Вопрос № 3 Происхождение славян, территория их расселения, занятие и быт.

Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из‑за отсутствия достоверных и полных письменных свидетельств об ареале их расселения, хозяйственной жизни, быте и нравах. Первые достаточно скудные сведения содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.

1.1. Античные источники. Римские историки Плиний Старший и Тацит (I в. н. э.) сообщают о венедах, обитавших между германскими и сарматскими племенами. При этом Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов, которые, например, уничтожали пленных. Многие современные историки видят в венедах древних славян, еще сохранявших свое этническое единство и занимавших территорию приблизительно нынешней Юго‑Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.

1.2. Византийские авторы VI в. были более внимательны к славянам, так как они, окрепнув к этому времени, начали угрожать империи. Иордан возводит современных ему славян – венедов, склавинов и антов – к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VI–VIII вв. Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и «давлением» других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (угро‑финны, бал ты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы). Важно учесть, что в формировании трех ветвей славянства – восточной, западной и южной – участвовали представители всех групп, зафиксированных Иорданом.

1.3. Древнерусские источники. Данные о восточнославянских племенах мы находим в«Повести временных лет» (ПВЛ) монаха Нестора (начало XII в.). Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дунае Нестор связывал с «вавилонским столпотворением», приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их «рассеиванию» по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей – «волохов», вытеснивших славян с прародины.

Второй путь продвижения славян в Восточную Европу проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень. Это подтверждается данными археологии и лингвистики.

Расселение восточных славян к VIII в.

Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах:

– поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье «в полях» и потому так и прозвавшиеся;

– древляне, жившие от них к северо‑западу в дремучих лесах;

– северяне, обитавшие к востоку и северо‑востоку от полян по рекам Десна, Сула и Северский Донец;

– дреговичи – между Припятью и Западной Двиной;

– полочане – в бассейне р. Полоты (приток Западной Двины);

– кривичи – в верховьях Волги и Днепра;

– радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода «ляхов» (поляков) и были приведены, скорее всего, своими старейшинами – Радимом, который «пришел и сел» на р. Соже (приток Днепра), и Вятко – на р. Оке;

– ильменские словене обитали на севере в бассейне оз. Ильмень и р. Волхов;

– бужане, или дулебы (с X в. они назывались волынянами) – в верховьях р. Буг;

– белые хорваты – в Прикарпатье;

уличи – между р. Южный Буг и Днестр

тиверцы – между Днестром и р. Прут.

Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором.

Занятия восточных славян

3.1. Земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (подсечно‑огневое) земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2–3 года сельскохозяйственные культуры (рожь, овес, ячмень), используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины. В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а полевых трав.

С VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным лемехом, тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала XX в.

3.2. Другие виды деятельности. Славяне занимались также скотоводством и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развивались ремесла, которые еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско‑Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывавшим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

Общественное устройство

4.1. «Военная демократия». Сложнее «реставрируются» общественные отношения восточных славян. Византийский авторПрокопий Кесарийский (VI в.) пишет: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща». Скорее всего, речь здесь идет о собраниях (вече) общинников (мужчин‑воинов), на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей – «военных предводителей». При этом в вечевых собраниях участвовали только мужчины‑воины. Таким образом, в этот период славяне переживали последний период общинного строя – эпоху «военной демократии», предшествующую образованию государства. Об этом же свидетельствуют такие факты, как острое соперничество между военными вождями, зафиксированное другим византийский автором VI в. – Маврикием Стратегом; появление рабов из пленных; набеги на Византию, которые, в результате раздачи награбленных богатств, укрепляли престиж выборных военных предводителей и приводили к складыванию дружины, состоявшей из профессиональных военных – соратников князя.

4.2. Переход от родовой общины к земледельческой. Кроме того, происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владевших всеми угодьями сообща, приходит соседская (земледельческая) община. Она также состояла из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями, но малые семьи вели здесь самостоятельное хозяйство и самостоятельно распоряжались продуктами своего труда.

4.3. Племенные княжения. Сведения о первых князьях содержатся в ПВЛ. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих «княжений». Так, в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.

Более достоверными являются данные арабского энциклопедиста ал‑Масуди (X в.), который писал о том, что задолго до его времени у славян существовало политическое объединение, названное им Валинана. Скорее всего, речь идет о славянах‑волынянах (летописных дулебах), чей союз был сокрушен, согласно данным ПВЛ, аварским нашествием в начале VII в. В трудах других арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куябе, Славии, Артании. Первый некоторые отечественные историки отождествляют с поселениями на месте будущего Киева, второй – Новгорода (не даром называвшегося «новым городом»), где жили ильменские словене. Месторасположение Артании продолжает вызывать споры. Видимо, все центры представляли собой пред государственные образования, включавшие в себя ряд племенных союзов. Однако эти местные княжения были мало связаны друг с другом, соперничали между собой и потому не могли противостоять мощным внешним силам: единым хазарам и даже разрозненным варягам.

Вопрос № 4 Социально-экономические и политические факторы образования древнерусского государства.

Формирование единого Древнерусского государства происходило в результате разрушения институтов родового строя и перехода от кровнородственной к военной, а затем и территориальной организации общества. В основе этих процессов лежит имущественная и социальная неоднородность, возникающая в результате общественного разделения труда и захватнических войн. Нарастание неравенства разрушало привычные патриархальные институты управления и регуляции и создало новые (военно-иерархические и политические) механизмы упорядочивания, пригодные для территориальной, а не родоплеменной организации.

Можно выделить следующие факторы образования Древнерусского государства.

1. Экономические факторы (общественное разделение труда и имущественное неравенство).

Восточные славяне в V–VI вв. переживали процесс разложения первобытнообщинного строя и, как следствие, возникновение имущественного неравенства и зарождение классов. Процессы классообразования и разложения родоплеменных отношений были обусловлены переходом от присваивающей экономики кпроизводящему хозяйству (земледелию, скотоводству, металлургии и металлообработке, керамическому производству) в результате изменения среды обитания: похолодание привело к исчезновению растений и животных, которыми они питались.

Смена форм хозяйства стала следствием неолитической революции, произведшей переворот в орудиях труда. Последствия этого перехода состояли в том, что человек от начала и до конца сам создавал орудие производства и орудия труда переходили в индивидуальную собственность конкретного лица. Иначе говоря, появляются орудия, позволяющие их владельцу независимо от коллектива добывать пищу.

В результате общественного разделения труда, охватившего все основные восточнославянские племена, наряду с земледелием, развивается ремесло, все большее значение приобретает торговля, особенно внешняя, и возникает обмен результатами деятельности. Следствием экономического неравенства является изменение форм социальной организации и управления.

2. Социально-политические факторы (социальное неравенство, территориальные формы коллективности, потребность в безопасности).

Процессы классообразования у славян происходили на фоне распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую (соседскую), а также формирования племенных союзов. Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей.

Первоначально родовая община заменяется территориальной соседской. Соседская община характеризуется двойственностью: еще сохраняется коллективная собственность на землю, угодья, пастбища, леса, но уже появляется частная собственность на орудия труда, скот, рабов, имущественное неравенство с наследованием имущества детьми, зарождается знать.

В соседской общине формируется социальное неравенство: выделяется родовая знать, обогащавшаяся за счет эксплуатации соседей, военной добычи, торговли, а затем и использования рабского труда. Родоплеменные вожди, военачальники, их приближенные (дружинники) захватывали общинные земли, насильственно взимали с населения подати (дань), за долги обращали крестьян в рабство. В их руках оказывалась и значительная часть рабов из пленных. Из родоплеменной знати и бывших богатых общинников складывается постепенно господствующий класс, эксплуатирующий не только рабов, но и рядовых крестьян-общинников. Разорившиеся крестьяне попадали в зависимость к богатым землевладельцам, "большим" хозяевам (боярам).

Конечно, наличие соседской общины ("верви", "мира") и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации, однако не могло его остановить.

Союзы родов составили племя. Область, занятая племенем, представляла собой княжение, которое было независимо от других княжений в политическом отношении и по своей воле определяло свои связи с соседями в мирные и военные времена. Территория племени называлась землею. В центре каждой из таких земель был город старший (или "великий"), которому повиновались младшие города.

Для управления делами своего города вече выбирало своих людей – "старейшин". Одним из самых заметных в их среде был тысяцкий. Он начальствовал над городским ополчением, носившим название "тысячи". Ему были подчинены сотские и десятские. Когда князья были сильны и пользовались большой властью в волостях, то они назначали тысяцких.

Потестарной (догосударственной) формой социального управления славян в VII–VIII вв. была военная демократия, характерными признаками которой являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение).

Позже для решения какой-либо важной задачи (отражения внешней агрессии или захвата новых территорий) несколько племен объединялись между собой в племенной союз. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. Главной военной силой и одновременно правящей социальной группой во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.

В союзах надобщинные военно-демократические институты власти перерастают в военно-иерархические,происходят отчуждение власти от общества, ее узурпация одним лицом или группой (общинной верхушкой). Постепенно военный предводитель союза племен превращался в правителя (князя), а его приближенные становились советниками и наместниками. Дружина превращалась в войско, на которое опирался князь в осуществлении внутренней и внешней политики.

Наконец, племенные союзы в военно-политических целях объединяются в еще более крупные формирования – "союзы союзов". Центром одного из них стал Киев. Так возникает протогосударство или государство-чифдом(вождество). Оно не представляет собой институции (учреждения), обеспечивающей прочность властвования и централизацию власти, действующей от имени всего населения. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань).

В IX в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз, получивший название Русская земля. Центром объединения был Киев, где правила полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда. В 882 г., согласно летописи, новгородский князь варяжского происхождения Олег после завоевания Киева объединил два крупнейших политических центра восточных славян – киевский и новгородский и образовал Древнерусское государство, перенеся столицу в Киев. В центре нового государственного образования оказалось племя полян.

Древнерусское государство – Киевская Русь с конца IX до начала XI в. включало территории других славянских племен (древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей). Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен. По своей форме это была раннефеодальная монархия. Территория Киевского государства сосредоточилась вокруг нескольких политических центров, некогда бывших племенными. К X в. племенные земли объединились под властью киевских князей.

Наши рекомендации