Национальный вопрос во внутренней политике самодержавия в конце 19 – начале 20 века.

Национальная политика самодержавия в 80-90-е гг выражалась:

1)в ограничении некоторых прав национальностей,

2)в русификации нац.окраин

3)распрастр.на них общеимперского админ-полит.управления.

В те годы утвердился дух императорского национализма в борьбе с иноверцами и инородцами. Были ущемлены в правах поляки и евреи Для еврейского населения еще с 18 века была установл.территория ,в пределах которой они могли проживать (Польша, Литва, Белоруссия, Правобережная Украина, Бессарабия, Черниговская и Полтавская губернии).Не рапр.на евреев опред.соц.категории: купцы 1-ой гильдии, лица с высшим образованием, ремесленники и солдаты.

3 марта 1882 «Временные правила» евреи лишены права в пределах «черты оседлости» селиться вне городов, также запрет на приобрет.и аренду недвиж.имущ-ва.

1887 – введение процентной нормы приема евреев в ВУЗы. (3% в столицах, 5% вне черты оседлости).

После подавления польского восстания (1863-1864) царское правительство проводит меры ,направленные на присоединение Польши в состав.Рос.империи. Царство Польское стало наз.Привислинским краем (на него распр.общеимперское админ.устройство).

80-г царизм ведет насильственную политику обрусения Польши( усиленное насаждение русского языка в школах, и в польских административ.учреждениях). Все важные посты в админ.учрежд.занимали русские чиновники.

Украина и Белоруссия – считались русскими в национальном отношении, национальная самобытность официально не признавалась,

1905 – разрешение крестьянам католикам покупать земли в Западном крае, разрешение издавать Евангелие на украинском языке

1911 – т.к. белорусы и украинцы не инородцы ,то преподавание только на русском языке.

В 90-е был проведен ряд мер, направленных на стеснение автономии Финляндии.

1890 г царский манифест – объединение финлянд.почты с общеимперской, о ведении в финских учрежд.делопроизводства на русском языке ,об упразднении финского войска и введение в обращение на территор.Финл.рус.монеты.

Национальная политика на Кавказе в начале XX века связана с деятельностью наместника в кавказском регионе Воронцова-Дашкова. Главная цель – увеличение числа русских крестьян на Кавказе как опоры для власти. В-Д проводил политику сближения с умеренными элементами местного населения. Он настаивал на том, чтобы на Кавказе селились «привыкшие к его с/х условиям крестьяне» (то есть из южных регионов). Таким образом, В-Д был против отнесения казенных земель Кавказа в фонд для русского заселения.

44.Культура России в конце 19 нач. 20 века.Надо ли образование и науку?

Для характеристики духовной культуры 19- нач.20 века, используют понятие «серебряный век» или «русский духовный ренессанс». На смену настроения известной стабильности в обществе в 80-е годы приходит ожидание «великого переворота» (Л.Толстой).

В общественном сознании распр.теории: материализм Маркса, нравственное учение Л.Толстого ,теория «сверхчеловека» Ф.Ницше.

Революция внесла в обществен.сознание просветит.струю, способствуя просвещению.

Особенность общественно-культур.жизни России в конце 19 века было развитие различных форм объединений деятелей культуры. «Мир искусств», журналы «Весы», «Золотое руно».

1901 – начало Религиозно – философских собраний. Обсуждали вопросы церкви и культуры.

Появляются новые тенденции в общественно – культурной жизни. Распр.идеи «нового религиозного сознания» (богоискательство) Один из пропагандистов «нового христианства» Д.С.Мережковский. Синтез религии, культур и победа всемирной теократии. Некоторые соц-демократы увлекались богостроительством, пытаясь соединить социализм с религией. Луначарский «Религия и социализм» (утверждал, философия Маркса есть философия религиозная).

Продолжает волновать проблема интеллигенции и народа. Происходит непонимание этих 2-х сил русского общества. Для Блока вопрос интеллигенции и народа был самым больным. В его представлении эти 2 силы всегда противостояли друг другу.

Художественная культура:

Новые явления в худ.культуре – это реакция на реализм преоблад.в 19 веке. Среди таких явлений – декадентство -отмечается настроением безнадежности, неприятием жизни, индивидуализмом. Это не какое-то одно течение в искусстве. Упаднические течение захватили деятелей различ.худ.направлений. Но чаще всего был присущ модернистским течениям.

Модернизм – (новейший) рождается в нач.20 в. Развитие неоромантизма как одно из крыльев модернизма. Мир лит-ры полон неожиданностей ,приключений и опасности ,но действуют в этом мире самые обычные люди. Сценический реализм рождение нового реализма. Модернизм в худ.культуре был сложным явлением, внутри него выделялось несколько течений ,отличных по своей эстетике (символизм, футуризм, эгофутуризм, кубизм и т.д.)

Литература: Л.Н.Толстой 1899 последний его роман «Воскресенье» (протест против обществ.зла и соц.несправедливости. Он не принял не поддерживал модернизм в культуре. А.П.Чехов создал лучшие свои произведения в эти годы: «Моя жизнь», «Мужики» «Дама с собачкой», в его творчестве отражались до ужаса простая и сложная жизнь России. 90- гг начало творческого пути А.М.Горького. «Макар Чудра» - его первый рассказ. «Старуха Изергиль», «Девушка и смерть», «Песнь о соколе». – он воспевал гордого и свободного человека. В эти годы в русскую лит-ру пришли новые молодые писатели: И.А.Бунин «Танька», А.И.Куприн «Олеся» - это были крупнейшие писатели русской реалистич.лит-ры 20 века.

Писатели – реалисты группировались вокруг кружка «Знание». Явление литературы 20 века – это тема борьбы рабочего класса.

Театр.Накануне революции возросла роль театра. 1898 – открытие Художественного театра в Москве. У истоков нового театра стояли К.С.Станиславский и В.И.Немирович – Данченко. Подлинное рождение театра состоялось при осуществлении постановки чеховской «Чайки», которая является эмблемой театра. На сцене театра демонстрировалась «правда жизни».

Кинематограф. В 90- е гг в России появляется кинематограф., почти одновременно с изобретением его во Франции братьями Люмьер. Первый русский кинопредприниматель начал А.А.Ханжонков в 1907-08 начал производство отечественных игровых фильмов, построил в Москве кинофабрику, ряд кинотеатров. Первые игровые отечественные фильмы: «Пиковая дама», «Отец Сергий».

Музыка: Н.А.Римский – Корсаков –основной хранитель творческих принципов «Могучей кучки» - написал оперу «Царская невеста». Новые черты русской музыки нач.20 в, отразились у С.В.Рахманинова, А.Н.Скрябина. Обладая яркой индивид., Рахманинов следовал традициям русской муз.классики, во многом был муз.наследником П.И.Чайковского. Скрябин – отличался худ.новаторством. Центрами муз.жизни были Мариинский и Большой театры.

Живопись:товарищ-во передвижников оставалось основ.твор.организ.художников. Искания русской живописи, характерны для этого времени, связаны с такими художниками как М.А.Врубель (тема демона) ,К.А.Коровин (импрессионизм), М.В.Нестеров («Видение отроку Варфоломею), В.А.Серов («Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем» - жанр портрета был основ.в его творчестве. Ученик Репина. К 1910 –м годам относится возникновение русского авангарда. К.С.Малевич создат.этого направления, определили его как искусство чистых форм и беспредметности. 1915 знаменитый «Черный квадрат на белом фоне»

«Мир искусств» - из кружка молодых «любителей изящного» «Мир искусства вырастает в крупное явление худ.лит-ры. К ним принадлежали: А.Н.Бенуа, К.А.Сомов, М.В.Добужинский, Е.Е.Лансере, муз.критик В.Ф.Нувель . «Мир искусств» - широкое культурно – эстетич.движение, которое сыграло важную просветит.роль, оно выступало против недооценки крупных явлений искусства прошлых эпох, особенно их интересовал 18 век, процветал культ Петра 1 ,культ Петербурга .культ Пушкина. Мироискуссники открыли имена Рокотова, Левицкого, Кипренского.

В 90-е гг сформировался символизм в литературе, поэтов – символистов объедин.общность миропонимания, они воспевали индивидуализм, им близка тема «стихийного гения», ницшеанский «сверхчеловек». Символизм получил развитие в творчестве: В.Я.Брюсова, К.Д.Бальмонта, А.Белого, А.А.Блока. Акмеизм, основоположник Н.С.Гумилев и С.М. Городецкий. Среди поэтов- акмеистов были А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам, Г.В.Иванов, М.А.Земкевич и др. В отличии от символистской туманности, они провозгласили культ реального земного бытия (твердый взгляд на жизнь). Футуризм - абсолютная свобода поэтического слова. Они отказывались от лит.традиций. Первые стихи В.В.Маяковского появились в 1912. Он выделяется среди поэтов – футуристов, он всегда выступал за новшества.

Развиваются переводы в лит-ре, русскую классику переводят на латышский, армянский, грузинский. В свою очередь русским читателям становились знакомы произведения армянской ,грузинской, еврейской, украинской литературы. Были созданы «Сборники

Армян., грузин., латыш.лит-ры».

Русское искусство получает международ.признание. Организованные С.П.Дягилевым Русские сезоны в Париже. В 1906 г парижанам была представлена выставка «2 века русской живописи и скульптуры». Парижане знакомились с русской музыкой от Глинки до Скрябина. В 1908 г в Париже выступил Ф.И.Шаляпин, 1909 в Париже начались Русские сезоны балета. Труппа став постоянной стала называться «Русские балеты Сергея Дягилева». Один из новаторов русского балета начла века был М.М.Фокин, хореографич.этюд «Умирающий лебедь» на музыку фр.Сен-Санса, создан.им для выдающейся балерины Анны Павловой, запечатленный в рисунке В.А.Серова - стал символом русского классического балета.

Денежная реформа Витте. (?)

Суть реформы: введение свободного обмена бумажных денег на золотую валюту. Были приняты ряд мер по стабилизации курса кредитного рубля. Частные кредитные банки во избежание спекуляции с их стороны на курсе рубля, были предупреждены о том, что спекуляция и содействие ей поведут к лишению их правит.поддержки и даже права производить коммерческие операции.

Чтобы реформа для общества не была шокирующей ,было позволено до офиц.решения о реформе производить финанс.операции с использ.золотого обращения при курсе 5 золотых руб.за 7,5 кредитных рублей. Лишь после таких мер в 1896 был поставлен официально вопрос о денежной реформе.

Реформа ,предполагала девальвацию (снижение курса национ.валюты по отношен.к иностранным валютам) на 1/3 кредитного рубля ,затрагивала интересы широких слоев населения, прежде всего аграриев, экспортировавших зерно. Реформа подвергалась резкой критике, мол она поставит государство на грань финансового банкротства. Возможность реформы допускалась лишь при условии обмена кредитного рубля на золотой в соотношении 1/1.

Реформа Витте была осуществлена указом царя 1897 ,без соблюдения тогдашнего законодат.порядка ,минуя Гос.совет. Реформа понижала золотое содер.рубля на 1/3. Кредитный рубль = 66 2/3 коп.золотом. На 1/3 уменьш.вес золотого рубля. Существовавшие до реформы 10-рублевые и 15- рублевые золт.монеты превращались в 15 ребл.империалы, а 5- руб.зол.монеты – в 7,5 реб.империалы.

Денежная реформа поставила Россию в фин.отношении в один ряд с развитыми европейскими странами, создавала благоприят.условия для развития рос.капитализма и для притока в страну иностранного капитала. Витте утверждал ,что необходимый рос нашей промышленности может совершиться не иначе, как при непосредственном содействии иностран.капиталов. В этом вопросе Витте добился частичного успеха ,в 1899 императорским повелением был подтвержден допуск иностран.капиталов и предпринимат.к участию в создании и развитии отечествен.промышленности ,с целью удешевления производившихся ею продуктов.

Наши рекомендации