Общественной активности и политической культуры различных категорий

населения.

Особенностью формирования органов местного управления и самоуправления в

Республике Беларусь является сочетание выборности и назначаемости. Местные Советы

депутатов и другие органы территориального общественного самоуправления создаются

непосредственно гражданами, а руководители местных исполнительных и

распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности

Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются в

должности соответствующими местными Советами депутатов (ст. 118, 119 Конституции

Республики Беларусь). Важно отметить, что местные Советы депутатов, исполнительные

и распорядительные органы призваны решать вопросы местного значения исключительно

исходя из сочетания общегосударственных интересов и интересов населения,

проживающего на соответствующей территории. Они отвечают за исполнение решений

вышестоящих государственных органов и в тоже время принимают решение по

актуальным проблемам социально-экономического развития территории.

Главной целью местного управления и самоуправления в Республике Беларусь

является решение актуальных социальных, экономических, экологических и культурных

проблем местного значения для повышения уровня и качества жизни населения.

Самостоятельное решение непосредственно гражданами, проживающими на

определенной территории, представительными или исполнительными органами данных

проблем предусматривает определение конкретных задач с учетом особенностей развития

соответствующих территорий. Данная цель, безусловно, может быть реализована в рамках

действующего законодательства как самостоятельно, так и во взаимодействии с

республиканскими и местными органами государственной власти. Процессы

демократизации и децентрализации в системе управления, характерные для ряда

высокоразвитых стран, присущи и для нашей страны. Поэтому, определяя конкретные

цель и задачи местного самоуправления, роль идеологии в этой сфере, необходимо

учитывать перспективы развития политической системы белорусского общества. В своей

основе политическая система белорусского общества сформирована. В то же время

существуют реальные возможности для ее совершенствования. Составной частью

дальнейшего развития политической системы является местное самоуправление как

демократический институт общества. Исходя из Конституции Республики Беларусь

органы местного управления и самоуправления осуществляют свою деятельность не

изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, но выполняют соответствующие

функции по решению общих задач.

К основным задачам местного управления и самоуправления в Республике

Беларусь следует отнести:

• обеспечение социально ориентированного устойчивого инновационного

развития территории на основе эффективного использования местных природных,

материальных, финансовых ресурсов, производственного, научного, образовательного и

кадрового потенциала;

• создание благоприятных производственных, жилищно-бытовых и

социокультурных условий жизнедеятельности различных половозрастных групп

населения данной территории, внедрение социальных стандартов;

• обеспечение эффективной работы предприятий, учреждений образования и

здравоохранения, организаций торговли, бытового и социального обслуживания,

транспорта и связи, энерго-, водо-, тепло- и газоснабжения;

• распределение социальных благ и адресная поддержка наименее социально

защищенных групп населения (инвалидов, ветеранов, пенсионеров, многодетных семей

и других категорий);

• обеспечение высокой культуры обслуживания, общественного порядка,

охраны окружающей среды, экологической и пожарной безопасности.

К основным принципам местного управления и самоуправления в соответствии с

Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» относятся

следующие:

• народовластие, участие граждан в местном управлении и самоуправлении;

• законность, социальная справедливость, гуманизм, защита прав и охраняемых

законом интересов граждан;

• взаимодействие органов местного управления и самоуправления;

• разграничение компетенции представительных и исполнительных органов;

• единство и целостность системы местного управления и самоуправления;

• самостоятельность и независимость Советов, других органов местного

самоуправления в пределах своих полномочий в решении вопросов жизни населения на

конкретной территории;

• выборность Советов, других органов местного самоуправления, их

подотчетность населению;

• гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование населения

о принимаемых решениях по важнейшим вопросам и результатах их выполнения,

предоставление каждому гражданину возможности ознакомления с документами и

материалами, непосредственно затрагивающими его права и законные интересы;

• сочетание местных и общегосударственных интересов, участие органов местного

управления и самоуправления в решении вышестоящими органами вопросов,

затрагивающих интересы населения соответствующей территории;

• ответственность за законность и обоснованность принимаемых решений

органами местной власти.

Следует отметить, что Хартия местного самоуправления закрепляет его основные

принципы местного самоуправления, среди которых можно выделить следующие:

• определение органов местного самоуправления как одной из главных основ

демократического конституционного строя;

• право граждан участвовать в управлении делами общества и государства, которое

может быть реализовано на местном уровне;

• принцип ответственности органов местного самоуправления перед гражданами;

• демократичность и самостоятельность в решении местных проблем в рамках

своей компетенции, в интересах населения и на основе законов.

В соответствии со статьей 6 Закона «О местном управлении и самоуправлении»

граждане, проживающие на соответствующей территории, осуществляют местное

управление и самоуправление через Советы, исполнительные и распорядительные органы,

территориальное общественное самоуправление, местные референдумы, собрания и

другие формы прямого участия в государственных и общественных делах. Не

допускаются какие-либо ограничения прав граждан на участие в местном управлении и

самоуправлении, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики

Беларусь и законами Республики Беларусь. Следует отметить, что в соответствии со ст. 58

Избирательного кодекса Республики Беларусь граждане Российской Федерации,

постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право в порядке,

предусмотренном Избирательным кодексом, участвовать в выборах депутатов местных

Советов депутатов в соответствии с международным договором Республики Беларусь и

Российской Федерации. Данная норма характерна для избирательного законодательства

стран Европейского союза.

На прошедших 14 января 2007 г. выборах депутатов местных Советов депутатов

Республики Беларусь 11 граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на

территории нашей страны, были избраны в местные представительные органы власти.

Наши рекомендации