Экономические меры по предупреждению коррупции

В сфере экономики это, прежде всего, обеспечение экономического роста, увеличение валового внутреннего продукта. При этом во главу проводимых экономических реформ должны быть поставлены интересы отечественных производителей и потребителей. Во многом эти задачи могут быть решены за счет изменения экономической политики в целях структурной перестройки и модификации национальной экономики и развития ее реального сектора (отраслей материального производства, в том числе высокотехнологичных и наукоемких), создания надежной финансовой и банковской систем, стабилизации отношений собственности и устранения дефектов управления государственной и муниципальной собственностью, защиты конкурентного пространства, совершенствования налоговой политики. Реализация перечисленных мероприятий невозможна без усиления роли государства в экономике. Однако государственное регулирование экономики не должно быть повсеместным, всепроникающим и всеобъемлющим.

Экономика нуждается в сложном комплексе государственных мер, именуемых «экономической политикой», т.е. в совокупности мер, направленных на упорядочение хода экономических процессов, оказание влияния на них или непосредственное предопределение их протекания. Государственное регулирование должно проводится не только в отношении естественных монополий, стратегически важных отраслей и объектов экономики, но и других экономических субъектов, в том числе путем принятия ясных, прозрачных правил их деятельности. Государство должно обеспечивать конкуренцию везде, где возможно его регулирующее воздействие и оно необходимо. Уровень правовой регуляции экономических отношений должен обеспечиваться через принятие федеральных законов, а также базовых кодифицированных нормативных правовых актов.

Известно, что государственное регулирование не существует без налаженной системы контроля исполнения субъектами экономики действующих правил и других предписаний, т.е. комплекс первоочередных мер должен включать в себя не только создание, но и организацию деятельности такой системы.

Не менее важным условием экономического подъема и предупреждения коррупции является преодоление оставшегося от централизованной экономики слияния экономики и власти, при котором органы управления экономикой были ее крупнейшими субъектами. Следует воплотить в жизнь принцип естественного разделения труда между властными институтами, призванными создавать условия для нормального функционирования экономики, и экономическими субъектами. Рассматриваемое разделение может быть достигнуто путем запрета на участие государственных служащих в деятельности коммерческих организаций различной формы собственности, в том числе в их органах управления. Давно назрел запрет на любую инсайдерскую информацию.

Между тем, многочисленные исследования, проводимые в том числе и в Академии управления МВД России, свидетельствуют, что в крупных корпорациях, где все еще остаются доли государства в акционерном капитале, распространено непосредственное участие чиновников высшего уровня в работе руководящих органов этих корпораций.

Создание благоприятных условий для конкуренции невозможно без стройной и прозрачной административной системы регулирования рыночных механизмов, в том числе путем:

а) резкого сужения широких дискреционных полномочий должностных лиц, занимающихся аккредитацией, сертификацией, лицензированием, регистрацией, разрешительной или иной подобной деятельностью от имени государства в сфере экономики, а также сведения этих полномочий, имеющих в своей основе оценочный, субъективный характер, к техническим функциям;

б) введение, где возможно, принципов:

- уведомительной регистрации предпринимательских структур взамен разрешительной;

- «одного окна», когда все основные инстанции, необходимые для ведения бизнеса сосредоточены в одном месте, что сводит к минимуму время принятия решения и контактов государственных или муниципальных служащих с заявителями;

- «позитивного административного молчания» - ситуации, при которой отсутствие отрицательного ответа или запроса дополнительной информации на заявление и обращение в государственный или муниципальный орган оценивается как положительный ответ;

в) установления «прозрачности» процедуры принятия решения о выделении льгот и преференций, иных преимуществ участникам экономических отношений в условиях строго контроля за деятельностью чиновников.

Наши рекомендации