Русско-французские отношения. Участие России в антифранцузских коалициях 1801-1807 г.г.
Начало царствования Александра I совпало со сложной международной обстановкой, она определялась стремлением наполеоновской Франции перекроить в своих интересах карту Европы, покорить или подчинить своему влиянию многие европейские государства.
Взглядам Александра I по международным вопросам было характерно сочетание консерватизма и легитимизма: он считал необходимым поддерживать правящие монархические династии, а также уже отжившие феодальные институты.
В начале, новый российский император пытался проводить политику «свободных рук», не связывая себя какими-либо обязательствами ни с одной из сторон. Были нормализованы отношения с Англией, ухудшившиеся в последний год правления Павла I. Сразу же после дворцового переворота 1801 г. были возвращены казачьи полки атамана М.И. Платова, отправленные по приказу Павла в поход на Индию, принадлежащую Англии. Ослабление международной обстановки в 1801 – 1803 гг. позволило российскому правительству сконцентрировать внимание на внутренних реформах.
Однако новая агрессия Франции в Европе, расстрел по его приказу герцога Энгиенского (1803 г.), а также провозглашение Наполеона французским императором привели к складыванию в 1804 г. III антифранцузской коалиции, которая ставила цель прекратить дальнейшие завоевания Наполеона. В нее вошли Англия, Россия, Австрия, Швеция и Неаполитанское королевство на юге Италии.
Война с Францией началась для союзников неудачно. Еще до подхода основных российских сил австрийская армия капитулировала в Южной Баварии, а в ноябре 1805 г. Наполеон занял Вену. В этой ситуации командующий российской армией М.И. Кутузов предлагал вести затяжную войну, отступая на восток. Но Александр I настоял на генеральном сражении, которое произошло в декабре 1805 г. около д. Аустерлиц (Чехия). В ходе него русско-австрийские войска потерпели крупное поражение. Австрийский император Франц I и Александр I были вынуждены бежать с поля боя. Горечь от поражения усиливалась тем, что российская армия более 100 лет, после сражения под Нарвой, не проигрывала генеральных сражений. Поражение под Аустерлицем привело к распаду III коалиции, Австрия заключила сепаратный мир с Наполеоном.
В 1806 г. сложилась IV антифранцузская коалиция, в состав которой вошли Англия, Россия, Пруссия и Швеция. Большие надежды союзники возлагали на прусскую армию, однако времена Фридриха Великого прошли, и армия Пруссии уже не отличалась высокой боеспособностью. Однако Пруссия поспешила начать военные действия до подхода союзных войск. Но уже в первых сражениях в октябре 1806 г. (при Иене и Ауэрштедте) французские войска разбили прусскую армию. Россия осталась фактически один на один с Францией. Положение России осложнялось тем, что она вела войну одновременно еще и с Турцией и Персией. Несмотря на это, добиться молниеносного разгрома российской армии Наполеону не удалось.
Военные столкновения шли на территории Восточной Пруссии и Польши. Сражения при Пултуске и Прейсиш-Эйлау окончились безрезультатно. Но летом 1807 г. в сражении у Фридланда российская армия потерпела поражение и отступила за пограничную реку Неман. Французские войска вышли к границе России.
Поражение заставило Александра I пойти на переговоры. Наполеон предложил заключить не только мир, но и союз. Встреча двух императоров состоялась в конце июня 1807 г. у г. Тильзита. Чтобы не затрагивать престижа обеих сторон, посередине реки Неман был установлен большой плот с роскошным шатром.
По Тильзитскому мирному договору Россия признала все завоевания Наполеона. Пруссия сохранила независимость, но ее территория была сильно урезана. У границ России было образовано Герцогство Варшавское под протекторатом Наполеона. В дальнейшем оно стало плацдармом для наступления на Россию. Признавая за Наполеоном владычество на западе – в Германии и Италии, Александр I получил право свободных рук на востоке Европы – против Турции и Швеции. Самым тяжелым для России условием Тильзитского мира было присоединение к провозглашенной Наполеоном континентальной блокаде Британских островов. Не сумев покорить Англию силой оружия, он решил задушить ее экономически. Зависимым и союзным государствам запрещались какие-либо взаимоотношения с Англией, даже почтовые связи. Это наносило серьезный удар по экономическим интересам российских помещиков и купцов, участвовавших в прибыльной торговле с Англией. Кроме того, вызванный присоединением к континентальной блокаде упадок внешней торговли повлек за собой расстройство финансовой системы страны.