Формы государственного устройства.
Можно выделить две основные формы – унитарную и федеративную.
Унитарное государство – это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.
Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
· единый властный «центр» – единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);
· одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство;
· единая денежная система, одноканальная система налогов;
· территориальные элементы унитарного государства (области, департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности.
Формы государственных объединений
Федерация – сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.
Характерные признаки:
· территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой единого целого, она состоит из территорий субъектов федерации;
· субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции;
· субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов;
· субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему;
· наличие двойного гражданства;
· двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм).
Конфедерация – союз государств, при конфедеративных связях части конфедерации продолжают быть суверенными государствами, но между ними существует тесное единство.
Для конфедеративной формы государственного устройства характерны следующие черты.
1. Конфедерация образуется на основе соответствующих договоров.
2. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода
3. Суверенитет в конфедерации принадлежит государствам, входящим в ее состав.
4. В предметы ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов.
5. В конфедерациях образуются только те государственные органы, которые необходимы для осуществления задач, особо выделенных по договорным актам.
6. Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов ее субъектов.
Квазиконфедерация – более тесный союз, чем конфедерация, и менее тесный, чем федерация, при этом это союз между неравными, и часто – отдаленными друг от друга частями.
Государства иногда соглашаются с требованиями местных сообществ о расширении прав и свобод территорий. При таком обособлении они могут приобрести форму автономии. В большинстве случаев автономии создаются в унитарных государствах, где она используется для наделения территориальных единиц самостоятельностью в вопросах местного управления.
26. Избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Мажоритарная избирательная система – общий тип избирательных систем, в основу которых при определении результатов голосования положен принцип большинства и один победитель. Различают 3 типа мажоритарной системы:
Мажоритарная система абсолютного большинства (для получения мандата требуется собрать абсолютное большинство голосов (50% + 1)); Мажоритарная система простого (относительного) большинства(требуется собрать простое или относительное большинство голосов, т.е. больше чем у оппонентов); Мажоритарная система квалифицированного большинства (кандидату для победы необходимо собрать четко установленное количество голосов избирателей, всегда превышающее половину избирателей проживающих в округе).
Преимущества:
1. Относительная простота подсчета голосов;
2. Определенность результата, соревновательный характер выборов;
3. Тесная связь депутата с избирательным округом;
4. Политическая ответственность депутата перед избирателями;
5. Взаимосвязь общенациональных проблем с местными;
6. Создание стабильного однопартийного правительства и монолитного большинства в парламенте, способных работать сообща и проводить преемственную политику;
Недостатки
1. Слабая представленность;
2. Неучастие голосов проигравших в распределении парламентских мест;
3. Существует возможность злоупотреблений, манипулирование избирательными округами;
4. Победитель в реальности может не располагать большинством голосов в масштабах страны;
5. Исключение третьих партий из правительственных и парламентских коалиций, несмотря на регулярно получаемую высокую долю голосов.
Пропорциональная избирательная система – способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест выборных органов пропорционально полученному каждой партией или списком кандидатов количеству голосов.
Отличительные черты пропорциональной системы:
· Строгое соответствие между количеством голосов на выборах и представительством в парламенте.
· Акцент на представленности различных групп населения в органах власти.
· Наличие многомандатных округов.
· Голосование на основе партийных избирательных списков.
· Справедливый характер, т.к. отсутствуют проигравшие или потерянные голоса.
Существует 2 основных типа пропорциональной системы:
Пропорциональная система партийных списков
Пропорциональная система передачи голосов.
Преимущества:
1. Учитывает голоса большинства избирателей, т.е. «справедливость»;
2. Способствует становлению многопартийной системы;
3. Стимулирует коалиционные действия и коалиционное парламентское большинство;
4. Защищает интересы политических меньшинств;
5. Более или менее четкие партийные идентификации избирателей.
Недостатки:
1. Сложность определения результатов;
2. Передача партиям права назначать депутатов;
3. Не существует связи депутатов с избирательными округами;
4. Слабое влияние избирателей на правительственные решения;
5. Тенденция к установлению партийной олигархии;
6. Предоставление преимуществ мелким партиям, что может привести к разрушению крупных.
Смешанная система характеризуется объединением элементов пропорциональной и мажоритарной систем. Как правило, выделяют 2 вида смешанной системы:
Смешанная система структурного типа – предполагает двухпалатный парламент, где одна палата (состоящая из представителей административно-территориальных единиц) избирается по мажоритарной системе, а вторая (нижняя) – по пропорциональной системе.
Смешанная система линейного типа – возможен однопалатный парламент, где часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а остальные по пропорциональной.