Закономерностей и методов политологии
В 1948 г. международный коллоквиум по проблемам политической науки утвердил в качестве структурных компонентов предмета политической науки следующие (Слайд 6):
политическая теория (политическая теория и история идей);
теория публичной (государственной) политики, т.е. политические институты (конституция, центральное управление, региональное и местное управление, публичная администрация, экономические и социальные функции управления, сравнительный анализ политических институтов);
теория политического участия или давления граждан (политические партии, группы и ассоциации, участие граждан в управлении и администрации, общественное мнение);
международные отношения (международная политика, политика и международные организации, международное право).
В то же время необходимо отметить, что еще не все разногласия в отношении структуры политологии решены. Связано это с тем, что каждое общество и государство имеет свои национальные особенности развития политической мысли, социально-экономические, культурные особенности функционирования властных институтов. В связи с этим в различных странах и образовательных учреждениях структура политологии может варьироваться.
Политические исследования осуществляются на самых разных уровнях, каждый из которых связан с решением определенного типа задач. Эмпирический уровень политических исследований решает задачу сбора и систематизации фактов (политическая статистика, история общественных движений и политических партий). Теоретический уровень политической науки связан с конструированием абстрактных моделей и концептов (теории политической системы и развития, концепция политической культуры). Зачастую эти уровни сочетаются в одном исследовании. Например, при анализе результатов выборов на теоретическом уровне изучаются избирательная и партийная системы страны (теория политических институтов), а на эмпирическом – результаты голосования избирателей (социология и статистика).
По целям исследования можно выделить фундаментальный и прикладной уровни.
Фундаментальный уровень политической науки решает задачи познания и лучшего понимания политической жизни (теория власти, политические системы, компаративные исследования, политическая культура, политическая социализация, политическая трансформация). Это уровень теорий, вскрывающих глубинные сущностные связи и отношения в политике. Он прорисовывает политическую сферу общества в научной картине мира.
Прикладной уровень политической науки решает задачи, связанные с влиянием на текущую политику и ее изменениями (государственное управление, принятие решений, проведение переговоров, партийное строительство, урегулирование конфликтов и др.). Знания этого уровня развиваются в связи с необходимостью решения типовых проблем, обеспечивающих достижение практических целей в текущем политическом процессе. Как правило, прикладной уровень является сферой междисциплинарных исследований.
В целом политология – это открытая система знаний, способная совершенствоваться и перестраиваться по мере возникновения новых исследовательских проблем, определяемых запросами политической практики.
Политология как самостоятельная научная дисциплина имеет свой категориальный аппарат и систему методов познания политической действительности. Категории политологии представляют собой основные, наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные стороны предмета науки. Политология за все время своего существования как наука создала вполне определенное число понятий, которые являются инструментами проводимых ею исследований. Они составляют, по мнению политологов, следующие группы. (Слайд 7)
Первая группа понятий дает возможность выявить, определить, что есть политология: ее объект, предмет (политическое пространство или политическое поле, парадигма, методы и функции, политика).
Вторая группа понятий позволяет анализировать структуры и силы, которые для политических лидеров, элиты являются целью или средством (из-за своей всеобщности они имеют вертикально-горизонтальный (поперечный) характер; это, прежде всего, «политическая власть», «господство», «порядок»).
Третья группа понятий связана с исследованием политических институтов (государство, политические партии, группы давления, административный аппарат, избирательные системы, правовые системы и суды) и субъектов политики (личность лидера, политическая элита, этнические группы, классы).
Четвертая группа понятий позволяет анализировать политическую систему (это такие понятия, как собственно «политическая система», «компоненты», «нормы», «структуры политической системы», «вход», «выход», «требования», «артикуляция интересов», «агрегирование интересов», «спрос», «поддержка», «среда», «обратная связь», «коммуникация», «рецепторы», «память» и т.п.).
Пятая группа понятий позволяет анализировать политический процесс во всей его совокупности (революция, реформы, политическая модернизация, избирательная кампания, конфликты, политическое событие, ситуация, обстановка и др.).
Шестая группа понятий охватывает в основном область политического сознания (речь идет о таких понятиях, как политическая психология, способствующая выработке у человека непосредственных мотивов и установок политического поведения; политическая идеология, являющаяся мощным мобилизующим средством, в котором сходятся коллективное и индивидуальное; политическая культура, показывающая, насколько человеком освоены общезначимые образцы политической деятельности, насколько ему удалось возвысить свою субъективность до признаваемых в обществе культурными нормами мыслительной и практической деятельности: политическая социализация как вхождение человека в политику, его подготовка и включение в отношения власти; политическая пропаганда, имеющая априорно чисто технический характер, однако, представляющая собой основной способ сознательного воздействия на представления, которые структурируют мир политики).
Выделение закономерностей любого явления, их формирование и классификация – подлинная задача науки. Эти закономерности обусловлены развитием и функционированием того объекта, который изучает та или иная наука. Как и любая общественная сфера, политическая система общества развивается на основе своих объективных законов, проявляющихся в политической сфере общества. Не задаваясь целью классификации и раскрытия законов, мы ограничимся только перечислением некоторых из них. В развитии политической системы можно выделить следующие их группы (Слайд 8): возникновения, функционирования и развития политических интересов, взглядов, концепций и теорий; вхождения и участия личности в политической жизни общества; функционирования и развития политического процесса; становления, функционирования и изменения характера и содержания политической власти.
Для обобщенной характеристики специфических подходов к анализу и объяснению предмета науки нередко используется понятие парадигмы. Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – это признанная всеми и приобретшая характер убеждений система знания, которая в течение определенного времени служит научному сообществу логической моделью постановки познавательных проблем, а также ориентиром в поиске их решений. Более кратко парадигму можно определить как исследовательскую перспективу. Смена парадигм означает научную революцию.
Парадигма политологии – это теоретическое знание, определяющее способ объяснения изучаемых политических явлений, выбора объекта политического исследования и объяснения относящихся к нему фактов. Рассмотрим некоторые парадигмы политической науки.
Теологическая парадигма предполагает сверхъестественное толкование политики, видение источника власти в Боге.
Натуралистическая парадигма объясняет природу политики экологическими, географическими, биологическими и психологическими факторами.
Социальная парадигма дает возможность объяснения политики через действие внешних по отношению к ней социальных факторов.
Рационально-критическая парадигма связывает природу политики с ее внутренними причинами и свойствами.
Политология – полипарадигмальная наука. Ни одна теория сегодня не является признанной в качестве единственно верной парадигмы в политологии. Совокупность выработанных политической наукой теорий и является обобщенным выражением ее научности.
Разнообразные методы, применяемые политической наукой, позволяют глубже и всестороннее познать ее предмет. Они представляют собой приемы, способы изучения политики. Основные типы методов политологии сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли. Наиболее важные и часто используемые ею методы можно разделить на следующие группы (Слайд 9):
Первая группа - общелогические методы. Эти методы относятся не к исследованию политических объектов, а непосредственно к организации и процедуре познавательного процесса. В данную группу методов входят анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, мысленный эксперимент, моделирование и другие подобные методы.
Вторая группа – теоретические методы: институциональный, исторический, системный, антропологический, социологический, структурно-функциональный, бихевиористский и др. (Слайд 10) Рассмотрим некоторые из них. (Слайд 11)
Социологический метод выясняет зависимости политики от общества, степень влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, политики.
Нормативно-ценностный метод выясняет значения политических явлений для общества и личности, дает их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы и т.п. Этот метод ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения.
Структурно-функциональный метод рассматривает политику как целостную систему, обладающую сложной структурой, каждый элемент которой имеет своё назначение и выполняет определённую функцию.
Антропологический метод изучает обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека.
Психологический метод исходит в политических исследованиях из человека как конкретного индивидуума и ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, типичных механизмов психологических мотиваций.
Деятельностный метод даёт динамическую картину политики и рассматривает политику как процесс, имеющий следующие стадии (этапы): определение целей, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов на осуществление решений; регулирование деятельности; анализ полученных результатов и постановка новых целей и задач.
Исторический метод изучает политические явления в их последовательном временном развитии, выявляет связи прошлого, настоящего, будущего.
Сравнительный метод сопоставляет однотипные политические явления. Целью этого метода является выявление их общих черт и специфики, нахождение наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач.
Системный метод рассматривает политику как целостный, сложно организованный, саморегулирующейся механизм, находящийся в непрерывном взаимодействии с окружающей средой. Системный метод в политологии одним из первых применил американский ученый Д.Истон.
Бихевиористский метод (от анг. «бихевиор» - поведение) - исследование политических явлений через анализ поведения индивидов и групп при исполнении ими определённых политических ролей. (Слайд 12) Использование этого метода в политологии опирается на следующие предпосылки: политика как социальное явление носит индивидуальный характер, значит, из анализа индивидуального поведения можно вывести все групповые формы политической деятельности; господствующими мотивами в политике являются психические по своему происхождению ориентации; индивиды свои психические состояния и эмоции проявляют по-разному в различных политических явлениях и процессах; участвуя в политике, индивиды придают ей личностно-психологический облик, что влияет на эффективность политики.
Таким образом, особенности политического знания определяются тем, что оно рассматривает общество как органическое единство различных сторон его жизнедеятельности, функционирующих и развивающихся через политическую деятельность людей.