Билет №14. Русская культура 14-15 столетия
Культура – самое яркое воплощение того, что называется духом времени. Наиболее яркие памятники и интересные процессы в этой области. Что такое культура – не существует известной точной формулы, нельзя охватить все в 1 определении. Культура – совокупность мат и дух ценностей, накопленных человеком в процессе его исторического развития. (Краснобаев – русская культура. Очерки русской культуры – многотомное издание, каждый период делится на 2 части: духовная и материальная культура).
Архитектура. Наиболее синтетический вид культуры. Постройка храма тянет за собой все остальные материалы и искусства. Большинство храмов были деревянные, и они до нас не сохранились. Есть только 2: церковь Лазаря Муромского на Онежском озере и Рождества Богородицы из села Бородавы 1458 года, на Шексне. Сегодня – на
территории Кирилло-Белоозерского монастыря.
Каменных храмов сохранилось больше. Иван Калита – 5 каменных церквей в московском кремле, но ни одного не осталось, были разобраны уже при Иване 3 во время мощной перестройки кремля. Донской Дмитрий – примерно 10 каменных храмов, и тоже ничего не сохранилось. Сохранились самые ранние храмы – постройки Василия Дмитриевича. 4 раннемосковских храма: 2 – в Звенигороде: церковь успения на городке (белокаменный храм. Примерно 1400 год) и Саввино-сторожевский монастырь (белокаменный храм Рождества Богородицы, 1405 год). 3 – Троицкий собор Троице-Сергиево монастыря, 1423 год. Построен над гробом преподобного Сергия радонежского. 4 – Спасский собор Спассо-Андронникова монастыря в Москве, 1427 год.
Владимирская традиция постепенно исчезает. Килевидные закомары – у раннемосковских храмов. Острые. Ярусы кокошников – новое, храм приобретает башнееобразный характер, напоминает тянущуюся вверх пирамиду. Владимирская традиция – гармония, аскетизм. Раннемосковские храмы отражают духовные искания того времени.
Конец 15 века – появление шестистолбного типа храма (ранее – 4 столба). Первый образец – Успенский собор кремля. 1475-79, Аристотель Фиорованти. Первый из итальянских мастеров в России. Архитектор, строитель, инженер, литейщик. Принес в Мск новое отношение к миру. Строил по образцу Успенского собора во Владимире, но надо было сделать его побольше. Пятиглавие. После Успенский обор становится образцом для всех крупных храмовых построек.
Живопись. 3 великих живописца:
1. Андрей Рублев («троица» - мб для троицкого собора в троице-сергиевой лавре, росписи там не сохранились, есть только росписи 1635 года, мб икона написана в похвалу Сергию и поставлена над его гробом). Основной смысл – любовь. Звенигородский чин «Спас», «Апостол Павел», «Архангел Гавриил». В 1918 году группа реставраторов пытались спасти иконы из древних монастырей, нашли в сарае рядом с церковью, подкладка для дров оказалась иконной доской. Росписи Успенского собора во Владимире, (1408 год примерно)сейчас там остались фрагменты – композиция Страшного суда, шествие в рай, лоно Аврамово.
2. Феофан Грек. Старший современник Рублева. Оказал ли он влияние на Рублева или нет-споры. Византиец, профессионал, мб был увлечен идеями сихазма (безмолвие, полное отрешение монаха от мира, уход в безмолвие. Безмолвие и физическое и внутреннее, то есть безмолвие страстей. Теория и практика, возможность видеть фаворский свет). Стремление передать Фаворский свет в произведениях. Спас на Ильинке в Новгороде. Внутри молельня с изображениями Грека. Икона Преображения из Переславля-Залесского, икона Донской Богоматери, иконостас Благовещенского собора в Кремле – мб и он.
3. Дионисий. Жил в эпоху Ивана 3. Не был монахом, у него были сыновья. Дионисий – другое настроение. Это – праздничность, чувство рая, радость. «Моцарт древнерусской живописи». Мало знаем. 1480 – росписи собора Пафнутьевского Боровского монастыря. Оформление Успенского собора Московского Кремля, но там ничего почти что не осталось. Ферапонтов монастырь – там есть Дионисий. Росписи Дионисия в соборе. + мб 2 иконы с первыми московскими митрополитами и Богоматери Одигитрии.
Живопись была анонимна, не принято было оставлять своего имени. Искусство церковное, следовательно, Господь все знает все про каждого и поэтому не надо подписывать свои произведения. Оставление своей подписи = гордыня, желание похвалы, а это грех. Только с конца 17 века начинается традиция подписывания.
Литература. Летописание – стержень, на который нанизана вся лит деятельность этой эпохи. В летописи попадали лучшие литературные произведения своего времени. Летописание начинается со Владимирского общерусского свода 1305 года (дошел до нас в составе Лаврентьевской летописи). Московское летописание – поздно занялись делом или мб не дошло до нас. Первый Московский Летописный свод – московский свод 1340 года в связи с кончиной Калиты. Московский лет свод 1389 года – летописец великий русский. Мы знаем о нем из текста Троицкой летописи. Троицкая летопись – 1408 год общерусский летописный свод. Создатель свода – митрополит Киприан (скорее всего).
Далее – эпоха феодальной войны и летописание почти что прекращается. Летописание возрождается в эпоху Ивана 3. Свод 1472 года, свод 1479, общерусский свод 1497.
Кроме летописей в этот период создавались обширные литературные повести. Повесть Щелкане 1327 года, повесть о нашествии Тохтамыша, о нашествии Едигея, повесть об ослеплении Василия Темного, о походе войск на Новгород 1471 года. Авторов как правило не знаем.
Жития святых. Самое популярное чтение на Руси. Самый известный агеограф в этот период – Епифаний премудрый, монах Троице-сергиевого монастыря, близкий учений Сергия радонежского (мб был даже его келейником). Сам из ростова великого, а ростов в это период – крупный духовный центр. Училище – григорьевский затвор. После кончины сергия начинает собирать материал для его жития. Главный труд его жизни, создание в течении многих лет (с 1392 до 1417 года). В чистом виде это произведение не дошло. В середине 15 века был нанят еще 1 писателя Пахомия Логофета для написания жития, т.к. церкви житие Епифания нне понравилось (звучало приземисто). Логофет занялся этим делом, в результате житие сергия дошло переработанное.
Епифаний – + житие Стефана Пермского, первого епископа Перми. Мечтал обратить в христианство народы русского Севера. Перевел на языки народов севера священное писание и отправился туда чтобы проповедовать христианство. В итоге у него получилось, в итоге Стефан был приказом донского поставить его епископом.
Памятники Куликовского цикла. 3 лит памятника:
1. Летописная повесть о куликовской битве
2. Задонщина (как образец – СОПИ, но действ. лица поменялись)
3. Сказание о Мамаевом побоище. Древнейшие рукописи – конец 16 века.