Методы прямого и косвенного регулирования цен
Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть:
- прямыми;
- косвенными.
Методы прямого регулирования цен:
1) административное установление цен;
2) "замораживание" цен;
3) установление предельного уровня цен;
4) регламентация уровня рентабельности;
5) установление нормативов для определения цен.
Обычно государство прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют основу системы цен. Это цены:
- на энергоносители;
- услуги:
транспорта; связи; жилищно-коммунальные;
- другие, которые оказывают существенное влияние на всю экономику страны.
Устанавливая ирегулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен. Прямое государственное регулирование предполагает необходимость дополнения рыночного механизма централизованной политикой государства путем контроля за важнейшими параметрами рынка. В условиях несовершенного рыночного хозяйства возникающая равновесная цена не удовлетворяет оптимальному состоянию и стабильности в экономике. Поэтому государство путем установления и регулирования цен должно целенаправленно создавать условия равновесия.
Методы косвенного регулирования цен:
- налогообложение;
- регулирование денежного обращения;
- оплата труда;
- кредитная политика;
- регулирование государственных расходов;
- установление норм амортизации и т. д.
Косвенные меры, как правило, направлены на изменение конъюнктуры; создание определенного положения в области финансирования, валютных и налоговых операций; установление оптимального соотношения между спросом и предложением.
Прямые методы контроля за ценами должны сочетаться с косвенными.
Наиболее оптимальным является гибкое сочетание государством прямых и косвенных методов регулирования цен.
Эффективность государственного регулирования цен во многом зависит от его взаимодействия с другими мерами воздействия на экономику. Например, блокирование цен, введение фиксированных цен, изменение налоговых ставок на прибыль, как правило, должно сочетаться с регулированием заработной платы
Система регулирования цен
Регулирование цен на территории РФ осуществляется по трем основным направлениям:
- на отдельные группы сырья, продукции, товаров, работ, услуг;
- на продукцию и товары предприятий-монополистов;
- на продукцию и услуги естественных монополий.
Правовой основой непосредственного регулирования цен является Указ Президента РФ от 28.02.95 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» № 221 и соответствующее Постановление Правительства РФ от 7.03.95 г. № 239 со всеми последующими изменениями и дополнениями.
В соответствии с этими документами продукция, товары, работы и услуги,
цены на которые прямо регулируются государством, подразделены на три группы.
К первой группе относятся продукция, товары и услуги, цены на которые утверждаются Федеральными органами исполнительной власти:
газ, электроэнергия, продукция оборонного значения, драгоценные металлы и сплавы, перевозка пассажиров, грузов, отдельные услуги связи и т.д.
Ко второй группе относятся продукция, товары и услуги, цены на которые регулируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
Газ природный и сжиженный, реализуемый населению и жилищно- строительным кооперативам.
Электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются региональными энергетическими комиссиями.
Топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению.
Перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
Оплата населением жилья и коммунальных услуг.
Ритуальные услуги.
Услуги систем водоснабжения и канализации.
и т.д.
Органы исполнительной власти могут устанавливать не только сами предельные размеры надбавок, но и методы их применения (к цене предприятия-изготовителя или цене закупки) по регулируемым товарам, поэтому в документах должна быть отражена цена приобретения (предприятия) и размер надбавки.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления осуществляют регулирование цен и тарифов на продукцию предприятий, находящихся в муниципальной собственности.
Помимо этого, в определенной степени регулируемыми являются и цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую государством для создания Федерального и регионального фондов. Эти цены устанавливаются ежегодно Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и представителями общественных объединений, выражающих интересы товаропроизводителей и покупателей.