Институт уполномоченного по правам человека в РФ
После процедур согласования Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" 25 декабря 1996 года был принят Государственной Думой, 12 февраля 1997 года одобрен Советом Федерации, 26 февраля 1997 года подписан Президентом Российской Федерации, 4 марта 1997 года официально опубликован и вступил в силу. Он определил статус Уполномоченного, его компетенцию, порядок назначения и освобождения от должности, реализовав тем самым требования пункта "д" части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации. Федеральный конституционный закон установил, что Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
В срок не позднее 30 дней со дня вступления закона в силу Государственная Дума должна была назначить Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Первый раз этот вопрос рассматривался 4 апреля 1997 года. Государственная Дума провела тайное голосование раздельно по каждой из пяти предложенных кандидатур. Набрать необходимое большинство голосов не удалось ни одному кандидату. 17 сентября 1997 года при повторном рассмотрении вопроса ситуация повторилась. В мае 1998 года депутаты Государственной Думы в третий раз заслушали соискателей на должность Уполномоченного. Большинство в две трети голосов получил только один кандидат - депутат Государственной Думы О.О. Миронов, который 22 мая 1998 года тайным голосованием (299 депутатов - "за", 29 - "против" и 3 -"воздержались") был назначен на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
13 февраля 2004 года в связи с истечением срока деятельности на должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова Государственная Дума Федерального Собрания Российской федерации назначила на эту должность Владимира Петровича Лукина – ученого-политолога, дипломата, который исполнял эти обязанности до марта 2014 года.
С 18 марта 2014 года на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации назначена Элла Александровна Памфилова. Она является членом Правительственных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, по профилактике правонарушений, по миграционной политике, по делам соотечественников за рубежом, а также – Межведомственной комиссии Российской Федерации по делам Совета Европы. Выполняла обязанности омбудсмена она до 27 марта 2016 года.
С 25 апреля 2016 года обязанности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации возложены на Татьяну Николаевну Москалькову.
Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:
· рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;
· анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
· развитие международного сотрудничества в области прав человека;
· правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;
· подготовка ежегодного доклада о своей деятельности и направление его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Следственного комитета Российской Федерации;
· выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;
· направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации;
· обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;
· обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд Российской Федерации для защиты прав и свобод граждан;
· принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;
· анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;
· информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Российской Федерации;
· направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.
Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации успешно действует, получил признание европейского сообщества и продолжает совершенствовать свою деятельность. Так, в 2015 году произошли существенные изменения в федеральном законодательстве. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» дополнен главой II. 1. «Основы статуса государственных органов субъекта Российской Федерации, формируемых законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации», в которой регламентирован порядок учреждения должности уполномоченного по правам человека, его компетенция и другие организационные вопросы, связанные с деятельностью уполномоченного по правам человека в субъекте.
В настоящее время уполномоченные по правам человека действуют уже в 82 субъектах Российской Федерации (июнь 2015 года). Кроме того, появились уполномоченные по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, а также уполномоченные по защите прав других категорий лиц (по правам коренных и малочисленных народов).
Подробная информация - на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
В нашем регионе Закон «Об Уполномоченном Омской области по правам человека» принят постановлением Законодательного Собрания 24 мая 2007 года, подписан Губернатором Омской области 6 июня 2007 года.
27 сентября 2007 года постановлением Законодательного собрания Омской области на должность Уполномоченного по правам человека в нашем регионе назначен Василий Васильевич Пронников. 27 сентября 2012 года он назначен на эту должность повторно.
В.В. Пронников внес значительный вклад в формирование института государственной правозащиты на территории Омского Прииртышья. Аппаратом под его руководством подготовлено семь ежегодных докладов о соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Омской области, специальный доклад «О соблюдении прав граждан при обеспечении безопасности дорожного движения», что позволило восстановить нарушенные права многих омичей.
Постановлением Законодательного собрания Омской области от 9 июля 2015 года назначен на должность Уполномоченного Омской области по правам человека Виктор Михайлович Лохичев.
В соответствии с действующим законодательством и практикой, деятельность Уполномоченного не заменяет и не подменяет деятельность других государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление прав и свобод граждан. Она лишь способствует совершенствованию их работы, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием или бездействием тех или иных органов и должностных лиц, содействует реализации прав граждан.
Подготовка ежегодных докладов о деятельности, а также специальных докладов, доведение их до сведения должностных лиц и широкой общественности дает возможность Уполномоченному изложить свое видение ситуации с обеспечением прав человека, является мощным рычагом воздействия на общественное мнение.
Основная масса дел, связанных с восстановлением нарушенных прав граждан, рассматривается на основе поступающих письменных заявлений, обращений и жалоб граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.