Консервативное, либеральное и радикальное течения в общественном движении россии во ii половине xix века.

Во второй половине ХIХ в. окончательно оформились три направления в общественном движении: консерваторы, либералы и радикалы.

Социальную основу направления консерваторов составили реакционные дворяне, духовенство, мещане, купцы и значительная часть крестьян. Консерватизм II половины ХIХ в. остался верен теории "официальной народности".

Самодержавие объявлялось устоем государства, а православие - основой духовной жизни народа. Народность означала единение царя с народом. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.

Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, против проведения либеральных реформ 60 - 70-х гг. В экономической сфере они ратовали за неприкосновенность частной собственности, помещичьего землевладения и общины.

В социальной области они призывали к единению славянских народов вокруг России.

Идеологами консерваторов были К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой, М. Н. Катков.

Консерваторы были хранителями-государственниками и отрицательно относились к любым массовым социальным действиям, ратуя за порядок.

Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции.

Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России.

Во внутриполитической области либералы настаивали на введении конституционных начал и продолжении реформ.

Политическим идеалом для них была конституционная монархия.

В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства. Требовали ликвидировать сословные привилегии.

Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом модернизации России.

Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя "адресов" - ходатайств с предложением программы преобразований.

Идеологами либералов являлись ученые, публицисты: К.Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, В. А. Гольцев и др.

Особенности российского либерализма: его дворянский характер вследствие политической слабости буржуазии и готовность к сближению с консерваторами.

Представители радикального направления стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).

В радикальном движении участвовали выходцы из разных слоев общества (разночинцы), посвятившие себя служению народу.

В истории движения радикалов II половины XIX в. выделяются три этапа: 60-е гг. - складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков; 70-е гг. - оформление народничества, особый размах агитационной и террористической деятельности революционных народников; 80 - 90-е гг. - ослабление популярности народничества и начало распространения марксизма.

В 60-е гг. сложилось два центра радикального направления. Один - вокруг редакции "Колокола", издаваемого А. И. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал теорию "общинного социализма" и резко критиковал условия освобождения крестьян. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала "Современник". Его идеологом стал Н. Г. Чернышевский, который был арестован и сослан в Сибирь в 1862 г.

Первой крупной революционно-демократической организацией была "Земля и воля" (1861 г.), в которую входило несколько сотен членов из разных слоев: чиновники, офицеры, студенты.

В 70-е гг. среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное.

Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается "сверху", будущее страны - в общинном социализме, преобразования должны осуществляться революционным методом силами крестьян.

В революционном народничестве выделилось три течения: бунтарское, пропагандистское и заговорщическое.

Идеолог бунтарского течения М. А. Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции - идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Он призывал к созданию федерации самоуправления свободных общин.

П. Л. Лавров - идеолог пропагандистского течения - не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства.

П. Н. Ткачев - идеолог заговорщического течения - считал, что крестьян не надо учить социализму. По его мнению, группа заговорщиков, захватив власть, быстро вовлечет народ в социализм.

В 1874 г. опираясь на идеи М. А. Бакунина, более 1000 молодых революционеров предприняли массовое "хождение в народ", надеясь поднять крестьян на восстание. Однако движение было разгромлено царизмом.

В 1876 г. уцелевшие участники "хождения в народ" образовали тайную организацию "Земля и воля", во главе которой стояли Г. В. Плеханов, А. Д. Михайлов и др. Было осуществлено второе "хождение в народ" - с целью длительной агитации среди крестьян.

После раскола "Земли и воли" образовались две организации - "Черный передел" (Г. В. Плеханов, В. И. Засулич и др.) и "Народная воля" (А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская). Народовольцы считали своей целью убийство царя, предполагая, что это вызовет всенародное восстание.

1 марта 1881 г. С.Л. Перовская организовала покушение на царя Александра II.

В 80 - 90-е гг. движение народников ослабевает. Бывшие участники "Черного передела" Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, В. Н. Игнатов обратились к марксизму. В 1883 г. в Женеве была образована группа "Освобождение труда". В 1883 - 1892 гг. в самой России образовалось несколько марксистских кружков, которые видели свою задачу в изучении марксизма и пропаганде его среди рабочих и студентов.

В 1895 г. в Петербурге марксистские кружки объединились в "Союз борьбы за освобождение рабочего класса".

Его создателями были В. И. Ульянов (Ленин), Л. Мартов и др.

Наши рекомендации