Предыстория, разработка и принятие Конституции США 1787 года.
По мере того как опасность восстановления колониальной зависимости устранялась, важнейшей задачей буржуазии стало сдерживание революционной активности народных масс. Грозным предостережением стало восстание Д. Шейса в Массачусетсе 1786-1787 годов1лаф. Оно произошло вследствие отказа легислатуры рассматривать петиции малоимущих фермеров. Одновременно с этим конфедеративное устройство, существовавшее с момент обретения штатами независимости, показало свою неспособность справляться с поставленными перед ним задачами. Стала отчетливо видна необходимость привнесения изменений. Возникла нужда в едином и сильном государстве.
Фактически, первая национальная Конституция- "Статьи Конфедерации" была принята Вторым Континентальным конгрессом 15 ноября 1777 года в Йорке. Ее подписали все 13 штатов, последним это сделал Мэриленд и 1 марта 1871 года "Статьи Конфедерации" вступили в силу.
Документ этот не содержал правовых гарантий, не предоставлял центральной власти, т. е. конгрессу, сколько-нибудь серьезных полномочий для проведения реформ, не давал рычагов для действенного управления страной1фурс. Конгресс Конфедерации был единственным органом конфедерации, в котором от каждого штата могли присутствовать от 2 до 7 делегатов, но при этом каждый штат имел только один голос. Конгресс был однопалатным, депутаты избирались на один год. Наиболее важные решения утверждались если набиралось 9 из 13 голосов за. Полномочия Конгресса, а соответственно и его роль, были сильно ограничены. Исполнение его решений никак не обеспечивалось, он не имел права взимать налоги, не мог регулировать торговлю ни между штатами, ни с иностранными государствами. Такое положение, казалось бы, главного органа обуславливалось конфедеративной системой. Конституция по сути является союзом между независимыми и суверенными штатами. Ее несостоятельность проявилась с первых дней. Конгресс не мог внести в нее изменения, на это требовалось единогласное согласие штатов, между которыми существовали острые противоречия, и которые, в свою очередь, не стремились исполнять его решения и отказывались выделять необходимые средства. В некоторых штатах появились страждущие отделения от Конфедерации. Таким образом, создается угроза самому существованию США.
В этих условиях в мае 1787 года созывается Филадельфийский конституционный конвент, основной задачей которого являлось выведения страны из сложившегося положения. На конвенте присутствовали 55 делегатов, представлявшие 12 штатов, так как Род- Айленд отказался принимать участие. Несмотря на прямое требование Конгресса именно о пересмотре Статей Конфедерации, началась разработка нового конституционного проекта.
Хотя вряд ли можно согласиться с оценкой Т. Джефферсона, назвавшего Филадельфийский конвент "собранием полубогов", вместе с тем нельзя не признать на редкость сильный подбор делегатов. В их числе были такие выдающиеся деятели той эпохи как Дж. Вашингтон, Б. Франклин, Дж. Мэдисон, Р. Мэйсон, А. Гамильтон, Г. Моррис, Д. Дикинсон, Ч. Пикней, Э. Рэндольф, Д. Ратледж и др. 44 из 55 делегатов были членами Континентального конгресса, примерно половина сражалась против Англии в составе континентальной армии или милиции штатов. 8 подписали Декларацию Независимости. Практически все занимали те или иные посты в органах государственной власти штатов. Более половины имели юридическое образование. И что немаловажно, большая часть депутатов были сравнительно молоды ( средний возраст- 43 года).1лаф
В первые дни работы Конвента шла выработка регламента и избрание руководящих органов. Председателем избрали Дж. Вашингтона, секретарем- В. Джексона. В основном процедурные нормы были аналогичны нормам Континентального Конгресса за исключением того, что конвент проводился в закрытом формате.
В ходе обсуждений будущего устройства страны был выдвинут так называемый "Вирджинский план". 29 мая начались дебаты по этому проекту. Он предусматривал разделение властей на законодательную, судебную и исполнительную. Исключительная роль отводилась нижней палате парламента, которая должна была формировать органы исполнительной и судебной власти и даже верхнюю палату парламента. Представительство штатов зависело от их выделений в федеральный бюджет и численности населения. Парламент наделялся правом принимать законы по всем вопросам, по которым штаты некомпетентны или могут нарушить сложившуюся систему, а также отменять законы штатов в случае их противоречия федеральной Конституции. Было внесено 19 резолюций, изменяющих первоначальный план. Нижнюю палату предлагалось избирать на 3 года, верхнюю на 7, денежное содержание депутатам должно было выплачиваться из федерального бюджета а не из штатов, также была признана необходимость создания должности для руководства исполнительной властью с правом отлагательного вето на законы федерального парламента.
Этот проект встретил сопротивление со стороны малых штатов, вследствие их опасений, что их права будут ущемляться сильными штатами. 14 июня Патерсоном были предложены 14 резолюций, которые вошли в историю как "Нью- Джерсийский план". По нему предполагалось расширение полномочий Континентального Конгресса путем предоставления права регулирования торговли между штатами и право использовать военную силу в случае неисполнения федеральных законов. Федеральный бюджет предполагалось пополнять за счет таможенных пошлин и почтовых сборов. Предусматривалась возможность смещения Конгресса по решению большинства губернаторов.
Однако и этот проект был отклонен. Более того, в Конвенте обострились разногласия, что едва не привело к его срыву. Спас положение "Коннектикутский компромисс" представленный 5 июля Э. Джерри.
Изменения, вносимые им, предусматривали: выборы в нижнюю палату проходили на основе норм представительства, определяемых численностью населения штата, а в верхнюю направлялись по 2 депутата от каждого штата, избираемых местными легислатурами. "Компромисс" закрепил определенные гарантии прав малых штатов, что позволило Конвенту вернуться к нормальной работе.
К 6 августа был составлен новый проект Конституции, вобравший в себя "Вирджинского" и "Нью- Джерсийского" планов, отдельные нормы Статей Конфедерации и конституций штатов. В нем впервые обозначились названия федеральных органов (Конгресс, Президент, Палата Представителей, Сенат, Верховный суд). Автором этого проекта являлся Рэндольф. Дебаты, в ходе которых было урегулировано множество вопросов таких как сохранение рабства, финансовое управление и т.д.. 12 сентября проект был полностью готов. 15 сентября Конвент единогласно проголосовал за его принятие. 17 сентября его подписали 39 из 55 делегатов. Теперь проекту предстояло стать центральной темой дебатов в отдельных штатах.
28 сентября проект Конституции был направлен Континентальным Конгрессом в штаты. В каждом штате должны были собраться конвенты для принятия или одобрения проекта. Вступить в силу он должен был после ратификации 9 из 13 штатов.
7 декабря штат Дэлавер первым ратифицировал Конституцию. За ним последовали Пенсильвания, Нью- Джерси, Джорджия, Коннектикут, Массасчусетс, Мэриленд и Южная Каролина. Девятым Конституцию ратифицировал Нью- Гемпшир 21 июня 1788 года. Формально она вступила в силу, но вследствие того, что к тому моменту ее не ратифицировали Вирджиния и Нью- Йорк, два крупнейших штата, судьба ее была неопределенна. После ожесточенных дебатов 26 июня Конституцию ратифицировала Вирджиния, спустя ровно месяц Нью- Йорк. Завершился этот процесс только 29 мая 1790 года, кода ее утвердил Род- Айленд, но уже 28 июля 1787 года Континентальный Конгресс признал вступление Конституции в силу. Был принят ряд ордонансов, призванных обеспечить проведение выборов и нормальное функционирование органов государственной власти.