты, что позволит организовать проблемное обучение, в котором студент является равноправным участником учебного процесса.
Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:
- входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;
- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;
- промежуточный контроль по окончании изучения раздела или полного курса;
- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;
- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.
Весьма продуктивным в этой связи оказывается осуществление тестового контроля знаний и умений студентов, который отличается объективностью, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений и очень эффективен при реализации рейтинговых систем, дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента.
Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой основе переоценить методические подходы к обучению по дисциплине, индивидуализировать процесс обучения. Весьма эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов. В этом случае студент сам проверяет свои знания.
Виды письменных работ
И технология их выполнения
1. Методические рекомендации по подготовке эссе/реферата
Историческое эссе отличается высокой проблемностью, актуальностью, полемичностью, обсуждением различных точек зрения по выбранному вопросу, свободной творческой формой изложения, самостоятельностью суждений. Требования исторического подхода, строгой логической и фактической обоснованности (аргументации), оформления списка использованной литературы, источников и ссылок сохраняются. Тема эссе формулируется самостоятельно, должна быть актуальна, с четким обозначением проблемы, обязательно выбирается в рамках предметного содержания дисциплины (См. «Содержание дисциплины» на стр.1-7, а также «Вопросы для самостоятельного изучения курса и обсуждения на семинарских занятиях» на стр.23-28 ).
При этом ценится:
1. четкость (ясность) формулировки проблемы и отстаиваемого тезиса (точки зрения);
2. полнота раскрытия вопроса, логически верное последовательное, взаимосвязанное изложение и фактическая обоснованность (подкрепление суждений конкретными примерами и соображениями).
3. адекватное использование исторических терминов, исторических источников, избегание публицистичности и неопределенности;
4. понимание специфики исторического подхода;
5. умение видеть данный вопрос или проблему с позиций различных подходов и точек зрения в исторической науке и общественной мысли;
6. знание и умение применять основные исторические понятия и идеи, связанные с решением современных актуальных общественных проблем, требующих исторического анализа;
7. понимание вопроса в конкретно-историческом историко-культурном контексте и единстве основных сфер общества во взаимосвязи с другими гуманитарными науками.
Реферат готовится на основе анализа не менее 4—6 научных и литературных источников.
Структура реферата предполагает наличие:
1. Титульного листа (см. Приложение 1);
2. Содержания
3. Основной части, которая может состоять из нескольких подразделов
4. Заключения
5. Списка использованной литературы (4-6 источников)
Во введении к реферату обосновываются выбор темы, актуальность и глубина рассматриваемой проблемы. В основной части реферата должны быть представлены концепции разных авторов, изложенные в анализируемых источниках. Можно предложить свой аргументированный анализ проблемы, оценить достоинства различных подходов к рассматриваемой проблеме и вскрыть недостатки некоторых из них.
Этапы работы:
1) внимательно познакомьтесь с предложенными для рефератов темами, выберите одну из них и по согласованию с преподавателем утвердите ее;
2) подберите соответствующую литературу для реферирования. Если вы готовили для выступления на семинарском занятии сообщение или доклад с привлечением результатов собственных исследований, можете воспользоваться ими в ходе работы над рефератом;
3) пользуясь закладками, отметьте наиболее существенные положения, фрагменты или сделайте выписки;
4) составьте план реферата;
5) используя рекомендации по конспектированию и составленный вами план, напишите реферат.
В заключении к реферату обязательно выразите свое отношение к рассматриваемой теме, ее содержанию;
6) перечитайте текст и отредактируйте его;
7) проверьте правильность оформления реферата (см. требования к оформлению реферата).
По завершении работы над рефератом напишите текст своего выступления. Время выступления 5 – 7 минут. Продумайте ответы на возможные вопросы по содержанию реферата.
Темы рефератов
1. Русская сельская община Х – нач. ХХ вв.
2. Русский город в системе феодальных отношений Х–ХVII вв.
3. Складывание территорий Московской Руси в ХIV–ХV вв.
4. Власть и собственность средневековой России. От княжеской дружины к регулярной армии Х–ХII вв.
5. Сословно-представительные учреждения России в ХVI–ХVII вв.
6. Династический кризис и его разрешение в «Смутное время» нач. ХVII в.
7. Эволюция сословного строя в России в ХVI–ХIХ вв.
8. Административно-территориальное деление России в ХVI–ХIХ вв.
9. Крестьянские войны в России в ХVII–ХVIII вв.
10. Российские полководцы России ХVIII–ХIХ вв.
11. Петр I и царевич Алексей – поиск альтернатив развития России.
12. Российские просветители ХVIII века и их идеи общественного развития.
13. Отечественная война 1812 года. Русское общество нач. ХIХ вв.
14. Рождение и развитие русских промыслов.
15. Главные ярмарки России ХVIII–ХIХ вв.
16. Русский город в системе капиталистических отношений ХVIII–ХIХ вв.
17. Исторические корни и условия формирования третьего сословия в России.
18. Россия в воспоминаниях иностранцев (Автор по выбору).
19. Иностранцы в России. Их правовое и общественное положение в ХVI–ХVIII вв.
20. Эпоха дворцовых переворотов в России.
21. Просвещённый абсолютизм в России как форма временного компромисса государства и общества.
22. Государственный контроль, государственное регулирование общественной жизни в России ХVIII–ХIХ вв.
23. Разночинская и демократическая интеллигенция в общественно-политической жизни России ХIХ века.
24. Революции «сверху» в России. Причины их несостоятельности.
25. Складывание территории России в ХVI–ХIХ вв.
26. Сословные учебные заведения в России ХVIII–ХIХ вв.
27. Национальная политика царского самодержавия в ХVIII–ХIХ вв.
28. Купеческие династии в России ХIХ–нач. ХХ в.
29. Благотворительная и коммерческая деятельность русского купечества.
30. Реформаторы России ХIХ века, проекты, планы их реализации.
31. Аракчеев и Сперанский – два варианта одной политики.
32. Титулы, звания, чины и должности в Российской империи.
33. Буржуазные реформы и контрреформы второй половины ХIХ в.
34. Проекты нереализованных реформ в России, их авторы и их судьбы.
35. Военно-политические союзы России ХIХ – нач. ХХ. вв.
36. Проблема альтернативности в истории. (На примере отечественной истории ХХ в.)
37. Была ли альтернатива Октябрьской революции?
38. Политические партии в России в начале и в конце ХХ века.
39. Съезды (партийные, советов, народных депутатов) и их роль и место в социально-политической системе СССР (1917–1991).
40. Историческая реальность 1920–1930-х гг. с позиций современной исторической науки и публицистики.
41. Централизация и бюрократизация управления в СССР в 20–30-х гг.
42. Великий стройки первых пятилеток в СССР.
43. Средства и формы социализации экономики и общественных отношений в 20–30-х гг.
44. «Шестидесятники» – социокультурный феномен 60-х гг. ХIХ в. и 60-х гг. ХХ века.