Политико-правовые учения эпохи античности
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ АНТИЧНОСТИ
(ГРЕЦИЯ И РИМ)
ПЛАН
1. Особенности развития и периодизации древнегреческой политико-правовой мысли.
2. Учение Сократа о государстве и законах.
3. Учение Платона о государстве и праве.
4. Политико-правовое учение Аристотеля.
1.
Специфика и этапы развития политико-правовой идеологии
Древней Греции
Политическая и правовая мысль Древней Грецииразвивалась в принципиально иных экономических, социальных, политических и культурных условиях, чем на Востоке: если на Востоке община (по сути, общество) была подчинена монархическому государству, которое приобрело черты деспотии, то в Греции в IX-VII вв. до н.э. складывается особая форма политической организации – полис – суверенная гражданская община, в той или иной степени сохранившая традиции непосредственной демократии и действенный контроль над деятельностью ею же избираемых властных институтов. Участие всех граждан в управлении государством позволило ряду современных исследователей говорить о полисе как о «безгосударственной политической гражданской общине». После завоеваний Александра Македонского (IV в. до н.э.) складывается система эллинистических государств (в основном – монархий), которые не только сохраняли полисные институты, но даже развивали их.
Это обусловило иную, нежели на Востоке, логику и формы политико-правовых воззрений:
Во-первых,если в государствах Древнего Востока политико-правовая идеология носила прикладной характер и существовала в форме мифов, наставлений, поучений, религиозных верований, то в Древней Греции политические идеи обрели форму теорий с присущими им признаками рациональности, целостности, системности, опоры на эмпирические факты.
Во-вторых,хотя политические и правовые воззрения Древней Греции не были самостоятельной формой общественного сознания, но они развивались в рамках особой теоретической формы мировоззрения – рацоналистической философии.
Философское мировоззрение стремится выявить закономерности возникновения и функционирования государства и права, их формы и описать их с помощью системы понятий (категорий).
По этой причине понятийный аппарат современной политической науки, в том числе – определения государства, права, режимов, политики, власти, в значительной мере заложен греческими философами.
В-третьих,нестабильность внешнего и внутреннего положения полисов обусловила внимание к поиску идеального государства, способного примирить, гармонизировать противоположные интересы и обеспечить всеобщее благо и справедливость.
В-четвертых,политико-правовые учения в Древней Греции отражали интересы полноправных граждан, воспевали ценности свободы и индивидуальной морали, в противоположность ценности общинной морали в государствах Древнего Востока. На первый план выдвигаются вопросы, связанные с положением индивида в обществе, возможностью морального выбора и субъективной стороной поведения человека. Опираясь на идеи нравственной свободы индивида, философы демократии разрабатывали учения о равенстве граждан и договорном происхождении закона и государства.
В-пятых, начиная с III в. до н.э., когда древнегреческие государства утратили свою независимость, в общественном сознании происходят глубокие изменения. Среди свободного населения нарастают настроения безысходности и аполитизма, усиливаются религиозные искания. Теоретические исследования политики в этот период подменяются нравоучениями индивидуалистического толка (стоицизм, школа Эпикура).
Можно выделить три этапа в развитии политических и правовых учений Древней Греции:
1. Архаический предфилософский(XI-VI вв. до н.э.), на котором преобладают мифологические представления о политике, праве, государстве.
2. Классический философский(VI-IV вв. до н.э.), в рамках которого зарождается и достигает расцвета рационалистическая интерпретация политико-правовых явлений.
3. Постклассический философский (эллинистический)(III-I вв. до н.э.) – кризис полисной коллективной морали, и, как следствие, начинается воспевание ценности индивидуальной свободы и равенства.
2.
Учение о государстве
Государство – это нравственная общность людей, ассоциация добродетельных граждан, созданная для достижения счастья и справедливости.
Знание о том, как должно управлять государством, является высшей («царской»)добродетелью («править должны знающие»).
Этот тезис послужил для выделения следующих возможных форм государства:
Ø царство (правят знающие);
Ø тирания;
Ø аристократия (правят знающие);
Ø плутократия;
Ø демократия.
Учение о праве
В основе права лежит справедливость(«праведность»), базирующаяся на знании, и состоящая в наличии достоинства перед лицом любого испытания и подчинении законам полиса.
Проповедуя необходимость соблюдения полисных законов, Сократ связывает с этим и единомыслие граждан – преданность и повиновение членов полиса законам, поскольку соглашаясь стать членом данного государства, гражданин, тем самым, вступает в договорс полисом и обязуется свято чтить его порядки и установления.
Учение о государстве
Государство (πόλις)– система связей между людьми, вырастающая из потребностей человека: «Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь».
Таким образом, государство – результат разделения труда и обмена его плодами между отдельными людьми и сословиями.
По своей структуре государство подобно человеческой душе, которой свойственны триначала:
Ø разумное;
Ø яростное;
Ø вожделеющее.
Этим трем началам соответствуют три добродетели:
Ø мудрость;
Ø мужество;
Ø умеренность.
Единство этих трех добродетелей дает четвертую, высшую, добродетель – справедливость («упорядоченность частей души по отношению друг к другу»). Справедливость в политической сфере состоит в том, чтобы каждому индивиду было отведено особое занятие, наиболее соответствующее преобладающему в нем началу(«каждому свое»).
Подобно тому, как в душе человека есть три начала,так и в оптимально устроенном государстве должно быть три сословия:
Ø разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители-философы (совещательное начало государства);
Ø яростному началу – воины-стражи (защитное начало государства);
Ø низменному вожделеющему – земледельцы и ремесленники (деловое начало государства).
В идеальном государстве регламентируются все отношения (отсутствие частной собственности и семьи у первых двух сословий, особая система воспитания и т.д.), установлен жесткий контроль над каждым гражданином.
На базе понятия справедливости, реализуемой в реально существующих полисах,Платон переосмыслил сократовскую классификацию государств.
Самыми правильными и разумными Платон считает монархиюиаристократию– это правление лучших (по сути – философов).
Им он противопоставляет четыре извращенные формы правления – последовательные отклонения от идеального государства:
1. Тимократия(от «τιμή» – честь) – правление честолюбивых, воинственных, соперничающих друг с другом граждан
2.Олигархия – правление богатых (наступает в результате введения в общественной жизни имущественного ценза). Любовь к почестям в олигархии превращается в любовь к деньгам.
3.Демократия – режим, не имеющий должного управления. Человеку оказывается почет, лишь бы он обнаружил свое расположение к толпе (наглость и разнузданность называются просвещенностью и свободой, бесстыдство – мужеством).
4.Тирания – самая прочная форма правления,незаконная власть одного лица, характеризующаяся абсолютной несвободой всех граждан.
Учение о праве
Платон отождествляет закониправо.
Законпонимается Платоном достаточно широко – как совокупность религиозно-нравственных норм,установленных мудрыми правителями в качестве правил поведения для остальных граждан. Причем сами же правители должны следовать божественным законам.
Платон придавал особое значение нормам писаного права, позитивного закона в регламентации всех сторон жизни полиса.
Он настаивал на том, что государство должно опираться на детальные и суровые законы. При их создании законодатель должен стремиться к достижению справедливости и умеренности, которые выражаются, с одной стороны, в ограничении власти правящих, а с другой – в установлении пределов свободы управляемых.
Учение о государстве
Государство– «форма общежития (общения) граждан, пользующихся известным политическим устройством», цель которого «состоит не просто в том, чтобы жить, а гораздо более в том, чтобы жить счастливо».
Вне государства в силу своей природы может находиться «либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек».
В отличие от Платона Аристотель к возникновению государства подходит исторически,полагая, что государство – продукт естественного развития.
Будучи существом политическим, человек создает для общения различные формы совместной жизни (семьяи селение – общности, предшествующие государству; они же – изначальные элементы государства).
Следовательно, Аристотель отношения патриархальной семьи переносит на государство, рассматривая власть в государстве как продолжение власти главы семьи, создавая патриархальнуютеориюгосударства.
Как «совершеннейшая форма жизни», государство имеет определенное политическое устройство («порядок, который лежит в основании распределения государственных властей»). Аристотель классифицирует государства по трем критериям:
1) количественный–число правящих (один, меньшинство, большинство);
2) качественный–цели правления (благо одного, меньшинства, большинства);
3) имущественный–кому принадлежит власть (бедным или богатым).
Первые два критерия позволяют выделить:
три правильные формы:
Ø монархия;
Ø аристократия;
Ø полития.
три неправильные формы:
Ø тирания;
Ø олигархия;
Ø демократия.
Третий критерий приводит все многообразие форм правления к двум:
Ø олигархия– правление богатых и благородных;
Ø демократия – правление неимущих.
Аристотель различает две модели наилучшего государства:
1) абсолютно наилучшую;
2) реально возможную.
С точки зрения нравственного критерия абсолютно наилучшей моделью будет аристократия– государство, где граждане стремятся к достижению добродетельной жизни, чтобы «жить счастливо».
Реально возможная лучшая форма правления,которая обеспечивает политическую стабильность и надлежащее равенство, должна быть:
1. Умеренной, преодолевающей крайности и недостатки олигархии и демократии.
2. Смешанной, соединяющей их добродетели.
Эту форму Аристотель назвал политией.
Признаки политии:
1. Собственность средних размеров,позволяющая не только гарантировать самодостаточность семей, но и ослабить противоречия между бедностью и богатством.
2. Преобладание среднего класса со средним достатком.
3. Социальной опорой власти выступают собственники земли.
4. Политическая власть «сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются на собственный счет».Они обладают гражданскими правами в полном объеме.
Надлежащее распределение благ, что обеспечивает стабильность в полисе, достигается благодаря соблюдению принципа политической справедливости.
Учение о праве
В процессе политического общения свободных и добродетельных граждан возникает право, которое выражает отношение одного человека к другому.
Право– это мерило справедливости, регулирующая норма политического общения.
Аристотель различает:
Ø право естественное – неизменные веления политической природы человека, которые действуют повсеместно и не зависят от воли законодателя. Это набор всеобщих представлений и требований, которые наиболее полно отражают природную склонность человека к общению, совместному проживанию для достижения счастливой жизни.
Ø право условное– равная мера, которая может быть установлена для регулирования отношений между людьми на основе их взаимного согласия. Эта мера закрепляется в законах (писаное право) и обычаях (неписаное право).
Любой позитивный закон должен соответствовать требованиямполитической справедливости(«всякий закон в основе предполагает своего рода право» – правовую справедливость): в соответствии с этим только правильные формы государства имеют правовой характер, поскольку они обеспечивают возможность достижения общего блага.
Закон – некая общая мера, и он не может предусмотреть все возможные конкретные случаи жизни, однако даже при этом неопределенном общем характере закон является незаменимым регулятором политических отношений.
Подобное преодоление отрицательных последствий общего характера закона Аристотель называет правдой: «такова природа правды: она заключается в исправлении закона в тех случаях, где он, вследствие своей общности, неудовлетворителен».
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ АНТИЧНОСТИ
(ГРЕЦИЯ И РИМ)
ПЛАН
1. Особенности развития и периодизации древнегреческой политико-правовой мысли.
2. Учение Сократа о государстве и законах.
3. Учение Платона о государстве и праве.
4. Политико-правовое учение Аристотеля.
1.