Система таможенных органов: задачи, система управления
Таможенными органами в РФ являются: 1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты.
В соответствии с реализуемыми функциями таможенные органы решают следующие задачи:
совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;
взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;
обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;
выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС;
обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории ЕАЭС в пределах своей компетенции;
ведение таможенной статистики и другие
Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется различными методами, определенными законодательством. Эти методы можно классифицировать по различным основаниям, выделяя экономические и административные, тарифные и нетарифные методы.
Тарифное регулирование проводится через установление импортного и экспортного таможенных тарифов. Методами нетарифного регулирования являются: количественные ограничения экспорта и импорта (путем квотирования и лицензирования); экспортный контроль; введение государственной монополии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров; введение защитных мер в отношении импорта товаров; установление запретов и ограничений экспорта и (или) импорта исходя из национальных интересов; установление технических, санитарных, ветеринарных, экологических и иных стандартов в отношении ввозимых товаров, контроль за качеством таких товаров; участие Российской Федерации в международных экономических санкциях, валютное регулирование.
Исходя из перечня мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, оно осуществляется либо с целью стимулирования деятельности ее участников, либо для установления защиты российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов. Поэтому меры государственного регулирования классифицируются на стимулирующие и защитные.
Таможенно-тарифное регулирование
Под таможенным регулированием следует понимать совокупность организационных, экономических (тарифных) и административных (нетарифных) мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, которые так или иначе призваны обеспечивать экономическую безопасность страны.
Можно выделить следующие основные цели таможенного регулирования:
· протекционистская (защита национальных производителей на внутреннем рынке);
· регулирующая (регулирование структуры экспорта и импорта товаров);
· фискальная (обеспечение пополнения доходной части федерального бюджета).
Основной формой таможенного регулирования внешнеэкономический деятельности является таможенно-тарифное регулирование, под которым понимается воздействие на параметры внешнеторгового оборота за счет изменений ставок таможенных пошлин.
Таможенно-тарифного регулирование основывается на ряде принципов. К ним относятся: 1. Принцип обязательности законодательного обеспечения. 2. Принцип оперативности. 3. Принцип эскалации ставок ввозных пошлин.4. Принцип единства размеров пошлин на таможенной территории ЕАЭС. 5. Принцип обязательного учета и использования мирового опыта.
Страна происхождения товара
Страна происхождения товаров – это страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством ЕАЭС.
В подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать предоставления соответствующих документов, подтверждающих страну происхождения товаров. Такими документами являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.