Законодательная система мер противодействия коррупции
Присоединение к международным правовым актам обязывает Российскую Федерацию привести свое законодательство в соответствие с международным, в частности, разрабатывать и осуществлять эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции. В декабре 2008 г. Президентом России был внесен в Государственную Думу пакет законов, содержащих комплексную систему мер, направленных на борьбу с коррупцией и её проявлениями в государственном масштабе.
Это Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон «О противодействии коррупции») и два Федеральных закона от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ и от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ, предусматривающих внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятие Федерального закона «О противодействии коррупции» и в связи с ратификацией Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.
Федеральный закон «О противодействии коррупции», являясь ключевым в системе мер противодействия коррупции, определяет коррупцию путем перечисления противоправных действий, являющихся проявлением коррупции, и указания на сущностный признак коррупции – незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами. Коррупцией также признается совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица.
Противодействие коррупции законодательно определяется как деятельность органов публичной власти, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений и минимизации и (или) ликвидации их последствий (Ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции»).
Федеральный закон «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, которые требуют не просто проведения кампании или отдельных мероприятий, а коренной перестройки организации деятельности в органах публичной власти. Итак, принципами противодействия коррупции, а, следовательно, и организационными принципами деятельности органов публичной власти должно быть:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
В Федеральном законе «О противодействии коррупции» закреплено также понятие профилактики коррупции и определены меры по её реализации (Ст. 6):
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
3) предъявление квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы;
4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера;
5) внедрение в практику кадровой работы органов публичной власти правил, в соответствии с которыми длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Однако действенность законодательно сформулированным механизмам придает системность мер противодействия коррупции, которая сформирована пакетом антикоррупционных законов. Поэтому важно рассматривать не отдельное положение того или иного закона, а комплексность норм, установленных в:
· Федеральном законе от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о муниципальной службе);
· Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
· Федеральных законах от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ и от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ, предусматривающих внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятие Федерального закона «О противодействии коррупции»;
· Федеральном законе от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».