Теоретико-правовые аспекты организации и функционирования государственного управления, самоуправления
Полномочия Президента Республики Беларусь как главы государства
Полномочия Президента Республики Беларусь как Главы государства можно дифференцировать на несколько групп:
1. Организация функционирования избирательной системы:
- Назначает республиканские референдумы
- Назначает очередные и внеочередные выборы палат Национального Собрания и местных представительных органов
- Назначает 6 членов Центральной Комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов
- С согласия Совета Республики назначает Председателя Центральной Комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов
2 Формирование органов судебной власти и прокуратуры
- С согласия Совета Республики назначает на должность председателей Верховного суда, Высшего хозяйственного суда и судей этих судов, Генерального прокурора
- С согласия Совета Республики назначает Председателя и 6 судей Конституционного суда Республики Беларусь
- Назначает и освобождает от должности судей иных судов
3. Формирование органов исполнительной власти и иных органов при Президенте Республики Беларусь:
- Образует Администрацию Президента и другие органы при Президенте Республики Беларусь
- С согласия Палаты представителей назначает Премьер-министра Республики Беларусь
- Определяет структуру Правительства, назначает и освобождает членов Правительства, принимает решение о его отставке. Может председательствовать на заседаниях правительства
- Назначает руководителей республиканских органов гос. управления и определяет их статус
- Имеет право отменять акты Правительства
- Назначает на должности руководителей местных исполнительных и распорядительных органов
- С согласия Совета Республики назначает Председателя Правления и членов Правления Национального банка
4. Взаимодействие с другими государствами
- Ведет переговоры и подписывает международные договоры
- Назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в других государствах и при международных организациях
- Принимает верительные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств
5. Оборона, безопасность и государственный контроль
- Является Главнокомандующим Вооруженными силами Республики Беларусь, назначает на должности и освобождает высшее командование
- Формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь, назначает и освобождает Госсекретаря Совета Безопасности
- Вводит на территории Республики Беларусь военное положение, проводит мобилизацию
- Вводит чрезвычайное положение
- Назначает на должность и освобождает Председателя Комитета Государственного контроля
- Осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления, отменяет их решения, приостанавливает решения местных Советов
6. Взаимодействие с Парламентом
- Распускает палаты Парламента в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией
- Назначает 8 членов Совета Республики
- В соответствии со ст.99 Конституции представляет на рассмотрение проекты законов
- Имеет право участвовать в работе Парламента и выступать в любое время
- Назначает своего представителя в Парламент
- Подписывает законы либо возвращает их со своими возражениями в Палату представителей
- Представляет на согласование кандидатуры на ряд руководящих государственных должностей
- В соответствии со ст.101 Конституции издает временные декреты
- Обращается с ежегодными посланиями к Парламенту
- Вносит в 3-дневный срок на утверждение Совета Республики решение о введении чрезвычайного положения или мобилизации
7. Решение иных вопросов
- Обращается с посланиями к народу Республики Беларусь
- Решает вопросы о приеме в гражданство
- Устанавливает государственные праздники и праздничные дни
- Награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания
- Осуществляет помилование осужденных.
Система республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь
Министерства, государственные комитеты Республики Беларусь
Министерство архитектуры и строительства
Министерство внутренних дел
Министерство жилищно-коммунального хозяйства
Министерство здравоохранения
Министерство иностранных дел
Министерство информации
Министерство культуры
Министерство лесного хозяйства
Министерство обороны
Министерство образования
Министерство по налогам и сборам
Министерство по чрезвычайным ситуациям
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды
Министерство промышленности
Министерство связи и информатизации
Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Министерство спорта и туризма
Министерство статистики и анализа
Министерство торговли
Министерство транспорта и коммуникаций
Министерство труда и социальной защиты
Министерство финансов
Министерство экономики
Министерство энергетики
Министерство юстиции
Комитет государственной безопасности
Государственный военно-промышленный комитет
Государственный комитет по имуществу
Государственный комитет по науке и технологиям
Государственный комитет по стандартизации
Государственный пограничный комитет
Государственный таможенный комитет
Министерство внутренних дел
Департамент исполнения наказаний
Департамент охраны
Департамент по гражданству и миграции
Департамент финансов и тыла
Министерство иностранных дел
Департамент внешнеэкономической деятельности
Министерство культуры
Департамент по кинематографии
Министерство обороны
Департамент транспортного обеспечения
Национальное агентство по контролю и инспекциям
Министерство образования
Департамент контроля качества образования
Министерство по чрезвычайным ситуациям
Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
Департамент по материальным резервам
Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности
Департамент по ядерной и радиационной безопасности
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды
Департамент по геологии
Департамент по гидрометеорологии
Министерство связи и информатизации
Департамент информатизации
Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Департамент по мелиорации и водному хозяйству
Департамент по хлебопродуктам
Министерство спорта и туризма
Департамент по туризму
Министерство транспорта и коммуникаций
Департамент «Белавтодор»
Департамент по авиации
Министерство труда и социальной защиты
Департамент государственной инспекции труда
Министерство финансов
Департамент государственных знаков
Департамент по ценным бумагам
Министерство экономики
Департамент по предпринимательству
Департамент по санации и банкротству
Департамент ценовой политики
Министерство энергетики
Департамент по ядерной энергетике
Министерство юстиции
Департамент по архивам и делопроизводству
Примечания
Защищенные статьи – установленные законодательством статьи текущих расходов экономической (предметной) бюджетной классификации, финансируемые в первоочередном порядке и не подлежащие секвестру или блокированию.
Секвестр – пропорциональное сокращение расходов по незащищенным статьям бюджета (Ст.1 Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. – 1998. – № 34. – Ст. 4760
Литература
Нормативные правовые акты:
1. О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 14 июня 2003 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2003. – № 2.
Дополнительная литература:
2. Оликер, Л.Б. Об исчислении стажа работы в качестве служащего государственного аппарата / Л.Б. Оликер// Отдел кадров. – 2003. – № 5 (май). – С.29-33.
Требования, предъявляемые к правовым актам управления
Правовой акт управления должен приниматься в строгом соответствии с требованиями принципа законности, на основе и во исполнение законов. Основные требования законности, предъявляемые к актам государственного управления заключаются в следующем.
1. Правовые акты управления должны быть юридически обоснованы. Юридическая обоснованность актов управления не должна быть формальной. Недостаточно одной лишь ссылки на тот или иной закон. Необходимо, чтобы эти акты соответствовали цели, которая предусмотрена законом или другим юридическим актом вышестоящего органа.
Юридическая обоснованность актов управления предполагает также их издание в пределах компетенции соответствующего органа государственного управления, т.е. по предмету своего ведения, с соблюдением объема полномочий и территориальных границ деятельности.
2. Правовые акты управления должны быть экономически обоснованы. Это требование предполагает и учет экономических последствий принимаемых решений, выбор на этой основе наиболее оптимального их варианта, определяемого не только государственными потребностями и интересами (например, общеотраслевыми), но и возможностями резерва исполнителей.
3. Правовые акты управления должны приниматься в установленном порядке. Например, акты, принимаемые, коллегиальными органами, должны обсуждаться на заседаниях этих органов при наличии кворума, т.е. простого или квалифицированного (не менее двух третей) большинства членов данного коллегиального органа. Без выполнения этого требования акты являются незаконными. Также являются незаконными акты, принимаемые иногда на практике путем опроса или в рабочем-порядке, без обсуждения их на заседаниях коллегиального органа.
4. Правовой акт управления должен быть издан по установленной форме и подписан надлежащими должностными лицами.
Неправомерные акты государственного управления. Акты государственного управления могут быть признаны неправомерными, если они изданы с нарушением предъявляемых требований. В зависимости от характера нарушения и его последствий они подразделяются на ничтожные и оспоримые.
Ничтожными актами государственного управления являются такие, которые не порождают юридических последствий с момента их возникновения. Их юридическая несостоятельность настолько очевидна, что они не подлежат никакому исполнению, пороки таких актов не могут быть устранены. Ничтожными являются акты, которые грубо нарушают законы и интересы личности, общества, государства.
Оспоримые акты – это такие акты государственного управления, которые при обязательности их исполнения могут быть пересмотрены в установленном законодательством порядке по инициативе самого издавшего органа или в результате обжалования. Вопрос о законности оспоримого акта государственного управления решается органом, который издал акт, вышестоящим органом, органом контроля или судом.
Организационно-технические требования к актам управления.
Организационно-технические требования, предъявляемые к актам государственного управления, призваны обеспечить конкретное оперативное и дифференцированное руководство. В соответствии с этим в актах управления должны быть четко определены: 1) конкретные задачи (права и обязанности); 2) их исполнители; 3) сроки; 4) формы и 5) методы решения задач.
Акты управления должны издаваться своевременно и по тем вопросам, которые именно в данный момент требуют разрешения с помощью правовых средств.
В целях осуществления дифференцированного руководства акты управления должны издаваться в соответствии с особенностями отдельных местностей, отраслей управления, спецификой задач тех или иных государственных органов и должностных лиц. При этом должны учитываться конкретные условия работы исполнителей, их реальные возможности.
Большое значение для эффективности актов управления имеет соблюдение требования четкого содержания акта. Текст нормативного правового акта излагается лаконично, простым и понятным языком, исключающим разное толкование норм, с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии (ст. 9 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).
Необходимыми являются также следующие требования: согласование проекта акта с другими заинтересованными органами, соответствие положений проекта действующему законодательству, а если возникает необходимость внести изменения в последнее, то подготовка предложения по этому вопросу.
Несоблюдение установленных требований к юридическому содержанию и к порядку издания правовых актов дает основания для их оспаривания, а возможно, и для признания недействительными.
В Республике Беларусь не существует одного правового акта, определяющего общий порядок принятия (издания) актов управления. Такой порядок регулируется многими правовыми актами. Некоторые аспекты рассматриваемого порядка закреплены в Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».
Нормотворческий процесс осуществляется с соблюдением установленной процедуры, которая, как правило, состоит из следующих стадий нормотворческого процесса:
- планирование нормотворческой деятельности;
- нормотворческая инициатива;
- подготовка проекта нормативного правового акта;
- принятие (издание) нормативного правового акта;
- включение нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;
- опубликование нормативного правового акта и введение в действие.
Наличие всех указанных самостоятельных стадий характерно главным образом для нормативных актов. Издание же индивидуальных актов в ряде случаев упрощено и не всегда может быть четко подразделено на такие стадии.
Неодинаковы и стадии издания актов в разных органах, и действия, связанные с изданием актов в различных формах одним органом. Например, процедура принятия решений исполкомом отлична от процедуры принятия распоряжений. При этом имеются и общие правила издания некоторых актов различными органами, хотя они содержатся в разных источниках.
Подготовка проекта нормативного правового акта может включать:
- рассмотрение нормотворческого предложения и принятие решения по подготовке проекта;
- организационно-техническое и финансовое обеспечение его подготовки;
- сбор необходимых материалов и информации;
- разработку концепции проекта;
- составление текста проекта;
- согласование проекта;
- проведение юридической и иных необходимых экспертиз.
Нормотворческий орган может осуществлять подготовку проекта нормативного правового акта самостоятельно либо поручить субъекту нормотворческой инициативы, заказать ее Национальному центру законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь, а также в установленном порядке привлечь к подготовке проекта соответствующих специалистов из иных учреждений и организаций, в первую очередь государственных, поручить специально создаваемым для этого временным комиссиям или рабочим группам.
Проект нормативного правового акта подлежит обязательной юридической экспертизе. Ее вид зависит от вида правового акта. Например, юридическую экспертизу проектов нормативно-правовых актов (постановлений) Совета Министров Республики Беларусь проводит Министерство юстиции Республики Беларусь (ст. 49 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).
Проект нормативного правового акта, внесенный в установленном порядке, должен быть рассмотрен нормотворческим органом (должностным лицом).
Нормотворческий орган (должностное лицо) по результатам рассмотрения проекта нормативного правового акта может:
- одобрить проект и принять (издать) нормативный правовой акт;
- отклонить проект с указанием мотивов и причин;
- отложить принятие проекта на определенный срок, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь;
- возвратить проект на доработку с указанием своих замечаний и предложений, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.
Подписание официального текста нормативного правового акта осуществляется:
- декрета, указа Президента Республики Беларусь, закона – Президентом Республики Беларусь;
- постановлений Совета Министров Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов – руководителем органа, принявшего (издавшего) акт, а в его отсутствие - лицом, исполняющим его обязанности.
Декреты Президента Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, скрепляются подписью Премьер-министра Республики Беларусь.
Нормативные правовые акты Республики Беларусь подлежат официальному опубликованию.
Под официальным опубликованием нормативных правовых актов понимается доведение их до всеобщего сведения путем воспроизведения текста нормативных правовых актов в издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь и иных официальных изданиях, определяемых Президентом Республики Беларусь:
ü в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь;
ü в газете «Советская Белоруссия» – акты Президента Республики Беларусь;
ü в газете «Рэспублiка» – постановления Совета Министров Республики Беларусь, распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь, правовые акты республиканских органов государственного управления;
ü в периодических печатных изданиях, которые определяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь, – правовые акты областных и Минского городского исполнительных комитетов.
Официальное опубликование нормативных правовых актов осуществляется на том государственном языке, на котором они приняты.
Опубликование нормативного правового акта на других языках допускается только при наличии его официального перевода на соответствующий язык, утвержденного соответствующим государственным органом (должностным лицом) в порядке, установленном для принятия (издания) этого акта.
Датой официального опубликования нормативного правового акта считается день выхода в свет официального издания, в котором помещен этот акт.
В случае разновременного опубликования нормативного правового акта в нескольких официальных изданиях дата официального опубликования нормативного правового акта и срок вступления его в силу определяются по дате первоначального опубликования.
Неофициальное опубликование осуществляется только после его официального опубликования с соблюдением требований, предъявляемых к деятельности по распространению правовой информации. Кроме того, акты Президента, Правительства Республики Беларусь могут быть переданы в установленном порядке для опубликования в иных органах печати, обнародованы по телевидению, радио, каналам связи, а также разосланы соответствующим государственным органам.
Не подлежат опубликованию нормативные правовые акты или отдельные их положения, содержащие государственные секреты или иные охраняемые законодательством Республики Беларусь сведения, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.
Решение о том, что нормативный правовой акт или его отдельные положения не подлежат опубликованию, принимается в установленном законодательством Республики Беларусь порядке уполномоченным государственным органом (должностным лицом), о чем на оригинале нормативного правового акта делается соответствующая отметка.
Нормативные правовые акты публикуются с указанием их обязательных реквизитов: наименования органа (должностного лица), принявшего (издавшего) нормативный правовой акт, вида этого акта, даты его принятия (издания), порядкового номера и названия.
Официальное опубликование нормативных правовых актов в неполном изложении не допускается, за исключением случаев опубликования нормативных правовых актов, содержащих отдельные положения, не подлежащие опубликованию.
Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь после подписания Президентом Республики Беларусь, в том числе в случаях, когда в соответствии с Конституцией Республики Беларусь закон считается подписанным, подлежат немедленному и обязательному официальному опубликованию.
Указы Президента Республики Беларусь нормативного характера подлежат обязательному официальному опубликованию, если иное не установлено актами Президента Республики Беларусь или законодательством.
Постановления Совета Министров Республики Беларусь нормативного характера подлежат обязательному официальному опубликованию, если иное не установлено Советом Министров Республики Беларусь или законодательством.
Иные нормативные правовые акты могут быть официально опубликованы после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Так, нормативные акты министерств и ведомств Республики Беларусь, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер и прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Республики Беларусь, подлежат официальному опубликованию не позднее десяти дней после их регистрации. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.
Контроль за правильностью и своевременностью опубликования ведомственных нормативных актов возложен на Министерство юстиции Республики Беларусь.
Нормативные правовые акты, поступившие от уполномоченных государственных органов (должностных лиц) в органы официального издания, должны быть опубликованы не позднее чем в 5-дневный срок со дня их поступления, за исключением декретов Президента Республики Беларусь и законов Республики Беларусь, подлежащих немедленному опубликованию.
Предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.
В случаях, предусмотренных законодательством, прокурор вправе принять к своему производству любое уголовное дело независимо от подследственности и расследовать его самостоятельно в полном объеме.
4. Участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, поддержание государственного обвинения по уголовным делам, участие в административном процессе в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в Конституции Республики Беларусь (ст. ст. 126, 127) и Законе «О прокуратуре» (ст. 5).
Деятельность прокуратуры основывается на принципах законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора (ст. 5 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь»).
1. Органы прокуратуры осуществляют свою деятельность на основе законности, руководствуясь Конституцией Республики Беларусь, соответствующими ей актами законодательства и в пределах предоставленных полномочий. Прокурор принимает предусмотренные законодательными актами меры по пресечению нарушений законодательства, от кого бы эти нарушения ни исходили, привлечению к ответственности лиц, их совершивших, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций.
Законность – общеправовой, универсальный принцип, под которым традиционно понимается строгое и неукоснительное соблюдение, исполнение и применение законов всеми субъектами права, включающий также требование надлежащей реализации предоставленных прав и свобод гражданам. Вместе с тем, законность - не только формальный принцип права, но и содержательная категория, отражающая демократическую сущность общественного строя.
2. Принцип равенства всех граждан перед законом заключается в том, что прокурор осуществляет надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, законодательных актах и предусмотренных международными обязательствами Республики Беларусь, независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, гражданства, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным объединениям, а также от иных обстоятельств (ст. 7 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь»).
3.Прокурор при осуществлении своих полномочийнезависим. В соответствии со ст. 8 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» какое-либо вмешательство в деятельность прокурора недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность.
Прокурорские работники не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.
Независимость органов прокуратуры обеспечивается и запретом прокурорским работникам оказывать платные юридические услуги, заниматься предпринимательской деятельностью, совмещать службу в органах прокуратуры с работой в учреждениях и организациях. Исключение составляет преподавательская, научная и творческая деятельность, которая может осуществляться на договорной, контрактной или разовой, эпизодической основе.
Независимость органов прокуратуры от местных органов власти обеспечивается следующими условиями: 1) единством и централизацией системы органов прокуратуры; 2) порядком подбора и расстановки кадров прокуроров и следователей; 3) подотчетностью Генерального прокурора Президенту Республики Беларусь; 4) материально-техническим обеспечением.
Единство системы органов прокуратуры означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории Республики Беларусь, составляют единую систему. В пределах своей компетенции каждый прокурор наделен одинаковыми полномочиями и правовыми средствами их реализации.
Централизация означает, что органы прокуратуры составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором. Деятельность прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и могут давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания. Централизация означает, что принципом руководства в системе органов прокуратуры является единоначалие. Соответствующий прокурор разрешает все вопросы, относящиеся к его компетенции, единолично, и все единоличные приказы и распоряжения вышестоящего прокурора являются обязательными для нижестоящих прокуроров. Единоначалие проявляется и в том, что единым руководителем прокуратуры Республики Беларусь является Генеральный прокурор Республики Беларусь. Централизация органов прокуратуры предусматривает назначаемость Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.
4.Органы прокуратурыдействуют гласно и открытов той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и законных интересов граждан и организаций, а также законодательства о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.
Важным условием обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и организаций является запрещение разглашения прокурорским работником сведений, относящихся к личной жизни гражданина, унижающих его честь и достоинство или способных причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, могущих причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательными актами. Решения или действия прокурора, ущемляющие права и законные интересы граждан и организаций, могут быть обжалованы вышестоящему прокурору и (или) в суд.
5. Принцип обязательности требований прокурора означает, что требования прокурора, предъявленные в соответствии с законодательными актами в пределах его полномочий, подлежат исполнению в установленный срок всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Должностные лица и иные граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения об обстоятельствах, связанных с проверкой соблюдения законодательства.
Теоретико-правовые аспекты организации и функционирования государственного управления, самоуправления
1.Государственное управление как особая разновидность государственной деятельности.
2.Органы государственного управления как субъекты административных правоотношений.
3.Понятие органа государственного управления, его признаки.
4.Виды органов государственного управления и их система.
1. Государственное управление как особая разновидность государственной деятельности
В науке различают следующие виды управления:
1) управление в кибернетическом смысле – взаимодействие субъектов и объектов путем механизма прямых и обратных связей (кибернетика – всеобщая теория управления в природе и обществе, в технических системах);
2) управление обществом (социальное управление);
3) управление государством, государственными делами.
В ХХІ в. развитие государственного управления характеризуется двумя генеральными тенденциями:
1) объективно отражает потребности экономической, социальной, военной и иных сфер в эффективном управлении, в использовании новейших информационных технологий;
2) исходит из универсальности сфер управления, характеризуется полной гегемонией государственных структур.
На основе сближения типов управления можно утверждать, что управление общественными процессами выступает как целенаправленное воздействие людей на общественную систему в целом и на ее отдельные звенья на основе познания и использования присущих ей объективных закономерностей в интересах обеспечения оптимального функционирования и развития общества, достижения поставленных целей управления.
Закономерности управления:
1. Первая группа закономерностей характеризует закономерности развития управляемой системы, имеет общесоциологический характер и строится на основе реализации законов, определяющих развитие важнейших сторон общества, сфер его жизнедеятельности.
2. Вторая группа закономерностей складывается в области управляющей системы на основе реализации законов, выражающих сущностные стороны самого управления.
Государственное управление в широком смысле – сфера организующей и распорядительной деятельности государственных органов.
Государственное управление в узком смысле слова может быть определено как одна из форм деятельности государства, состоящая в практическом осуществлении его задач и функций в процессе непосредственного повседневного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством на основе и во исполнение законов.
Место и роль государственного управления в механизме государства определяется следующими его характерными чертами.
1. Государственное управление – конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную специфику и специфику компетенции, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти.
2. Государственное управление имеет общегосударственный характер, т.е. охватывает важнейшие стороны жизни общества. По существу объектом государственного управления является общество в целом.
3. Государственное управление представляет собой деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным ее направлением является исполнение, т.е. проведение в жизнь законов и иных нормативных правовых актов.
4. Государственное управление носит государственно-властный характер. Субъекты государственного управления наделены государственно-властными полномочиями и выступают от имени государства.
5.Государственное управление имеет непосредственный характер, т.е. в процессе осуществления управленческой, исполнительной деятельности повседневно реализуются функции государства в межотраслевых (финансы, госстандарты, налоги, статистика и др.), социально-политических (оборона, государственная безопасность, зарубежные связи и др.), социально-культурных (образование, наука, здравоохранение, культура и др.) сферах, в хозяйственной деятельности (промышленность, транспорт, связь, торговля и др.).
6. Государственное управление – активная и целенаправленная подзаконная деятельность, осуществляемая на основе и во исполнение законов, применительно к важнейшим сферам жизни общества и в порядке общего и оперативного руководства.
7. Характерной чертой государственного управления является разнообразие организационных форм его осуществления, что обеспечивает решение задач сложной и тонкой сети новых организационных связей, возникающих в связи с развитием рыночных отношений в обществе.
8. Государственное управление реализуется через формы организаторской деятельности: подбор и расстановка кадров, прогнозирование, разработка целевых программ развития той или иной отрасли (сферы) управления, информационная деятельность, координация, контроль, учет и статистика, делопроизводство и др.
9. Государственное управление – прерогатива специальных субъектов, представляющих собой исполнительно-распорядительные органы государственной власти или органы государственного управления.
10. Государственное управление является исполнительной деятельностью по отношению к деятельности, осуществляемой иными ветвями власти. Более того, государственное управление по своему назначению представляет собой не что иное, как вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.
Принципы государственного управления.Государственное управление осуществляется на основе определенных принципов. Под принципами понимаются теоретические положения, идеи, отражающие объективн