В начале 1970-х гг. в области было 18 приходов РПЦ, 2 общины баптистов, 1 община меннонитов, 4 пятидесятников и 1 община истинно православных христиан.

РПЦ

Архангельская митрополия
Образована решением Священного Синода от 27–28 декабря 2011 г. Включает Архангельскую, Котласскую и Нарьян-Марскую епархии.

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил (с 2010 года)

Поморы

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, к поморам относили себя около 6500 человек. А в 2010 году лишь 3113 человек назвали себя таковыми. К Поморью относят Мурманск, часть Карелии и Коми, но «столицей» является Архангельск.

Несмотря на богатую историю народа, ученые до сих пор не могут определиться, что же именно означает понятие «поморы». Одни считают, что это субэтнос (русский, финно-угорский или смешанный). Другие - что поморы были объединены лишь общим хозяйством.

Третьи называют поморами все население Русского Севера. Но есть и те, кто твердо уверен: поморы - это полноценный, хоть и малочисленный, коренной северный народ, сформировавшийся из русского, финно-угорского и скандинавского элементов.

Поморы, являющиеся потомками древних новгородских поселенцев, сходны по своей материальной и духовной культуре с остальным населением русского Севера и отличаются главным образом особенностями хозяйственного быта; издавна они слыли смелыми мореходами, охотниками на морского зверя и опытными рыболовами.

Одним из наиболее ярких признаков общности поморов является поморский говор русского языка. Он отличается наличием в нем лексики финно-угорских и скандинавских языков, а также оканьем и долготой гласных. Интересно, что в поморском говоре сохранилась лексика древнерусского языка (точнее, его новгородского диалекта).

Этноним произошёл от названия берега Белого моря от р. Онеги до Кеми — Поморский

Основная религия поморов — православие как нового (Русская православная церковь), так и старого (Древлеправославная поморская церковь) обрядов.

По своей языковой, этнической и религиозной принадлежности они практически ничем не отличаются от других представителей русской нации.

Поморский вопрос

Самое серьезное влияния на религиозное самосознание архангелогородцев оказывает творчество директора Центра этносемиотики Николая МихайловичаТеребихина. В своих книгах («Сакральная география Русского Севера», Архангельск, изд-во Поморского пединститута, 1993 и «Лукоморье», Архангельск, изд-во Поморского гос. университета им. М. В. Ломоносова, 1999), а также многочисленных статьях он пишет об особенностях северорусского миросозерцания, религиозности и средневековой мифологии. В общественном сознании архангелогородцев очень сильно представление об уникальности и непохожести на остальную Россию северорусской ментальности, поэтому труды Теребихина являются не только научными исследованиями, но и актуальными идеологическими текстами, пробуждающими региональное самосознание. Теребихин, таким образом, является одним из идеологов особой «поморской ментальности», предполагающей индивидуализм, свободомыслие, мистицизм, смирение, плюрализм и западничество.

«Поморская идея» возникла как светская идеология архангельской интеллигенции и демократических политиков, но она по своей природе предполагает религиозную составляющую. Её носители ищут поддержки в церковных кругах, и эта идея находит отклик среди клириков – коренных северян. Поморская идея находила поддержку в выступлениях и действиях владыки Тихона. По словам референта епископа Тихона (на начало 2000-х гг.) Валерия Суворова, «было бы неверным не обращать внимание на проявление самобытного духа северорусских людей. И епископ не гасит этот дух. Когда владыка произносит проповедь, он говорит именно с поморами».

Особое идеологическое значение для епархии имеет восстановление церковной жизни в рыбацких прибрежных деревнях, т.е. там, где сейчас и живут настоящие поморы. Деревни эти сейчас вымирают из-за поваль- ной безработицы. Бедность, труднодоступность, тяжёлые условия жизни делают поиск священников для служения там не простым делом. Епископ Тихон придавал большое идеологическое значение восстановлению при- ходской жизни в Мезенском, Лешуконском районах и других прибрежных районах. С 2003 г. в поморских деревнях реставрацией и воссозданием церковных зданий занимается всероссийский Фонд архитектурного наследия им. Андрея Рублёва (председателем попечительского совета был епископ Тихон).

Наши рекомендации