Философская (методологическая) основа учения
Сократ предлагает этическоеобоснование природы государственно-правовых явлений: что поведение человека обусловлено существованием объективных моральных норм, которые делают различие между добром и злом не относительным, а абсолютным.
Однако делать добро нужно лишь зная, в чем оно состоит, следовательно, знание того, что такое добро и что такое зло, делает людей добродетельными (нравственными). Такимобразом, если зло – результат незнания доброго,то добродетель (нравственность)– следствие знания.
Учение о государстве
Государство – это нравственная общность людей, ассоциация добродетельных граждан, созданная для достижения счастья и справедливости.
Знание о том, как должно управлять государством, является высшей («царской»)добродетелью («править должны знающие»).
Этот тезис послужил для выделения следующих возможных форм государства:
Ø царство (правят знающие);
Ø тирания;
Ø аристократия (правят знающие);
Ø плутократия;
Ø демократия.
Учение о праве
В основе права лежит справедливость(«праведность»), базирующаяся на знании, и состоящая в наличии достоинства перед лицом любого испытания и подчинении законам полиса.
Проповедуя необходимость соблюдения полисных законов, Сократ связывает с этим и единомыслие граждан – преданность и повиновение членов полиса законам, поскольку соглашаясь стать членом данного государства, гражданин, тем самым, вступает в договорс полисом и обязуется свято чтить его порядки и установления.
Политико-правовое учение Платона
Наиболее систематическое изложение политические идеи нашли в творчестве ученика Сократа – Платона(427-347 гг. до н.э.). Основные работы – «Государство», «Политик», «Законы».
Методологической основойполитическихпредставленийПлатона выступает объективный идеализм,согласно которому идея (общее понятие, образ) вещи первична и существует объективно, независимо от человеческого сознания: если идеи являются истинными, то вещи в силу своей материальности неистинны,поскольку сама их материальность извращает их сущность.
В соответствии с этим все существующие виды государственного устройства являются извращениями того, что должно быть, т.е. идеального государства.
Учение о государстве
Государство (πόλις)– система связей между людьми, вырастающая из потребностей человека: «Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь».
Таким образом, государство – результат разделения труда и обмена его плодами между отдельными людьми и сословиями.
По своей структуре государство подобно человеческой душе, которой свойственны триначала:
Ø разумное;
Ø яростное;
Ø вожделеющее.
Этим трем началам соответствуют три добродетели:
Ø мудрость;
Ø мужество;
Ø умеренность.
Единство этих трех добродетелей дает четвертую, высшую, добродетель – справедливость («упорядоченность частей души по отношению друг к другу»). Справедливость в политической сфере состоит в том, чтобы каждому индивиду было отведено особое занятие, наиболее соответствующее преобладающему в нем началу(«каждому свое»).
Подобно тому, как в душе человека есть три начала,так и в оптимально устроенном государстве должно быть три сословия:
Ø разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители-философы (совещательное начало государства);
Ø яростному началу – воины-стражи (защитное начало государства);
Ø низменному вожделеющему – земледельцы и ремесленники (деловое начало государства).
В идеальном государстве регламентируются все отношения (отсутствие частной собственности и семьи у первых двух сословий, особая система воспитания и т.д.), установлен жесткий контроль над каждым гражданином.
На базе понятия справедливости, реализуемой в реально существующих полисах,Платон переосмыслил сократовскую классификацию государств.
Самыми правильными и разумными Платон считает монархиюиаристократию– это правление лучших (по сути – философов).
Им он противопоставляет четыре извращенные формы правления – последовательные отклонения от идеального государства:
1. Тимократия(от «τιμή» – честь) – правление честолюбивых, воинственных, соперничающих друг с другом граждан
2.Олигархия – правление богатых (наступает в результате введения в общественной жизни имущественного ценза). Любовь к почестям в олигархии превращается в любовь к деньгам.
3.Демократия – режим, не имеющий должного управления. Человеку оказывается почет, лишь бы он обнаружил свое расположение к толпе (наглость и разнузданность называются просвещенностью и свободой, бесстыдство – мужеством).
4.Тирания – самая прочная форма правления,незаконная власть одного лица, характеризующаяся абсолютной несвободой всех граждан.
Учение о праве
Платон отождествляет закониправо.
Законпонимается Платоном достаточно широко – как совокупность религиозно-нравственных норм,установленных мудрыми правителями в качестве правил поведения для остальных граждан. Причем сами же правители должны следовать божественным законам.
Платон придавал особое значение нормам писаного права, позитивного закона в регламентации всех сторон жизни полиса.
Он настаивал на том, что государство должно опираться на детальные и суровые законы. При их создании законодатель должен стремиться к достижению справедливости и умеренности, которые выражаются, с одной стороны, в ограничении власти правящих, а с другой – в установлении пределов свободы управляемых.