Крестьянский вопрос во внутренней политике в первой четверти XIX века.
Наличие в России крепостного права было одним из главных препятствий либеральных преобразований. Однако большинство помещиков было заинтересовано в сохранении крепостного права.
Свое личное отношение к крестьянской проблеме Александр I продемонстрировал сразу по вступлению на престол. Он прекратил раздачу государственных крестьян частную собственность, что широко практиковалось ранее. Однако это не означало, что казенные крестьяне впредь были гарантированы от перевода их на положение крепостных. Государственные крестьяне продавались в частные руки, их сдавали в аренду, переводили в разряд удельных, приписывали к казенным фабрикам и заводам, обращали в военных поселян.
В 1801 г. вышло несколько царских указов по крестьянскому вопросу. Было запрещено публиковать в печати объявления о продаже крепостных без земли и с дроблением семей. Также было разрешено купцам, мещанам и государственным крестьянам приобретать в собственность ненаселенные земли. Тем самым разрушалась монополия дворянства на земельную собственность. Это положило начало буржуазному землевладению в России.
Более существенным шагом по пути решения крестьянского вопроса стал указ 1803 г. «О вольных хлебопашцах». Он предусматривал освобождение крепостных крестьян за выкуп по обоюдному согласию с помещиком. Крестьяне выкупали как свою личность, так и земельные наделы, которыми они пользовались. При этом указ не имел обязательной силы; он не обязывал помещиков, а призывал их освобождать своих крепостных крестьян. Изданием данного указа Александр I рассчитывал на добрую волю помещиков, на их заинтересованность (они могли получить от крестьян больший выкуп за землю, чем при продаже их в другие руки).
Освобожденные на основании этого указа крестьяне, которые получали наименование вольных хлебопашцев, не выходили из податного сословия: они по-прежнему уплачивали подушную подать, несли другие государственные повинности, включая и рекрутскую.
Однако владельцы крепостных крестьян отнеслись к этому указу настороженно, т.к. увидели в нем проявление государственного вмешательства в их наследственные права. За все время царствования Александра I на волю выкупились 47 тыс. душ мужского пола крестьян или менее 0,5% от всего количества.
Были также изданы указы, направленные на ограничение помещичьего произвола и смягчение крепостного права. Запрещалось продавать крепостных на ярмарках (1808 г.), отменялось право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки.
В 1804 – 05 гг. был проведен начальный этап аграрной реформы в Латвии и Эстонии. Крестьяне, имевшие земельные наделы, объявлялись их пожизненными и наследственными держателями, но при этом они были обязаны помещику отбывать барщину и платить оброк. Ограничивалась власть помещика над крестьянами.
7. Преобразования в области просвещения и цензуры в первой четверти XIX века.
Наиболее плодотворными были усилия верховной власти в области образования. В начале XIX в. просвещение понималось в смысле воспитания «новой гражданственности» посредством школы. В соответствии с представлениями эпохи Просвещения Александр I и передовая общественность полагали, что образование народа способно привести к прогрессивным преобразованиям или подготовить их. Распространение просвещения имело и другую цель. В начале XIX в. безграмотность в России была распространена не только в низших сословиях, но и среди духовенства, купечества, чиновничества и провинциального дворянства. Требовались подготовленные чиновники для обновленного государственного аппарата, а также квалифицированные специалисты для промышленности и торговли.
В течение 1803 – 04 гг. проводилась реформа народного просвещения. В основу образовательной системы были положены принципы бессословности, преемственности учебных программ между различными ступенями образования. В стране вводилась следующая система учебных заведений:
· начальная школа – одногодичные приходские училища в сельской местности и трехклассные уездные училища в городах;
· средняя школа – шестиклассные гимназии, в губернских городах – губернские училища;
· высшая школа – университет.
Наряду с существующим Московским университетом в начале XIX в. был восстановлен университет в Дерпте (совр. Тарту), а также открыты новые в Вильно, Харькове, Казани. Был основан Петербургский педагогический институт, преобразованный в 1819 г. в университет.
Университеты готовили преподавателей гимназий, кадры чиновников для гражданской службы, специалистов-медиков. Каждый университет получил Устав, по которому ему предоставлялась широкая автономия: выборность ректора и профессуры, невмешательство полиции и администрации, собственный университетский суд.
Было образовано 6 учебных округов, возглавляемых Попечителями, которых назначал император. Попечитель выполнял лишь функции надзора и контроля над учебными заведениями во вверенном ему округе.
Наряду с государственными открывались частные, как правило, привилегированные средние учебные заведения – лицеи и пансионы (в Ярославле – Демидовский лицей, в Одессе – Ришельевский, а также лицей в Царском селе). Кроме того, было положено начало высшему специальному образованию – открыты Институт инженеров путей сообщения в Петербурге и коммерческое училище в Москве.
В 1804 г. был принят Цензурный устав, который считается самым либеральным в России XIX в. Он гласил, что цензура служит «не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною». Авторы и издатели получали право обжалования действий цензоров.
Цензурные послабления в первые годы царствования Александра I способствовали расширению издательской деятельности. Появился ряд новых журналов, увеличилось издание переводов иностранной литературы. В это время были изданы произведения известных западноевропейских просветителей – Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье, А. Смита и других, которые оказали большое влияние на формирование будущих декабристов.
Однако вскоре последовали изменения в цензурной практике в сторону ужесточения. Появившиеся в 1810 г. министерство полиции взяло на себя некоторые цензурные функции.