Тема 7: НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ИДЕАЛОВ ЭТНОСА, НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА 4 страница

Сейчас очень модно оперировать понятиями «сущность человека», «феномен человека», но насколько понят смысл этих слов и понят ли вообще? А ведь еще Сократ говорил, что, не познав самих себя, мы не можем познать мир. До сих пор мы так и не нашли ответов на ключевые вопросы философии: Что есть человек? Как человек возможен?, а также на эти вопросы, перефразируемые педагогикой (наукой, вызревшей в лоне философии): чему учить? и как учить? Неразрешенность всех этих вопросов высвечивает перед нами, казалось бы, абсурдную ситуацию: в наш-то век, в век культа знания мы стоим перед необходимостью просвещения.

Впервые в истории человечества просвещение как доминанта развития социума возникает в канун Нового времени, времени, которое было освещено «ньютоновской революцией», верой в силу Разума, гармоничность Мира и собственное могущество. Массоны, ставившие своей целью достижение вселенского счастья (одним из них был Ян Амос Коменский) на своих знаменах написали идею просвещения, ибо просвещенный разум может открыть Вселенский Закон Гармонии, адаптировать его к пониманию людьми и сделать всех счастливыми. Хотя жажда просвещения объяснялась и другими причинами. Кардинальные экономические изменения требовали от общества нового типа человека, приспособленного к посменной монотонной работе за станком. Пошатнувшийся авторитет церкви, кризис религиозного сознания приводит, по словам М.К. Мамардашвили, к тому, что «человек оказывается один на один с миром без каких бы то ни было гарантий, внешних по отношению к человеку и человеческому сознанию»[321]. Человек попадал в некое открытое пространство, где вынужден был сам искать и находить равновесие. Он сам создавал свой рисунок жизни, который необходимо было прожить, рассчитывая на собственные силы. Так возникает просветительская установка, по определению совпавшая с основаниями культуры Нового времени, основаниями эпохи Просвещения.

Просвещение как эпоха, с позиции Ю. Лотмана – это «метакультурная конструкция, абстракция, которая, однако, активно влияет на создание реальных текстов»[322], текстов, созданных установками на отрицание чувств, забвение веры и ориентацией на Разум. И. Кант говорил, что «просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной воле. Несовершеннолетие по собственной воле – это такое, причины которого заключаются не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude – имеет мужество пользоваться с о б с т в е н н ы м у м о м (разрядка наша – Г.К.) – таков, следовательно, девиз Просвещения». Логично задаться вопросом: просвещены ли мы? И приходится столкнуться с трагичностью отрицательного ответа.

На наш взгляд, просвещенность – это состояние мыслящего человека, который не игнорирует, а реализует свое фундаментальное стремление – дать родится тому, что находится в зародышевом состоянии в его сознании. Понять и реализовать себя в том, что ты понял, осуществиться во всей полноте своих сил и потенций, превзойти себя – вот главное побуждение просвещенного человека.

Способствует ли наша педагогика, образование формированию подобного человека? Способствует ли нынешняя их система его вхождению в пространство, где открываются во всей величайшей простоте и необъяснимости проблемы жизни и смерти, свободы и любви, мысли, чести, достоинства?

Говоря о формировании человека, необходимо обратиться к казалось бы избитой истине о роли учителя. О его месте в процессе строительства “нужного” человека размышляли многие мыслители прошлого и настоящего. Например, западные социологи марксистского типа считают учителей работниками социального обеспечения, выполняющих роль функционеров, т.к. они помогают осуществлять повседневное управление низшими классами от лица правящего класса. Социологи либерального типа также критикуют учителей с точки зрения того, что они разрушают индивидуальность, непосредственность и творческие способности в учениках во имя уровня успеваемости и ненужных правил и установок.

Мы видим, что классическая оппозиция «учитель-ученик» сохраняется до сих пор, хотя просветительская парадигма подразумевает наличие не преподавателя-ментора, а преподавателя-личности, преподавателя-мыслителя, общение с которым способствует и духовным переживаниям, и интеллектуальному росту ученика. В настоящий момент мы, достигая статуса учителя дистанцируемся от ученика, входя в роль, мы забываем, что наше положение также непрочно, и перед лицом жизни, истории, бытия мы также безоружны как любой другой человек. Часто бывает, что авторитет учителя только и поддерживается социальным статусом педагога. На наш взгляд, авторитетность по статусу должна преодолеваться.

В процесс общения включены две личности, среди которых нет учителя по статусу, а есть мыслящий человек. Путь к достижению идеала – свободного творчества в воспитании и образовании – нужно начинать с разрушения стереотипного представления о человеке вообще.

Мы надеемся, что данный учебный курс, методика его изложения способствуют формированию мыслящего человека, человека просвещенного.

СОДЕРЖАНИЕ

  От автора  
Тема 1: Сущность народной художественной культуры и народного художественного творчества  
Тема 2: Типы народной художественной культуры  
Тема 3: Основные элементы культуры. Функции культуры  
Тема 4: Проблема материальной и духовной культуры. Проблема жизни и смерти в истории мировой культуры  
Тема 5: Семиотические основы изучения народной художественной культуры  
Тема 6: Образ жизни как форма проявления социокультурного аспекта исторического явления (на примере социальной истории России рубежа XVIII – XIX вв.)  
Тема 7: Народная художественная культура как воплощение духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса, национального характера  
Тема 8: Народная художественная культура как воплощение «национальных образов мира»  
Тема 9: Народная художественная культура как воплощение «архетипов коллективного бессознательного»  
Тема 10: Художественно-эстетические аспекты изучения народной художественной культуры (в контексте трудов Д.С.Лихачева)  
  Заключение  

Автор учебного пособия – кандидат исторических наук, доктор политических наук, профессор кафедры философских и культурологических дисциплин Ставропольского государственного педагогического института Косов Геннадий Владимирович. Окончил Минераловодское педагогическое училище и исторический факультет Ставропольского государственного педагогического института.

С 1994 года в ряде вузов г. Ставрополя читает курс культурологи. В рамках методического обеспечения этой учебной дисциплины разработал и опубликовал программу, учебно-методическое и учебное пособие (Косов Г.В. Программа по культурологии. - Ставрополь: Изд-во Ставропольского университета, 1996. – 19 с.; Косов Г.В. Методическое пособие для семинарских и практических занятий по культурологии для студентов гуманитарных факультетов дневного отделения. - Ставрополь: Изд-во Ставропольского университета, 1996. – 102 с.; Косов Г.В. Культурология: опорные конспекты, смысловые блоки, структурно-логические схемы: учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во Ставропольского университета, 1998. – 158 с.).

С 2001 на факультете искусств Ставропольского государственного педагогического института читает курсы «Этнография и танцевальный фольклор народов России», «Теория и история народной художественной культуры» (в 2002 году была подготовлена программа: Косов Г.В. Теория и история народной художественной культуры. - Ставрополь: СГПИ, 2003), «Культурология», «История искусств», «История религий».

Сфера научных интересов затрагивает, в том числе, и проблемы теории и истории культуры. Помимо работ по истории декабризма и экополитологии были опубликованы следующие статьи, имеющие культурологическую направленность: Косов Г.В. Использование активных форм обучения в курсе «Культурология» // Культурология: научно - образовательный вестник. – Вып. 6. – 1998; Косов Г.В. Цикличность как проявление мирового культурного процесса // Циклы природы и общества. Материалы VI международной конференции «Циклы природы и общества». – Ставрополь, 1998. - Ч.1; Косов Г.В. Любовь и ненасилие как нравственный императив XXI века // Вестник Ставропольского университета. - Ставрополь, 1999. - Выпуск №1-2; Косов Г.В. Философские основания музыкального мироощущения любви и природы (на основе анализа наследия А.Ф.Лосева) // Непрерывное профессиональное образование: проблемы и опыт создания комплекса школа-колледж-вуз. - Материалы I региональной конференции. – Ставрополь, 2000; Косов Г.В. Воспитание толерантности на уроках музыки в общеобразовательной школе // Проблемы детской антропологии. Материалы Всероссийской научной конференции. – Ставрополь, 2001; Косов Г.В. Идеи любви и ненасилия в интеллектуальном наследии локальных цивилизаций // Циклы природы и общества. Материалы IX Международной научной конференции. – Ставрополь, 2001; Косов Г.В. Полиполярная модель мира и формирование толерантности детей на уроках музыки в общеобразовательной школе // Политические, правовые, социальные и экономические проблемы современного российского общества. Материалы VII научно-практической конференции. – Т.2. – Ставрополь, 2001; Косов Г.В. Социально-политическая мифология современного общества // Актуальные проблемы современности. – Ставрополь, 2002; Косов Г.В. Контркультура как проявление атолерантности // Качество образования как социальная проблема. Материалы региональной научной конференции. – Ставрополь, 2002; Косов Г.В. Антропологический анализ политической реальности // ЧелоВЕК: Научный альманах. Вып. 1. – Ставрополь, 2005; Косов Г.В. Культурология как антропологическая дисциплина // ЧелоВЕК: Научный альманах. Вып. 2. – Ставрополь, 2006.

Автор будет признателен за замечания и предложения по его содержанию, которые просит направлять по электронному адресу (e-mail): [email protected]

Учебное издание

Наши рекомендации