Дипломатическая служба России во второй половине 18- начале 20 века.

После Петра I сфера деятельности Посольского приказа была значительно сужена. В 1726 г. Екатерина I учредила Тайный совет. Главы иностранной и военных коллегий вошли в его состав. Коллегия иностранных дел превратилась в исполнительную канцелярию при нем.

Одновременно со штатом центрального аппарата был утвержден штат загранучреждений. Звание посла по новым штатам было присвоено лишь русскому представителю в Варшаве. Большинство же русских представителей за границей именовались министрами второго ранга.

В эти же годы большое внимание стало уделяться дипломатическому протоколу и этикету. Особое внимание уделялось вопросам дипломатической тайны. После присоединения в 1783 г. Крыма к России было положено начало институту консульств.

Наполеоновские реформы затронули и государственную службу России. Прежде всего был осуществлен переход от системы коллегий к системе министерств. 8 сентября 1802 г. Александр I издал Манифест об учреждении должностей министров.

Роль Коллегии иностранных дел в такой системе администрирования объективно стала сходить на нет. В 1832 г. по именному указу Николая I «Об образовании министерства иностранных дел» Коллегия была официально упразднена и превращена в структурное подразделение внешнеполитического ведомства. Развитие международных связей в политической и экономической сферах требовало значительного расширения сети зарубежных представительств. Отказались от практики предоставления дипломатических постов иностранцам. Повысились требования к образовательному уровню служащих.

Внешнеполитический аппарат российской империи конца 19 – начала 20 века отражал особенности в основном уже свершившегося на Западе перехода от неограниченной монархии к буржуазно-парламентской монархии, а в 1917 г. – к республике. Царская дипломатия стремилась приспособить механизм принятия государственных решений к вызовам международной политики с учетом роста напряженности между двумя блоками – Антантой и Тройственным союзом. Исторические особенности развития России придавали внешнеполитическому механизму некоторые «национальные» черты: гипертрофированная роль самодержавия; социальная однородность кадрового состава кадров дипломатической службы; ограниченное до минимума влияние общественного мнения на принятие тех или иных внешнеполитических решений.

Такая разноведомственность, а нередко и разновекторность действий, часто приводили к недоразумениям в международных делах. Первая российская революция 1905 г. внесла существенные изменения в государственное устройство страны. Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» предполагал существенную либерализацию политической системы. Постепенно формировался и новый центр управления внешней политикой, в котором ведущую роль начинал играть Совет министров. Император по-прежнему сохранял все прерогативы определения внешнеполитического курса. Он же утверждал инструкции российским послам и посланникам. Формальным заслоном практически неограниченным полномочиям российского императора в области внешней политики являлась так называемая скрепа - обязательная подпись министра или другого указанного в законе лица под законами или высочайшими указами, в том числе под международными договорами России и другими важнейшими внешнеполитическими документами. Серьезным нововведением стал усложненный конкурсный экзамен для поступления на дипломатическую службу.

Первая мировая война изменила характер деятельности Министерства иностранных дел. Его главной задачей стало обеспечение внешнеполитической обстановки, благоприятной для успешного ведения войны, а также подготовка условий будущего мирного договора. Ставка Верховного главнокомандующего стала новым центром, управляющим государственным механизмом. При Ставке была образована Дипломатическая канцелярия, в задачу которой входило осведомление Верховного Главнокомандующего по всем вопросам внешней политики, а также поддержание постоянной связи между главковерхом и министром иностранных дел. Война вынудила создать ряд новых отделов: отдел по делам военнопленных; справочный отдел о русских подданных, оставшихся за границей и в особенности в неприятельских странах; отдел денежных переводов, долженствовавший оказывать помощь людям, оставшимся вне России. Февральская революция 1917 г. создала новую систему власти. Временное правительство, пользовавшееся поддержкой большинства царских дипломатов, практически сохранило сложившуюся к тому времени структуру и личный состав МИДа.

Наши рекомендации