Тема 4. Регулирование цен в условиях рыночных отношений. 4 часа
Тема 4. Регулирование цен в условиях рыночных отношений. 4 часа
Ценовая политика государства
Сущность, инструменты и цели государственного регулирования цен
Целевые методы государственного воздействия на цены
Методы прямого и косвенного регулирования цен
Система регулирования цен
Регулирование деятельности предприятий-монополистов.
7. Органы ценообразования и контроля цен, их функции
8. Санкции за нарушение дисциплины цен
Сущность, инструменты и цели государственного регулирования цен
Одним из систематически применяемых методов экономической политики многих стран в области ценообразования является воздействие государства на уровень цен.
Обычно оно имеет место:
• в мирное время — в целях:
• защиты интересов потребителей — в отношении продуктов(товаров) первой необходимости (хлеба, топлива и др.);
• поддержки отдельных отраслей экономики;
• в условиях войны, кризиса — в отношении более широкого ассортимента продукции, необходимой для выживания.
Сложившаяся система государственного регулирования цен наряду с другими формами государственной политики представляет собой попытку воздействия на стоимостные пропорции и распределение национального доходамежду отдельными отраслями и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования усиливается в связи с развитием инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государства.
Важнейший инструмент государственного регулирования ~ финансовая, денежно-кредитная политика.
Составной частью этой политики являются попытки воздействовать на состояние хозяйственной конъюнктуры отдельных товарных рынков с помощью регулирования цен. Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким
образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом.
Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить:
• инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита;
• резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо;
• монополизма производителей;
• способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение достижений научно-технического прогресса.
Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, таких как:
- поддержание прожиточного минимума;
- обеспечение возможности приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.
Чаще всего государственное регулирование имеет общую направленность:
• антикризисную;
• антиинфляционную.
Система цен — один из важнейших элементов рыночной экономики, который находится в тесной взаимосвязи с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование экономики через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит и других экономических рычагов проявляется в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.
Как правило, государственное регулирование цен распространяется на три
группы продукции:
- первая - определяющая структуру народных “базовых” отраслей хозяйства
(топливо, энергетика, транспорт, связь);
- вторая - определяющая стоимость жизни (продовольствие, жилье);
- третья - требующая внешнеэкономических преференций (льгот).
Прямые методы контроля за ценами должны сочетаться с косвенными.
Наиболее оптимальным является гибкое сочетание государством прямых и косвенных методов регулирования цен.
Эффективность государственного регулирования цен во многом зависит от его взаимодействия с другими мерами воздействия на экономику. Например, блокирование цен, введение фиксированных цен, изменение налоговых ставок на прибыль, как правило, должно сочетаться с регулированием заработной платы
Система регулирования цен
Регулирование цен на территории РФ осуществляется по трем основным направлениям:
- на отдельные группы сырья, продукции, товаров, работ, услуг;
- на продукцию и товары предприятий-монополистов;
- на продукцию и услуги естественных монополий.
Правовой основой непосредственного регулирования цен является Указ Президента РФ от 28.02.95 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» № 221 и соответствующее Постановление Правительства РФ от 7.03.95 г. № 239 со всеми последующими изменениями и дополнениями.
В соответствии с этими документами продукция, товары, работы и услуги,
цены на которые прямо регулируются государством, подразделены на три группы.
К первой группе относятся продукция, товары и услуги, цены на которые утверждаются Федеральными органами исполнительной власти:
газ, электроэнергия, продукция оборонного значения, драгоценные металлы и сплавы, перевозка пассажиров, грузов, отдельные услуги связи и т.д.
Ко второй группе относятся продукция, товары и услуги, цены на которые регулируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
Газ природный и сжиженный, реализуемый населению и жилищно- строительным кооперативам.
Электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются региональными энергетическими комиссиями.
Топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению.
Перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
Оплата населением жилья и коммунальных услуг.
Ритуальные услуги.
Услуги систем водоснабжения и канализации.
и т.д.
Органы исполнительной власти могут устанавливать не только сами предельные размеры надбавок, но и методы их применения (к цене предприятия-изготовителя или цене закупки) по регулируемым товарам, поэтому в документах должна быть отражена цена приобретения (предприятия) и размер надбавки.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления осуществляют регулирование цен и тарифов на продукцию предприятий, находящихся в муниципальной собственности.
Помимо этого, в определенной степени регулируемыми являются и цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую государством для создания Федерального и регионального фондов. Эти цены устанавливаются ежегодно Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и представителями общественных объединений, выражающих интересы товаропроизводителей и покупателей.
Тема 4. Регулирование цен в условиях рыночных отношений. 4 часа