Юридическая ответственность органов государственного управления в хозяйственной деятельности

1.Основания наступления имущественной ответственности органов государственного управления и порядок возмещения ущерба, причиненного субъектам хозяйствования незаконными действиями государственных органов.

2. Административная ответственность в управлении.

3. Уголовная ответственность должностных лиц.

4. Судебная защита прав и законных интересов граждан и организаций.

1.Основания наступления имущественной ответственности органов государственного управления и порядок возмещения ущерба, причиненного субъектам хозяйствования незаконными действиями государственных органов

Общие условия ответственности органов государственного управления в хозяйственной деятельности установлены Гражданским кодексом Республики Беларусь.

Так, в соответствии со ст. 938 названного документа («Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного управления и самоуправления, а также их должностными лицами»), вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления и самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается соответственно за счет казны Республики Беларусь или казны административно-территориальной единицы.

Незаконные деяния указанных органов могут состоять в издании акта, не соответствующего законодательству. К таким актам можно отнести самые разнообразные предписания, принимаемые в сфере управления: постановления, решения, приказы, распоряжения, указания и любые другие документы, подлежащие обязательному исполнению теми лицами, которым они адресованы. Как правило, форма их принятия – письменная, однако не исключена и устная форма, исходящая от должностных лиц, возглавляющих названные органы либо их структурные подразделения.

Указанные документы могут являться по своему характеру нормативными правовыми актами, так и не носить нормативного характера (представлять собой акт применения права).

Возмещение ущерба, причиненного незаконным нормативным актом, возможно только после признания его неконституционным в установленном законом порядке.

Потерпевшими в рассматриваемой ситуации (в результате незаконных действий органов государственного управления и должностных лиц) могут быть как граждане, так и юридические лица.

Ответственность государственных органов и их должностных лиц более детально урегулирована Положением о порядке возмещения ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и должностных лиц 1993 г.

Так, не возмещается в соответствии с указанным Положением ущерб, нанесенный субъектам хозяйственной деятельности:

- в результате выполнения ими постановления (приговора, решения, определения) суда;

- невыполнением (ненадлежащим выполнением) органами государственной власти или управления либо их должностными лицами обязательств, установленных договорами между этими органами и субъектами хозяйственной деятельности.

Субъектами хозяйственной деятельности применительно к рассматриваемой ситуации считаются юридические и физические лица, занимающиеся деятельностью по производству продукции (работ, услуг), если эта продукция (работы, услуги) используются не для собственного потребления, а предназначаются для реализации другим лицам.

Нанесенный субъектам хозяйственной деятельности ущерб подлежит возмещению в случаях:

- соблюдения субъектами хозяйственной деятельности актов органа государственной власти или управления, признанных в установленном порядке недействительными;

- исполнения субъектами хозяйственной деятельности не соответствующих законодательству указаний должностных лиц органов государственной власти и управления;

- осуществления не соответствующих законодательству указаний должностных лиц органов государственной власти и управления, а также предписаний, содержащихся в актах этих органов, другими органами, предприятиями, организациями, учреждениями;

- неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти или управления, их должностными лицами обязанностей, возложенных на них законодательством, в отношении субъектов хозяйственной деятельности.

Возмещению подлежит ущерб, нанесенный субъектам хозяйственной деятельности актами нормативного и ненормативного характера, принятыми Национальным собранием Республики Беларусь, Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Контрольной палатой Республики Беларусь, Прокуратурой Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь, министерствами, государственными комитетами, ведомствами Республики Беларусь, местными Советами народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами, другими республиканскими и местными органами государственной власти и управления, субъектами хозяйствования, которым в установленном порядке переданы отдельные функции государственного управления хозяйственной деятельностью, а также указаниями должностных лиц перечисленных органов, если эти акты приняты (указания даны) в процессе регулирования хозяйственной деятельности, управления ею либо контроля за ее осуществлением.

Дело о признании акта органа государственной власти или управления недействительным и о возмещении ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями этих органов и их должностных лиц, может быть возбуждено по заявлению соответствующего субъекта, прокурора. В силу состязательности процесса по собственной инициативе хозяйственного суда данное дело быть возбуждено не может.

Субъект хозяйственной деятельности, считающий затрагивающий его интересы акт органа государственной власти или управления либо указания должностного лица соответствующего органа незаконным, обращается в этот орган с требованиями отменить данный акт (указание должностного лица) полностью либо частично, а в случаях, если нанесен ущерб, – и о возмещении ущерба.

Если орган государственной власти или управления либо его должностное лицо не исполняют обязанностей, возложенных на них законодательством, что нанесло или может нанести ущерб субъекту хозяйственной деятельности, он обращается в данный орган с требованием предпринять необходимые шаги и возместить понесенный ущерб.

Орган государственной власти или управления должен рассмотреть данные требования в 10-дневный срок с момента их получения и удовлетворить их или дать мотивированный отказ.

При отказе в удовлетворении требований либо нарушении установленного для ответа срока субъект хозяйственной деятельности вправе обратиться в соответствующим иском в хозяйственный суд.

Право субъекта хозяйственной деятельности на обращение в хозяйственный суд с иском о признании акта государственной власти или управления недействительным сроком не ограничено.

Если акт носит временный характер и срок его действия истек, субъект хозяйственной деятельности вправе обратиться в хозяйственный суд непосредственно за возмещением нанесенного этим актом ущерба. В этом случае суд, рассматривая заявление, обязан оценить, соответствует ли данный акт законодательству, и в зависимости от этого решить вопрос о возмещении ущерба.

Нанесенный ущерб возмещается непосредственно органом государственной власти или управления, своими действиями (бездействием) нарушившего законные права субъекта хозяйственной деятельности. При невозможности возместить этим органом нанесенный ущерб он возмещается за счет соответственно республиканского или местного бюджета.

Право субъектов хозяйственной деятельности на возмещение ущерба, нанесенного им незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, подлежит защите в течение одного года с момента возникновения права на иск. При этом ущерб может быть возмещен не более чем за один год, предшествующий подаче заявления в хозяйственный суд.

Возмещению подлежит ущерб, нанесенный субъекту хозяйственной деятельности в виде произведенных им расходов, утраты или повреждения его имущества.

По общему правилу, вред, причиненный в результате управленческой деятельности, подлежит возмещению лишь при наличии вины лиц, нарушивших права гражданина либо юридического лица.

От имени казны Республики Беларусь или казны административно-территориальной единицы выступают Министерство финансов Республики Беларусь и его структурные подразделения (ст. 940 ГК).

2. Административная ответственность в управлении

Под административной ответственностью понимается форма реагирования государства на правонарушения, которая выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Административная ответственность обладает следующими признаками:

1) имеет собственную нормативную правовую базу, состоящую из законов, законодательных и подзаконных актов либо их норм об административных правонарушениях;

2) основанием административной ответственности является административное правонарушение (административный проступок);

3) согласно Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП Беларуси), субъектами административной ответственности являются физические лица, которыми могут выступать граждане или должностные лица, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица.

4) состоит в применении к субъектам административных взысканий;

5) привлекают к административной ответственности специально уполномоченные органы, в соответствии с установленным процессуальным порядком;

6) административной ответственности присущ всеобщий характер, так как правила, нарушение которых влечет привлечение к ответственности, являются обязательными для всех граждан.

Административная ответственность базируется на следующих основополагающих принципах (ст. 4.2 КоАП РБ):

- законности;

- равенства перед законом;

- неотвратимости ответственности;

- виновной ответственности;

- справедливости;

- гуманизма.

Основным нормативным актом, устанавливающим меры административной ответственности, является КоАП. Введен в действие с 1 марта 2007 г. По своей структуре Общая и особенная часть включают 9 разделов, которые делятся на главы (25), а последние в свою очередь, на статьи. В отличие от других кодексов, в КоАП нумерация статей не сквозная, а осуществляется в рамках одной главы, включая номер главы и порядковый номер статьи (например, 6.1, 6.2 и т.п.), поскольку текст КоАП наиболее часто подвергается изменениям и дополнениям. Общая часть – общие положения и принципы, Особенная часть – виды административных правонарушений и взыскания за их совершение.

Правонарушения обычно подразделяют на две группы:

- преступления,

- проступки.

Преступления – это общественно опасные деяния, ответственность за которые предусматривается уголовным законодательством. Чаще всего граждане совершают проступки – деяния, не наносящие вреда обществу в целом, не имеющие большой степени общественной опасности.

Все проступки подразделяются на административные, дисциплинарные, гражданско-правовые.

Таким образом, административное правонарушение – это общественный проступок, не несущий большой степени общественной опасности.

Согласно ст. 2.1 КоАП РБ, административным правонарушением признается противоправное, виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП РБ, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Деяние – это действие либо бездействие, которое противоречит праву, закону, расходится с ним. Многие административные правонарушения могут совершаться посредством действия – мелкое хищение государственного или общественного имущества, мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах. Однако, немало административных проступков совершается в форме бездействия, например, невыполнение правил пожарной безопасности, проявление неуважения к суду, неисполнения должностным лицом требования работника милиции и т.п.

Административные правонарушения следует отличать от уголовных преступлений. Главный отличительный признак этих видов правонарушений – характер и степень общественной опасности. К примеру, за хулиганство, хищение, браконьерство и пр. предусматривается ответственность по КоАП Беларуси и УК Беларуси. Поэтому, суд, рассматривая дело, к примеру, о привлечении к ответственности за хулиганство должен выяснить степень общественной опасности совершенного деяния. Так, наказание лиц, разбивших витрину магазина, и лиц, разобравших железнодорожные пути, будет различным.

Административные правонарушения отличаются от дисциплинарных. Главное различие – место совершения каждого вида проступка. Дисциплинарные правонарушения – это нарушения в сфере трудовой, учебной, служебной, военной дисциплины (опоздание на работу, прогул занятий). Административные правонарушения не связаны с выполнением трудовых, учебных, служебных, военных обязанностей. К примеру, работник, появившийся на работе в нетрезвом состоянии совершил дисциплинарный проступок; а лицо, находящееся на улице в том же состоянии – административный.

Отличие административных правонарушений от уголовных и дисциплинарных имеет существенное значение, поскольку от этого зависит вид, размер и последствия ответственности за их совершение.

Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава.

В действующем законодательстве отсутствует понятие «состав административного правонарушения» – это научно-логическая конструкция, вытекающая из содержания норм права об административных правонарушениях.

Элементами состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного права. В качестве родового объекта административного проступка выступают: права и свободы граждан, государственный и общественный порядок, собственность, установленный порядок управления и др.

Каждый конкретный проступок имеет видовой, непосредственный объект посягательства (общественная нравственность, честь, достоинство гражданина - при мелком хулиганстве, достоинство, здоровье гражданина - при умышленном причинении легкого телесного повреждения или побоев).

Объективная сторона проступка – это система предусмотренных нормой административного права признаков, характеризующих его проявление – действие либо бездействие (место, время, способ).

Субъект административного проступка – лицо, совершившее проступок. Все признаки субъекта можно поделить на две группы: Общие (их два – достижение 16-летнего возраста и вменяемость), специальные (особенности труда, служебное положение, прошлое противоправное поведение, иные признаки - военнообязанный, иностранец и др.).

Физическое лицо, совершившее запрещенное КоАП деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь:

1) за умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1);

2) за мелкое хищение (статья 10.5);

3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);

5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45);

6) за разжигание костров в запрещенных местах (статья 15.58);

7) за мелкое хулиганство (статья 17.1);

8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части первая – третья, пятая статьи 18.3);

9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);

10) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);

11) за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);

12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);

13) за уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (статья 19.4);

14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);

15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);

16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее возраста административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.

Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. При этом должностные лица подлежат административной ответственности не только за собственные действия или бездействия, но и подчиненных работников, нарушающих соответствующие правила.

Юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств.

Субъективная сторона административного правонарушения – это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Она включает в себя вину нарушителя, мотивы, которыми руководствовался субъект, и цели, которые он преследовал.

Согласно ст. 3.1 КоАП, вина – психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла (прямого, косвенного) или неосторожности (небрежность, легкомыслие).

Согласно ст. 6.1 КоАП, административное взыскание является мерой административной ответственности.

Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами.

Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.

Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

Согласно статья 6.2, за совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) исправительные работы;

4) административный арест;

5) лишение специального права;

6) лишение права заниматься определенной деятельностью;

7) конфискация;

8) депортация;

9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

Административные взыскания делятся на основные и дополнительные.

Предупреждение, штраф, исправительные работы и административный арест применяются в качестве основного административного взыскания.

Лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания.

Конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения применяются в качестве дополнительного административного взыскания.

Для того, чтобы лицо можно было привлечь к административной ответственности, необходимо соблюдение следующих условий:

1 – наличие противоправного деяния,

2 – наличие правомочного субъекта ответственности,

3 – указание на проступок в КоАП или ином нормативном акте,

4 – наличие определенного вида взыскания за данный проступок.

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях устанавливает основания, условия и порядок освобождения от административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения. Принимать решения об освобождении от административной ответственности может только орган (должностное лицо), рассматривающий дело по существу. Согласно ст. 8.1 КоАП, лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности лишь в следующих случаях:

1) Освобождение от административной ответственности при малозначительности правонарушения (ст. 8.2.);

2) Освобождение от административной ответственности с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность (ст. 7.2, 8.3 - предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения; добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание; совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) Освобождение от административной ответственности в связи с примирением с потерпевшим (8.4.);

4) Освобождение от административной ответственности военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине (8.5);

5) Освобождение от административного взыскания или замена административного взыскания более мягким вследствие болезни (8.6.);

6) Освобождение от административной ответственности жертв торговли

3. Уголовная ответственность должностных лиц

Уголовное право – это совокупность правовых норм, определяющих преступность деяния, основания и условия уголовной ответственности, виды наказания и порядок из назначения, а также основания освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Предмет уголовного права – это совокупность общественных отношений, возникающих в связи с совершением предусмотренных Уголовным кодексом общественно опасных деяний и привлечением к уголовной ответственности за их совершение.

Уголовное право выполняет следующие функции:

– охранительную функцию – защита человека, общества и государства от преступных посягательств;

– функцию предупреждения преступлений – недопущение совершения гражданами преступлений путем частного и общего предупреждений;

– воспитательную функцию – состоит в воспитании граждан в духе уважения и соблюдения законов путем устрашения угрозой наказания и реального применения наказания;

– регулятивную функцию – заключается в регламентации общественных отношений, возникающих в связи с совершением общественно опасных деяний и применением уголовно-правовых мер.

Уголовная ответственность за совершение преступления реализуется в соответствии с принципами законности; равенства граждан перед законом; неотвратимости ответственности; личной виновной ответственности; справедливости; гуманизма.

Уголовный закон – это принятый высшим органом государственной власти нормативный акт, регламентирующий уголовно-правовые отношения.

Основным источником уголовного права Республики Беларусь является Уголовный Кодекс Республики Беларусь.

Преступление – это виновное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

Преступлением может быть признано только совершенное человеком деяние, признаками которого являются:

1) общественная опасность – это объективное свойство деяния причинять существенный вред обществу или создавать угрозу причинения такого вреда. Вредоносность составляет содержательную сторону преступления. Нарушая порядок поведения, преступник посягает на определенные социальные блага, причиняя ущерб их законным обладателям. При этом общество испытывает на себе воздействие преступления как в том случае, когда страдают интересы многих его членов, так и в том случае, когда страдают отдельные граждане;

2) противоправность – как признак преступления означает, что преступлением является только те деяния, которые прямо указаны в Уголовном кодексе. Действует принцип: нет преступления, если об этом прямо не указано в законе;

3) виновность – означает признание преступлением только такого деяния, которое совершено виновно, т.е. умышленно или по неосторожности. Вина выражает отрицательное психическое отношение лица к установленному в обществе порядку, сознательное его нарушение или недостаточно внимательное отношение к его соблюдению, за что и порицается виновное лицо;

4) уголовная наказуемость деяния – установленное в Уголовном кодексе конкретное наказание за общественно опасное деяние.

Состав преступления – это совокупность юридически значимых признаков, характеризующих общественно опасное деяние как преступление.

Элементы состава преступления:

- объект – это нарушаемое преступлением общественное отношение;

- объективная сторона – это совокупность признаков, характеризующих преступление в его внешнем проявлении. Признаками объективной стороны являются деяние в форме действия или бездействия;общественно опасные последствия;причинная связь между деянием и последствием;способ, орудия и средства совершения преступления;время совершения преступления;место совершения преступления;обстановка совершения преступления;

- субъект – это физическое лицо, совершившее преступление и обладающее следующими признаками:вменяемость;достижение возраста уголовной ответственности.

- субъективная сторона – это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к своему преступлению. Признаки субъективной стороны:вина в форме умысла или неосторожности; мотив; цель.

Уголовная ответственность выражается в осуждении от имени Республики Беларусь по приговору суда лица, совершившего преступление, и применении наказания либо иных мер уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом.

Уголовная ответственность имеет целью исправление лица, совершившего преступление, и предупреждение совершения им новых преступлений как осужденным, так и др. лицами.

Уголовная ответственность признана способствовать восстановлению социальной справедливости. Осуждение лица, совершившего преступление, является основанием для взыскания с него как имущественного ущерба, так и материального возмещения морального вреда.

Наказание является принудительной мерой уголовно-правового воздействия, применяемой по приговору суда к лицу, осужденному за преступление, и заключающейся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного.

К лицам, совершившим преступление, применяются следующие основные наказания:

1) общественные работы;

2) штраф;

3) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

4) исправительные работы;

5) ограничение по военной службе;

6) арест;

7) ограничение свободы;

8) лишение свободы;

9) пожизненное заключение;

10) смертная казнь.

Кроме основных наказаний, к лицам, совершившим преступление, могут применяться следующие дополнительные наказания:

1) лишение воинского или специального звания;

2) конфискация имущества.

4. Судебная защита прав и законных интересов граждан и организаций

В гражданском судопроизводстве выделяют следующие стадии: возбуждение гражданского производства; подготовка дел к судебному разбирательству; судебное разбирательство; кассационное производство; исполнение решения по делу. Специфическими стадиями являются надзорное производство и производство по вновь открывшимся обстоятельствам.

Статья 8 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее по тексту – ГПК) называет следующие виды производства по гражданским делам: исковое;по делам, возникающим из административно-правовых отношений;особое; приказное.

В законодательстве закреплены следующие принципы гражданского судопроизводства:

1. Осуществление правосудия только судом.

2. Единоличное и коллегиальное рассмотрение гражданских дел.

3. Независимость судей и подчинение их только закону.

4. Равенство граждан перед законом и судом.

5. Уважение достоинства личности.

6. Право пользования юридической помощью.

7. Разъяснение судом участникам гражданского судопроизводства их прав и обязанностей.

8. Государственный язык судопроизводства.

9. Гласность судебного разбирательства.

10. Диспозитивность (распорядительность).

11. Состязательность и равенство сторон.

12. Выяснение судом действительных обстоятельств дела.

13. Разрешение дел на основании законодательства Республики Беларусь.

14. Надзор вышестоящих судов за судебной деятельностью.

15. Прокурорский надзор в гражданском судопроизводстве.

16. Обязательность судебных постановлений.

Согласно ст. 37 ГПК, судам подведомственны дела:

1) по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов, а также окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин, за исключением случаев, когда актами законодательства разрешение таких споров отнесено к компетенции других судов или к ведению иных государственных органов, а также иных организаций;

2) по спорам юридических лиц в случаях, установленных ГПК и иными законодательными актами;

3) возникающие из административно-правовых отношений (ст.335 ГПК);

4) особого производства (ст.361 ГПК);

5) приказного производства (ст.394 ГПК).

Судам подведомственны и другие дела, отнесенные законодательными актами к их компетенции.

Заявление о возбуждении дела подается в суд по месту жительства ответчика, если иное не установлено ГПК.

Если ответчиком является юридическое лицо, заявление подается по месту его нахождения, указанному в уставе или ином учредительном документе.

Иск к ответчику, место жительства которого неизвестно либо который не имеет места жительства в Республике Беларусь, может быть предъявлен по месту нахождения его имущества или по последнему известному месту его жительства в Республике Беларусь.

Иск, вытекающий из деятельности филиала юридического лица, может быть предъявлен также по месту нахождения филиала.

Иск о взыскании алиментов или об установлении отцовства может предъявляться истцом также по месту его жительства.

Иск о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, может предъявляться истцом также по месту его жительства или по месту причинения вреда.

Иск о возмещении вреда, причиненного имуществу гражданина или юридического лица, может предъявляться также по месту причинения вреда.

Иск, вытекающий из договора, в котором указано место исполнения, может быть предъявлен также по месту исполнения договора.

Иск о расторжении брака с лицом, признанным в установленном законом порядке безвестно отсутствующим, недееспособным, а также лицом, осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок не менее трех лет, может предъявляться по месту жительства истца.

Иск о расторжении брака может быть предъявлен по месту жительства истца также в случае, когда при нем находятся несовершеннолетние дети или когда по состоянию здоровья выезд истца к месту жительства ответчика представляется для него затруднительным.

Иск о возмещении вреда, причиненного гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, может быть предъявлен истцом также по месту его жительства.

Иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков.

Выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу.

Подсудность по выбору истца может быть установлена и в иных случаях, предусмотренных ГПК.

Иски о правах на земельные участки, здания, помещения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества.

Иск кредитора наследодателя, предъявляемый до принятия наследства наследниками, подсуден суду по месту нахождения наследственного имущества или основной его части.

Иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, пассажиров или багажа, предъявляется по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия или должна была быть предъявлена претензия.

Стороны могут по письменному соглашению между собой установить договорную территориальную подсудность, кроме случаев, предусмотренных статьей 48 ГПК.

Встречный иск независимо от его подсудности предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального иска.

Гражданский иск, вытекающий из уголовного дела, если он не был заявлен или не был разрешен при производстве уголовного дела, предъявляется в порядке гражданского судопроизводства по правилам подсудности, установленным ГПК.

Заинтересованное лицо вправе в установленном порядке обращаться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса.

Отказ от права на обращение в суд недействителен. Однако при взаимном согласии заинтересованных лиц их спор о защите нарушенного или оспариваемого права в установленных законом случаях может быть передан ими на рассмотрение третейского суда.

Судебные дела в защиту прав или охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц в предусмотренных законом случаях могут быть возбуждены также по заявлениям прокурора, государственных органов, юридических лиц и отдельных граждан.

Не допускается отказ в судебной защите по мотивам отсутствия, неполноты, противоречивости, неясности нормативного акта.

Статья 7 ГПК закрепляет способы судебной защиты. Так, суд осуществляет защиту прав и охраняемых законом интересов путем признания права;присуждения к исполнению обязанности, восстановления нарушенного права или запрета либо пресечения действий, ведущих к нарушению права;обеспечения возникновения, изменения или прекращения правоотношений;установления факта, имеющего юридическое значение;применения других предусмотренных законодательством способов.

Исковое заявление о возбуждении дела подается в суд в письменной форме с копиями по числу о

Наши рекомендации