Правовое регулирование информации с ограниченным доступом
Как уже отмечалось, основным объектом защиты является информация с ограниченным доступом, включающая государственную тайну и конфиденциальную информацию. Приоритетное место в системе законодательства любого государства занимает институт государственной тайны. Причиной этого является величина ущерба, который может быть нанесен государству в результате разглашения сведений, составляющих государственную тайну.
За последние годы законодательство в области защиты государственной тайны развивалось в Российской Федерации достаточно динамично.
Правовой режим государственной тайны установлен первым в истории российского государства Законом «О государственной тайне», который вступил в действие 21 сентября 1993 года (новая редакция Закона Российской Федерации «О государственной тайне» была принята в 1997 году).
Указанный Закон является специальным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой.
Согласно Закону государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Законом также определено, что система защиты государственной тайны - это совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.
К средствам защиты информации Законом отнесены технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.
Кроме того, в Законе определены Перечень сведений, составляющих государственную тайну (во исполнение статьи 29 Конституции Российской Федерации), полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне, а также даны общие положения, связанные с отнесением сведений к государственной тайне, рассекречиванием сведений и их носителей, распоряжением сведениями, составляющими государственную тайну, защитой государственной тайны.
Вопросы, связанные с защитой государственной тайны, затрагиваются также в других законодательных актах - Уголовном кодексе Российской Федерации (статьи 275, 276, 283, 284), Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР (статьи 18, 167), Гражданско-процессуальном кодексе РСФСР (статьи 9, 114, 115, 119), Таможенном кодексе Российской Федерации (статьи 16, 338), Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» (статья 23), Федеральном законе «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (статьи 15, 17, 38) и в ряде других законов. Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации во исполнение Закона Российской Федерации «О государственной тайне» издано большое количество подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты государственной тайны.
Основными актами Президента Российской Федерации являются:
- Указ Президента Российской Федерации от 20 января 1996 г. № 71 “Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны”;
- Указ Президента Российской Федерации от 24 января 1998 г. № 61 “О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне”;
- распоряжение Президента Российской Федерации от 17 января 2000 года № 6-рп, которым утвержден Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.
Основными актами Правительства Российской Федерации являются:
- постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. № 870 “Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности”;
- постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. № 333 “О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны”;
- постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 608 “О сертификации средств защиты информации”.
Кроме того, отношения, связанные с защитой государственной тайны, урегулированы рядом международных договоров Российской Федерации, прежде всего Соглашением государств – участников СНГ о взаимном обеспечении сохранности межгосударственных секретов, подписанном в г. Минске 22 января 1993 года.
Если с защитой государственной тайны вроде бы все понятно (действует Закон Российской Федерации «О государственной тайне» и целый ряд подзаконных нормативных правовых актов), то правовой институт конфиденциальной информации урегулирован в российском законодательстве пока еще недостаточно.
В законодательстве Российской Федерации помимо государственной тайны упоминается более 30 других видов тайн, которые в большинстве своем можно отнести к конфиденциальной информации.
Проблемы возникают даже на уровне понятий. Так, согласно статье 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, «отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную». В то же время, согласно статье 8 Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене» ограничивается вывоз из Российской Федерации документированной информации, «отнесенной к государственной тайне или иной конфиденциальной информации». С целью оптимизации видов информации, относящейся к конфиденциальной, Президент Российской Федерации своим Указом от 6 марта 1997 года № 188 утвердил Перечень сведений конфиденциального характера, в котором выделены шесть основных категорий информации:
1. Персональные данные.
2. Тайна следствия и судопроизводства.
3. Служебная тайна.
4. Профессиональные виды тайн (врачебная, нотариальная, адвокатская и т.д.).
5. Коммерческая тайна.
6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
В настоящее время ни один из перечисленных институтов не урегулирован на уровне специального закона, что, естественно, не способствует улучшению защиты указанных сведений.