Надзор за исполнением законодательства

Предмет надзора за исполнением законодательства – точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Полномочия прокурора закреплены в ст. 27 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь»:

1. По предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить в помещения и на другие объекты государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей.

2. Требовать от руководителей и иных должностных лиц, индивидуальных предпринимателей предоставления принятых этими лицами (органами) постановлений, приказов, решений, распоряжений, статистических и иных сведений и других необходимых материалов, выделения специалистов для дачи в установленном порядке заключений, проведения проверок, ревизий и экспертиз.Должностные лица и индивидуальные предприниматели обязаны исполнить требование прокурора и о результатах сообщить прокурору.

3. Вызывать должностных лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и требовать от них объяснений об обстоятельствах, связанных с нарушением законодательства; в случаях, предусмотренных законодательными актами, истребовать от них декларации о доходах и имуществе.

4. Проверять законность административного задержания граждан и применения к ним административных взысканий.

В сфере надзора за исполнением законодательства актами прокурорского надзора являются: протест, представление, постановление, предписание, официальное предупреждение.

Протест (ст. 39 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь») приносится прокурором или его заместителем на противоречащий законодательству правовой акт и решение (действие) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей.

Протест подлежит обязательному рассмотрению соответствующим государственным органом, иной организацией, должностным лицом или индивидуальным предпринимателем не позднее, чем в десятидневный срок после его поступления, а местными представительными органами – на ближайшей сессии. О результатах рассмотрения протеста прокурор незамедлительно оповещается в письменной форме. Прокурор или его заместитель вправе обратиться с заявлением в соответствующий суд об отмене противоречащих законодательству правового акта или решения (действия), если последние в указанные выше сроки не были отменены.

В случае отклонения протеста либо нерассмотрения его в установленный срок прокурор или его заместитель могут принести протест в вышестоящий государственный орган, иную организацию (вышестоящему должностному лицу).

Принесение протеста приостанавливает исполнение опротестованных правового акта или решения (действия).

Представление – акт прокурорского надзора, который содержит требование об устранении нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих, и вносится в государственный орган или должностному лицу, правомочным их устранить и принять меры к устранению способствующих им причин и условий. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. В месячный срок должны быть приняты конкретные меры по выполнению требований, содержащихся в представлении прокурора или его заместителя, и о результатах письменно им сообщено в месячный срок. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору заранее сообщается о дне, времени и месте проведения заседания, в котором он вправе принять участие.

Постановление (ст. 40 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь») – акт прокурорского надзора, содержащий в зависимости от характера нарушения законодательства мотивированное решение прокурора или его заместителя о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности. Прокурор вправе вынести постановление:

1) о возбуждении уголовного дела, если в процессе осуществления надзора за исполнением законодательства им будут обнаружены данные, указывающие на признаки преступления;

2) о возбуждении производства об административном правонарушении при наличии данных о совершении лицом правонарушения, за которое установлена административная ответственность;

3) о возбуждении дисциплинарного производстваили о привлечении лица к материальной ответственности, которое подлежит рассмотрению соответствующим государственным органом или должностным лицом в десятидневный срок со дня поступления.

Прокурор в пределах своей компетенции может вынести постановление и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами. Например, в соответствии со ст. 38 Жилищного кодекса Республики Беларусь по постановлению прокурора граждане, проживающие в домах, грозящих обвалом, выселяются в административном порядке с предоставлением жилого помещения типовых потребительских качеств.

Предписаниевыносится прокурором или его заместителем, когда выявленное нарушение законодательства носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественным и государственным интересам, если оно не будет немедленно устранено. Предписание направляется государственному органу, должностному лицу или индивидуальному предпринимателю, допустившим нарушение, либо вышестоящему государственному органу или должностному лицу, правомочным устранить допущенное нарушение. Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору или его заместителю.

Официальное предупреждение – акт прокурорского надзора о недопустимости повторного совершения должностным лицом, иным гражданином правонарушений, влекущих за собой ответственность, установленную законодательными актами, либо подготовки к совершению ими противоправных действий. Официальное предупреждение объявляется должностному лицу, иному гражданину лично под расписку в целях предупреждения совершения ими правонарушений.

Система органов прокуратуры – это возглавляемая Генеральным прокурором Республики Беларусь совокупность подчиненных ему органов прокуратуры, организованная в соответствии с административно-территориальным делением и специализацией, а также иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь.

Система территориальных прокуратур Республики Беларусь включает три звена:

1. Генеральная прокуратура Республики Беларусь, являющаяся центральным органом системы органов прокуратуры;

2. Прокуратуры областей, г. Минска;

3. Прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением законов на территории нескольких районов.

6. Право на подачу жалоб как способ обеспечения законности в управлении

Под обжалованием понимается реализация гражданами своего права высказывать претензии органам и должностным лицам исполнительной власти и государственного управления в отношении их ущемленных прав и свобод. Конституцией Республики Беларусь предусмотрено, что граждане Республики Беларусь имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В случаях, если вред причинен гражданину, обращение в государственный орган о восстановлении нарушенного права должно соответствовать требованиям закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан» 2012 г.

Так, согласно положениям названного Закона, обращения могут быть индивидуальными или коллективными, устными или письменными.

К обращениям граждан относятся предложения, заявления и жалобы.

Предложения – обращения граждан, направленные на совершенствование нормативного регулирования общественных отношений путем принятия новых актов законодательства или внесения изменений в действующие акты законодательства, улучшение деятельности учреждений, организаций, органов и предприятий.

Заявления – обращения граждан, направленные на устранение конкретных правонарушений или реализацию прав и законных интересов граждан.

Жалобы – обращения граждан, содержащие требование восстановления их прав и законных интересов, нарушенных действиями либо бездействием должностных лиц соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий.

Согласно ст. 3 Закона, в случае, если гражданин не имеет возможности лично обратиться с предложением, заявлением либо жалобой, он может поручить сделать это от его имени другому лицу.

Обращение от имени недееспособного гражданина или признанного ограниченно дееспособным подает его представитель.

Письменное обращение должно содержать:

- подпись гражданина с указанием фамилии, имени и отчества;

- данные о месте жительства или работы (учебы);

- изложение существа предложения, заявления или жалобы.

Обращения, не содержащие таких сведений, признаются анонимными и рассмотрению не подлежат, за исключением тех, в которых содержатся сведения о преступлении.

Обращения адресуются должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов.

Обращения, направленные должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых не входит решение поставленных вопросов, в срок не позднее пяти дней передаются должностным лицам соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий с уведомлением об этом граждан.

Должностные лица не имеют права разглашать сведения, ставшие известными им в связи с рассмотрением обращений, если это ущемляет права и законные интересы граждан.

Обращения граждан подлежат регистрации и обязательному рассмотрению.

Должностные лица органов, учреждений, организаций и предприятий в пределах своей компетенции обязаны всесторонне и полно рассмотреть обращение, принять необходимые меры для его объективного разрешения и уведомить граждан о результатах.

Запрещается передавать жалобы граждан должностным лицам тех органов, учреждений, организаций и предприятий, решения, действия или бездействие которых обжалуются.

Решение по существу обращения или отказ от его рассмотрения должны быть письменно мотивированы.

Обращение должно быть рассмотрено не позднее 1 месяца со дня его поступления, а не требующее дополнительного изучения и проверки – не позднее 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом. При необходимости проведения специальной проверки, запроса дополнительных материалов руководитель органа, учреждения, организации и предприятия, в которые поступило обращение, может продлить указанный срок, но не более чем на два месяца, одновременно уведомив об этом заявителя.

Решение, принятое по обращению, может быть обжаловано в вышестоящий орган, учреждение, организацию или суд в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

В случае признания обращения обоснованным должностное лицо органа, учреждения, организации или предприятия, принявшее решение об удовлетворении обращения, обязано:

- принять необходимые меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан;

- решить вопрос об ответственности лиц, по вине которых были допущены нарушения.

Обращения граждан считаются разрешенными, если поставленные в них вопросы рассмотрены, по ним приняты необходимые меры и даны ответы заявителям.

Закон регулирует также порядок рассмотрения повторных обращений.

Повторным является обращение, которое получено от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, поступившее в один и тот же орган, учреждение, организацию или на предприятие.

Повторное обращение, в котором не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, проверке не подлежит, если по нему есть исчерпывающие материалы проверок и гражданину дан ответ в установленном порядке. При этом гражданину сообщается, что повторное обращение безосновательно, и переписка с ним прекращается.

Решение о прекращении производства по обращению принимает руководитель органа, учреждения, организации или предприятия либо его заместители.

Гражданин, который обратился с жалобой в соответствии с названным Законом, имеет право знакомиться с материалами ее проверки в той мере, в которой это не затрагивает права других граждан и не противоречит требованиям законодательства об охране государственной и иной охраняемой законом тайны.

Должностное лицо органа, учреждения, организации или предприятия, виновное в неправомерном отказе в рассмотрении обращения, нарушении без уважительных причин сроков рассмотрения обращения, принятии решения, противоречащего закону, разглашении сведений, ставших известными в связи с рассмотрением обращения, если это ущемляет права и законные интересы граждан, в преследовании граждан и членов их семей за подачу в установленном порядке обращения, несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Литература:

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. с измен.и доп.: Принята на респ. референдуме, 24 нояб. 1996 г. – Минск: Беларусь, 1997. – 96 с.

2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: Принят 11 января 1999 г. Веден в действие с 1 июля 1999 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. – № 18. – 2/13.

3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Принят на одиннадцатой сес. Верхов. СоветаРесп. Беларусь, 6 дек. 1984 г.: Вввед. с 1 июня 1985 г.: Текст с изм. и доп. по сост. на 1 февр. 2000 г. – Минск: Амалфея, 2000. – 301 с.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: Принят Палатой представителей, 24 июня 1999 г.: Одобрен СоветомРесп. Нац. собр. Респ. Беларусь, 30 июня 1999 г.: Утв. 16 июля 1999 г. // Ведомости Нац. собр. Респ. Беларусь. – 1999. – № 28-29. – Ст. 433.

5. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: Принят 15 декабря 1998 г.: В ред. Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в ХПК Республики Беларусь», 6 августа 2004 г. // (ВедамасцiНацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь. – 1999. – № 13-14. – Ст.195.

6. Жилищный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 18 декабря 1998 г.: одоб. СоветомРесп. 8 февраля 1999 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 28, 2/23.

7. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З (ред. от 04.01.2007) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2003. – № 63, 2/946.

8. О Комитете государственного контроля Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. – 2000. – №9. – Ст.53.

9. О Конституционном суде Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 30 марта 1994 г. // Ведомости Верховного СоветаРесп. Беларусь. – 1994. – N 15. – Ст. 220; Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – 1997. – N 3; 1995. - № 1; Ведомости Национального СобранияРесп. Беларусь. – 1997. – N 25. – Ст. 465.

10. О прокуратуре Республики Беларусь: закон Респ. Беларусь от 8 мая 2007 г., № 220-З // Нац. реестр прав. актовРесп. Беларусь. – 2007. – № 119, 2/1317.

11. О борьбе с коррупцией: законРесп. Беларусь от 20 июля 2006 г, № 165-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 122, 2/1262.

12. Об обращениях граждан и юридических лиц: ЗаконРесп. Беларусь, 18 июля 2011 г. № 300-З.

13. О некоторых мерах по совершенствованию деятельности контролирующих органов в Республике Беларусь и применения ими экономических санкций: Указ Президента Республики Беларусь №673, 15 ноября 1999 г. // Национальная экономическая газета. – 1999. – № 47.

14. Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь, 18 сент. 1997 г. // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – 1997. – № 4.

Учебники и учебные пособия:

1. Основы правового регулирования управленческой деятельности: Учебное пособие. – Минск: Право и экономика, 2003. – 151 с.

2. Курс административного права и процесса / Ю.А. Тихомиров. – М.: 1998. – 798 с.

3. Василевич Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь (конституционно-правовой статус): Учеб.пособие. - Мн.: Амалфея, 1999.

4. Крамник А.Н. Административное право и государственное управление в Республике Беларусь. – Мн.: Амалфея, 2001.

5. Матусевич А.В., Дубовицкий В.П. и др. Правотворческая деятельность в Республике Беларусь. – Мн.: ООО «Скарина», 1997.

6. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учеб. – М.: Зерцало, 1997. – 672 с.

7. Советское административное право: Общая и Особенная части / Под ред. Ю.М. Козлова. – М.: Юрид. лит., 1973. – 624 с.

8. Советское административное право: Учеб. / Под ред. А.П. Коренева. – М.: Юрид. лит., 1986. – 400с.

9. Советское административное право: Учеб. / Под ред.: В.И Поповой, М.С. Студеникиной. – М.: Юрид. лит., 1982. – 288 с.

10. Советское административное право: Учеб. / Под ред. В.И. Поповой, М.С. Студеникиной. – М.: Юрид. лит., 1988. – 320 с.

Дополнительная литература:

1. Басков Л.И. Отечественная прокуратура в 1922-1996 гг // Вестник Московского университета.Сер.11.Право. - 1998. - N 1. - С.101-114.

2. Божелко О.А. Роль органов прокуратуры в защите конституционных прав и свобод граждан // ВеснiкКанстытуцыйнага Суда Рэспублiкi Беларусь. - 1998. - N4. - С.68-71.

3. Божелко О. О роли органов прокуратуры в построении правового демократического государства и взаимоотношениях прокуратуры с судебными органами // Юстиция Беларуси. - 1999. - N3. - С.3-5.

4. Дмитриеев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защита прав и свобод человека // Государство и право. - 1997. - N 8. - C.44-50.

5. Ивановский А. Прокуратура: вчера, сегодня, завтра // ЮстыцыяБеларусi. - 2002. - N5. - С.6-10.

6. Капустин А.В. Обжалование гражданами в судебном порядке решений органов местного самоуправления // Весн. Бел.дзярж. экан. ун-та. - 2001. - N4. - С.81-85.

7. Кеник А.А. Прокуратура как конституционный орган надзора за соблюдением прав и свобод граждан // Весн. Канст. Суда Рэсп. Беларусь. - 2003. - N 3. - С.14-20.

8. Кеник А. Надзор прокуратуры за соблюдение законодательства при рассмотрении судами трудовых дел // ЮстыцыяБеларусi. - 2004. - N 2 (янв.-март). - С.63-65.

9. Никеров Г.И. Судебная власть в правовом государстве (опыт сравнительного исследования) // Государство и право. - 2001. – N 3. - С.16-20.

10. Основы права: Учеб.пособие / Под. ред. В.А. Витушко, В.Г. Тихини, Г.Б. Шишко. – Мн., БГЭУ, 2002.

11. Саркисова Э., Филипчик Р. Государство предлагает и гарантирует. Но не диктует: [Право граждан на юридическую помощь] // Бел.рынок. - 2000. - 11-17 дек. (N 49). - С.24.

12. Сенько А. Правозащитная функция прокуратуры: исторический и международно-правовой аспекты // ЮстыцыяБеларусi. - 2001. – N 4. - С.68-70.

13. Судебная власть в системе государственной власти страны утвердилась: [Выступление А.Г. Лукашенко на I съезде судей] // Судовывесн. - 2001. - N1. - С.2-6; Юстыцыя Беларусi.-2001.-N1.-С.3-7.

14. Таранова Т.С. Полномочия прокурора. Устройство прокуратуры в правовом государстве // Отдел кадров. - 2002. - N 6. - С.72-78.

15. Терехин В.А. Самостоятельность судебной власти и независимость судей как гарантия прав граждан // Государство и право. - 2001. - N 8. - С.42-50.

16. Тихиня В. Г. Правовое государство как национальная идея Республики Беларусь / В. Г. Тихиня // Юридический журнал. - 2005. - № 1 (янв.-март). - С.4-9.

17. Яровиков К.Ю. Надзорная функция прокуратуры: история и проблемы развития // Государство и право. - 1999. - N 11. - С.68-72.

7. Административный надзор в управлении

Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов и лиц с целью выявления нарушений законности.

Различаются два вида надзора: прокурорский и административный.

Элементом административного надзора является мониторинг как система наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики тех и ли иных явлений, процессов, материальных объектов (н-р, система государственного мониторинга окружающей среды).

Административный надзор можно считать специфической разновидностью государственного контроля, так как ему свойственны черты контрольно-надзорной деятельности.

Особенности административного надзора:

1) осуществляется главным образом уполномоченными органами либо органами отраслевой компетенции;

2) между субъектом и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;

3) неограниченный круг лиц и организаций, подлежащих проверке;

4) принятие предупредительных мер воздействия;

5) субъекты надзора могут применять к объектам (физическим и юридическим лицам), в случае нарушений, меры административного принуждения;

6) суть надзора состоит в наблюдении за исполнением специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила пожарной безопасности, дорожного движения, санитарные, торговли, природоохранительные и другие);

7) юрисдикционные процедуры, когда субъекты административного надзора совершают определенные процедурные действия (сбор информации и доказательств, их оценка, фиксация правонарушений, рассмотрение дела, передача дела по подведомственности и др.);

8) непрерывное осуществление функций надзора.

Действующее законодательство определяет несколько групп полномочий органов, осуществляющих административный надзор:

ü полномочия по предупреждению правонарушений;

ü полномочия по пресечению правонарушений;

ü полномочия по нормотворчеству;

ü полномочия по привлечению к ответственности за правонарушения.

Государственный санитарный надзор

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» государственный санитарный надзор – деятельность уполномоченных государственных органов и учреждений, направленная на профилактику заболеваний путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Государственный санитарный надзор осуществляют санитарно-эпидемиологические органы и учреждения Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Перечень должностных лиц и специалистов, на которых возлагаются организация и проведение госсаннадзора в Республике Беларусь:

1. Специалисты структурного подразделения Министерства здравоохранения Республики Беларусь, ведающего вопросами государственного санитарного надзора (отдел гигиены, эпидемиологии и профилактики)

2. Главные врачи центров профилактики СПИД, центров дезинфекции и стерилизации, центров профилактической дезинфекции

3. Заведующие отделами и отделениями, медицинские работники отделов и отделений эпидемиологического и санитарно-гигиенического профиля центров гигиены и эпидемиологии. Заведующие отделами и медицинские работники центров профилактики СПИД, работающие по специальностям «врач-эпидемиолог» и «фельдшер-эпидемиолог».

4. Заведующие отделами, отделениями и медицинские работники центров дезинфекции и стерилизации, центров профилактической дезинфекции

5. Заведующие отделами, отделениями и медицинские работники, работающие по специальностям «врач-эпидемиолог», «фельдшер-эпидемиолог» дезинфекционных отделов и отделений центров гигиены и эпидемиологии

6. Заведующие санитарно-гигиеническими, бактериологическими, вирусологическими, радиологическими и паразитологическими лабораториями центров гигиены и эпидемиологии и профилактики СПИД. Врачи, работающие по специальности «врач-лаборант», биологи, энтомологи, инженеры и техники санитарно-эпидемиологических учреждений

7. Средние медицинские работники, работающие по специальности «фельдшер-лаборант» санитарно-эпидемиологических учреждений

8. Дезинфекторы, инструкторы-дезинфекторы санитарно-эпидемиологических учреждений

Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь – заместитель Министра здравоохранения Республики Беларусь – назначается на должность и освобождается от должности Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Главные государственные санитарные врачи областей, города Минска, городов, районов и районов в городах назначаются на должность и освобождаются от должности Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь по согласованию с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь, главные государственные санитарные врачи областей, городов, районов, районов в городах и их заместители имеют право в установленном порядке:

ü вносить в соответствующие государственные органы предложения по вопросам соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, а также по проектам планов экономического развития территорий, комплексных программ охраны здоровья и среды обитания человека, направленных на обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения;

ü вносить на рассмотрение государственных органов, организаций и общественных объединений предложения и представлять заключения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения;

ü предъявлять к юридическим и физическим лицам требования о проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;

ü поручать проведение экспертиз и консультаций по оценке влияния факторов среды обитания человека на его здоровье органам и учреждениям, входящим в систему Министерства здравоохранения Республики Беларусь, и об их результатах информировать организации и население;

ü запрещать поставку, реализацию и использование произведенной за пределами Республики Беларусь продукции, которая может представлять потенциальную опасность для здоровья людей, при отсутствии документов, удостоверяющих ее качество и безопасность для здоровья людей при несоответствии санитарным правилам;

ü приостанавливать до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения прекращать:

1. работы по проектированию и строительству объектов и их пусковых комплексов;

2. эксплуатацию действующих объектов, отдельных производственных цехов, участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, а также выполнение отдельных видов работ;

3. разработку, производство, применение (использование) и реализацию продукции;

4. производство, хранение, транспортировку и реализацию продовольственного сырья и пищевых продуктов, контактирующих с ними материалов и изделий, использование воды (источников воды) для питьевых, хозяйственных и культурно-оздоровительных целей;

ü вносить предложения в:

1. соответствующие государственные органы о запрещении (или введении на отдельных территориях особых условий и режимов) проживания населения, об осуществлении хозяйственной деятельности, направленной на ликвидацию и предотвращение распространения групповых заболеваний и отравлений людей;

2. финансово-кредитные учреждения о приостановлении финансирования (кредитования) работ по проектированию, строительству, а также хозяйственной деятельности юридических и физических лиц в случае несоблюдения ими санитарных правил, предписаний органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, о приостановлении или прекращении этой деятельности;

ü принимать решения о (об):

1. временном отстранении от работы лиц, являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний и источником их распространения в связи с особенностями выполняемой ими работы или производства, в котором они заняты;

2. проведении обследования и медицинского наблюдения за лицами, которые контактировали с инфекционными больными и могут быть источником распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемой ими работы или производства, в котором они заняты;

3. обязательной госпитализации инфекционных больных и лиц с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для окружающих;

4. проведении дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также в помещениях и на территориях, где сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний;

ü определять виды прививок, проводимых по эпидемическим показаниям, сроки их проведения и подлежащий им контингент;

ü вызывать должностных и физических лиц для рассмотрения материалов по фактам нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства;

ü рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства;

ü передавать материалы о нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства в органы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовных дел;

ü представлять нанимателям предложения о применении мер дисциплинарного взыскания к виновным;

ü предъявлять требования к физическим и юридическим лицам о возмещении вреда, причиненного ими нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства, а также о возмещении дополнительно понесенных органами и учреждениями здравоохранения расходов на проведение санитарно-гигиенических, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий при возникновении профессиональных, групповых заболеваний и отравлений людей;

ü получать бесплатно и без каких-либо ограничений от юридических и физических лиц сведения и документы, необходимые для выполнения обязанностей, возложенных на органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор;

ü отбирать образцы (пробы) материалов, веществ, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы;

ü обследовать условия проживания людей для организации и осуществления санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

ü беспрепятственно посещать в любое время суток и без предварительного уведомления (при предъявлении служебного удостоверения) организации для осуществления государственного санитарного надзора.

Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь и его заместители имеют также право:

ü определять приоритетные направления и основные задачи органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, исходя из складывающейся санитарно-эпидемической обстановки;

ü разрабатывать, утверждать, вводить в действие и отменять санитарные правила;

ü давать организациям заключения по:

a. нормам проектирования нормативно-технической, технологической и эксплуатационной документации на новую (модернизируемую) продукцию и технологию;

b. документации при заключении договоров о поставке в Республику Беларусь продукции, включая продовольственное сырье, пищевые продукты, пищевые добавки, вещества и технологии;

c. программам и режимам воспитания, обучения, профессиональной подготовки, учебно-трудовой нагрузки детей и подростков и др.

Должностные лица органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, в пределах своей компетенции обязаны:

ü своевременно и в полной мере использовать предоставленные им полномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства;

ü координировать свою деятельность с государственными органами и организациями, заинтересованными в охране и укреплении здоровья населения, обеспечении его санитарно-эпидемического благополучия;

ü сохранять государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

ü содействовать повышению санитарной культуры населения, распространению гигиенических знаний о здоровом образе жизни.

Действия органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, или должностных лиц этих органов могут быть обжалованы в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу, а при несогласии с их решением – в суд. Подача жалобы не приостанавливает обжалуемого действия.

Ведомственный санитарный надзор за обеспечением санитарно-эпидемического благополучия осуществляется в следующих органах и учреждениях:

ü в войсках или на объектах Министерства обороны Республики Беларусь,

ü Министерства внутренних дел Республики Беларусь,

ü Комитета государственной безопасности Республики Беларусь,

ü Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь,

ü в организациях и на объектах Белорусской железной дороги,

ü в организациях и на объектах Управления делами Президента Республики Беларусь.

Организации обязаны обеспечивать производственный санитарный контроль, в том числе и лабораторный контроль, за выполнением в процессе производства (деятельности) санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию загрязнения среды обитания человека, оздоровление условий труда, быта, отдыха, обучения и воспитания людей, за качеством выпускаемой продукции с выдачей документов, удостоверяющих ее качество.

Общественные объединения в соответствии с действующим законодательством и их уставами вправе осуществлять общественный санитарный контроль за выполнением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий и при выявлении нарушений санитарных правил информировать органы и учреждения, осуществляющие государственный или ведомственный санитарный надзор.

Государственный пожарный надзор

Согласно ст. 32 Закона «О пожарной безопасности» 1993 г., государственный пожарный надзор в Республике Беларусь проводится в целях защиты от пожаров жизни и здоровья людей, национального достояния и обеспечения устойчивого функционирования экономики.

Согласно Закона Республики Беларусь «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям», государственный пожарный надзор в Республике Беларусь осуществляется органами государственного пожарного надзора (входят в систему органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям), систему которых определяет Главный государственный инспектор Республики Беларусь по пожарному надзору (первый заместитель Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь).

Предписания, заключения, постановления, протоколы и предупреждения органов государственного пожарного надзора в пределах их компетенции обязательны для выполнения всеми субъектами. Они могут быть изменены или отменены только вышестоящими должностными лицами органов государственного пожарного надзора либо обжалованы в суд. Обжалование предписаний, заключений, постановлений, протоколов и предупреждений не приостанавливает их действия.

Органы государственного пожарного надзора Респуб

Наши рекомендации