Система мер по предупреждению коррупции

В соответствии с одним из основных принципов противодействия коррупции о приоритетности применения мер по предупреждению коррупции выстроена целостная система мер, которая включает, в том числе:

· Установление обязанности муниципальных служащих представлять ежегодно в установленном порядке сведения о полученных доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (Ст. 15 Федерального закона о муниципальной службе; ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции»).

· Формирование механизмов проверки достоверности представленных сведений о доходах и имуществе. Изменения в Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» касаются наделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, правом в пределах своих полномочий собирать данные о достоверности представленных муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность муниципальной службы, сведений о доходах и имуществе. Представитель нанимателя (руководитель) имеет полномочия самостоятельно проверять предоставленные сведения или путем направления запроса в правоохранительные органы, о чем обязательно должен быть уведомлен гражданин, претендующий на должность муниципальной службы (Ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции»; ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ).

· Введение правила, согласно которому невыполнение муниципальным служащим обязанности представления сведений о полученных доходах и принадлежащем на праве собственности имуществе, обязательствах имущественного характера может явиться основанием для его освобождения от занимаемой должности или привлечения к иным видам дисциплинарной ответственности (Ст. 19 Федерального закона о муниципальной службе; ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции»).

· Введение в перечень запретов, связанных с прохождением муниципальной службы, дополнительного запрета после увольнения со службы с должностей, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы. Работодатель обязан в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора представителю нанимателя (работодателю) муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (Ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции»; ст. 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ о внесении изменений в Трудовой кодекс).

· Формирование института уведомления представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры обо всех случаях обращения к муниципальному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Соответствующий порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя), включающий перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организацию проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений должен быть разработан в органе публичной власти и утвержден представителем нанимателя (работодателем). Невыполнение муниципальным служащим установленного порядка должно рассматриваться как правонарушение и иметь неотвратимое наказание в виде увольнения со службы либо привлечения к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 9 Федерального закона «О противодействии коррупции»).

· Формирование института предотвращения конфликта интересов на муниципальной службе, который возникает в случае, когда личная заинтересованность муниципального служащего может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей. В таком случае муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (Ст. 14.1 Федерального закона о муниципальной службе; ст. 10 – 11 Федерального закона «О противодействии коррупции»).

К особым разновидностям конфликта интересов относится также владение ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций). В этом случае муниципальный обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации (Ст. 14 Федерального закона о муниципальной службе; ст. 11 Федерального закона о противодействии коррупции).

Наши рекомендации