Новгородская земля в период феодальной раздробленности.
Своеобразные черты новгородского общественно-политического устройства, ориентиры новгородской экономики, и принципы взаимоотношений Новгорода с другими землями Руси были заложены еще в древности. Летопись относит начало Новгорода к 864 году (Рюрик пришел из Ладоги и основал Новый город). В.Л.Янин относит появление Новгорода лишь к X столетию. А Г.П.Смирнова – ко второй половине IX века.
В XII—XIII вв. Новгородская земля устойчиво держалась общинно-республиканских форм общежития, сохранявшихся на протяжении многих столетий и не до конца задавленных идеологией и практикой крепостничества.Своеобразие Новгородской земли: изначальная слабость княжеской власти; большой авторитет религиозной власти (и в язычестве, и в христианстве); вовлеченность в социально-политические процессы разных слоев населения (помимо холопов-рабов).
Одно из объяснений: на таких территориях земледелие существует, но оно неустойчиво, а потому большую роль играют промыслы и торговля + на этих территориях никогда не было крепостного права, поскольку феодальные вотчины здесь не имеют смысла: насильно привязанный к месту смерд ничего не даст его потенциальному владельцу+ в сельской местности, находящейся в суровых и неустойчивых климатических условиях, требовались инициатива каждого работника и соблюдение принципа «артельности» (это вызывало необходимость сохранения общинной общественной структуры, в которой господствовал принцип выборности руководителей). Зато «дани» и «оброки» сохранятся в этих регионах на протяжении столетий.
в Новгородской земле существовала иерархия городов— все города рассматривались в качестве «пригородов» Новгорода и должны были нести по отношению к нему определенные повинности. Но внутри каждого из этих городов управление выстраивалось «снизу вверх», так же как и в самом Новгороде.
Своя специфика взаимодействия славянских и неславянских племен. Неславянские племена в большинстве случаев довольно долго сохраняли обособленность, а их внутренняя жизнь оставалась традиционной. Новгороду в целом или отдельным новгородским светским и церковным феодалам эти племена выплачивали дань, и сбор такой «дани» был основной формой подчинения неславянских племен главному городу края или его «пригородам». В числе племен-данников Новгорода были ижора, водь (у побережья Финского залива), карела, Терской берег на юге Кольского полуострова, емь (финны), печера, югра. На территориях этих племен Новгород ведет борьбу с Швецией с 12 по 15 века. Претендовал Новгород и на сбор дани с племен Восточной Прибалтики. Но в этот регион с конца XII в. начинают проникать немецкие крестоносцы, с которыми Новгород позднее будет вести постоянную и тяжелую борьбу. Центром новгородского влияния на восточнобалтийские племена был город Юрьев, основанный в 1030 г. Ярославом Мудрым. Борьба за Юрьев долго будет важнейшим звеном в противостоянии «натиску на восток» крестоносцев.Основные элементы новгородского самоуправления — вече, институт посадников, институт тысяцких, институт старости связанные с этими институтами хозяйственно-управленческие должности. Изначально важную самостоятельную роль играли в язычестве волхвы, а после принятия христианства — епископы и архиепископы. Обычное впечатление о новгородском самоуправлении как о неуправляемой вольнице складывается под влиянием суммы летописных известий. Но ведь летописи не сообщают о каждодневных, «рутинных» делах. Но даже сохранившиеся сведения — это свидетельство высокой политической активности новгородского населения, возможной лишь в условиях определенной правовой защищенности.
Кардинальный институт в системе самоуправления — вече, которое было своеобразным продолжением обязательных «народных собраний» в любых родоплеменных объединениях (и территориальных, и кровнородственных). В XII — XIII вв. именно вече и его решения корректировали поведение исполнительной власти. Эти народные собрания чаще всего носили «чрезвычайный» характер.Если Новгороду надо было кому-то или чему-то реально противостоять, то без вече обойтись было невозможно.
Институт тысяцких: тысяцкие — это те, кому поручалось возглавлять ополчение города и округи.
Наиболее запутанным остается вопрос о зарождении института посадникови функциях посадников в X—XI вв. Даже этимология дает возможность двоякого толкования: посадник, как «посаженный» и посадник как управляющий посадом, торгово-ремесленной частью городов. Основная проблема, связанная с институтом посадничества, это — процесс превращения княжеского «посаженного» чиновника в выборную республиканскую должность. В русских летописях упоминаются имена таких посадников как Гостомысл, Константин Добрынин (дроюродный брат князя Владимира Святославича), Остромир, по заказу которого было изготовлено знаменитое «Остромирово Евангелие».
В Новгороде традиционно большую роль всегда играла церковная власть. При этом во второй половине XII в. проявлялись и церковно-политические противоречия. В числе этих противоречий есть одинвесьма принципиальный: о замене епитимий (церковных наказаний византийского образца) заказными литургиями.
В статье 1165 г. упоминаются сразу два архиепископа, поставленных для Новгорода в Киеве: Илья и Дионисий. Ильязанимал кафедру двадцать один год (до 1187 г.) и ему удалось укрепить и личный авторитет, и авторитет Софийской кафедры. Может быть, именно благодаря столь длительному фактическому правлению Ильи внутреннее положение Новгородав последней трети XII в. относительно стабилизировалось. Помимо указанного элемента стабилизации — повышения авторитета Софийской кафедры — этому способствовали также и внешние обстоятельства: необходимость противостоять нараставшей угрозе на Балтике со стороны немецких крестоносцев и сложные отношения с князьями Владимиро-Суздальской Руси Андреем Боголюбским и Всеволодом Большое Гнездо. Великие князья стремились к подчинению Новгорода, а новгородская «вольница» добивалась «паритетных» отношений. Поэтому, желая ограничить пределы княжеской власти, новгородцы сокращали число земель, с которых князь мог получать дань.Новгород был главным дипломатическим и торговым окном Руси в Северную Европу, и сохранилось значительное количество актов, договорно определявших отношения с западными партнерами. Наибольшее количество договоров связано с Любеком, Готским берегом и немецкими городами.