Политическое господство как форма институализации власти. Теория легитимации господства М.Вебера.
à Вебер àДля того чтобы власть могла выполнять возложенные на нее ф-ции, она д.б. закреплена в форме политического господства – это структурир-е отношения командования и подчинения оформления разделения управленческих и исполнительных действий. Эту сторону власти анализировал Вебер. Господство – шанс встретить повиновение к приказу. В определении господства нет негативного оттенка – это политически нейтральный термин. Это порядок. Власть, оформленная в виде господства, не может опираться только на принуждение, предполагается согласие легитимность – положительная оценка власти; признание ее права управлять и согласие ей подчиняться; законность = легальность, не легитимность. Вебер предположил типологию легитимного господства:
- традиционное (привычка, обычай подчиняться) – наследственный тип правления
- рационально-легальное госп-во. Основано на цели, рациональных мотивах, опирается на общепризнанный порядок. Подчин закону.
- харизматическое – основано на вере в харизму носителя власти, экстраординарные способности (наполеон, гитлер). Этот тип в период кризисов, революций, нестабильности. Неустойчив в плане времени, часто трансформируется либо в традиционный, либо в рационально-легальный. Уровень легитимности не явл постоянным.
Показатели легитимности: уровень принуждения; ур-нь политического протеста граждан; рез-ты выборов, референдумов; степень активности оппозиции.
13. Классические концепции элит (Моска, Парето, Михельс).
Элита –(от фр. – лучший) – это относительно небольшая группа людей, занимающие властные позиции в обществе и/или влияющие на процесс принятия решений.
Г.Моска (нач 20в) явл-ся сторонником функционального подхода к пониманию элиты, т.е. рассматривает элиту как группу людей, занимающ властные позиции, вып-щих управленческие ф-ции. Элита – правящий класс. В развитии элиты – 2 тенденции:
- аристократическая – стремление групп стать наследств; преобладание ведет к закрытию группы.
- демократическая – выр-ся в обновлении правящего класса за счет притока представителей др групп. Предотвращает вырождение элиты, но мож вести к полит нестабильности.
по его теории, оптим-но сочетание этих 2 тенденций.
Парето – сторонник аристокр подхода. Элита – совок-ть людей, обл особыми кач-вами, деляющих их способными к управлению обществом. Типология: по отношению к власти – правящая и неправящая (контрэлита); по методам управления – этита лис (исп-ся хитрость для реализации власти) и элита львов (исп-ся насилие, жесткие методы управления). Развитие общества – за счет циркуляции элит. Если циркуляция элит тормозится, то это приводит к революции и смене элит. Итог революции – смена элит.
Михельс – немец социолог – функцион подход, сформир железный закон олигархизации – в политике любая деят-ть предполагает формир-е организаций, кот треб управленч звено. Эта группа начинает превращаться в замкнутую касту, ориентир на реализацию своих итересов.
Понятие политической элиты. Типология элит и системы рекрутирования.
Элита – (от фр лучший) – это относит-но небольш группа людей, заним властные позиции в обществе и/или влияющие на процесс принятия властных решений. Элитарность общества – факт неоспоримый. Борьба с элитарностью – безрезультатна. На соц результативность элиты влияет существующая система рекрутирования элиты – системы отбора:
- система гильдий (закрытость – отбор из состава самой элиты; большое число формальных требований к претенденту; небольшой круг селектората тенденция к воспроизводству существующего типа элиты. Достоинство – стабильность, предсказ-ть, уравнов-ть полит курса, недостаток – бюрократизация. Пример – номенклатур система ссср.
- система антрепренерская – относительная открытость; небольш число формальных требований; широкий круг селектората. Достоинства – возможность новваций, динамика. Недостатки – вер-ть риска в политике, слабая предсказ-ть политического курса.
Типология: по отношению к власти – правящая и неправящая (контрэлита); по методам управления – этита лис (исп-ся хитрость для реализации власти) и элита львов (исп-ся насилие, жесткие методы управления). (Парето)
Политическое лидерство, его сущность и характеристика. Современные теории
Политического лидерства.
Лидер –авторитетн член гр или орг, общ-ва, личностное влияние кот позволяет ему играть существ роль в соц процессах. Особенности – взаимодействие общества и полит лидеров опосредованно партиями, СМИ, через кот осущ влияние; многолико; требует формализации; в большинстве – мужчины. Полит лидерство – постоянное и легитимное влияние индивида, занимающ властные позиции на гр, орг, общ-во в целом. Теории:
- теория черт – лидерами стан-ся те, кто обладает определ кач-вами
- теор определяющей роли последователей – лидером делают человека его сторонники
- ситуативная теория – лидер – продукт опред ситуации
- синтетическая теория – для формир-ния лидерства важны все политические факторы
Попытки их типологизации лидерства вызваны желанием спрогнозировать поведение лидеров. Одна из первых типологий была предложена М. Вебером. Классификационный признак - основания легитимности власти лиц. 3 типа лидерства:
- Традиционное опирается на обычаи и традиции, силу привычки. Тип авторитета, которым пользовался вождь племени, глава рода, монарх. Этот тип лидерства до сих пор сохраняется в ряде стран Персидского залива (Хомейни в Иране).
- Рационально-легальное лидерствоопирается на общепризнанный правовой порядок. В соврем демократических гос-вах избирательная кампания - основной пyть становления полит лидеров. Пример: Г. Шрёдер, Б. Клинтон, Ж. Ширак, Т. Блэр.
- Харuзматическоеосновано на вере в экстраординарные качества индивида, дарованные ему свыше. Черта - эмоционально окрашенная преданность лидеру его последователей. Харизм лид-во недолговечно, с течением времени трансформируется либо в рационально-легальный тип, либо в традиционный. Проявл-ся в переходные периоды жизни общ-ва: в период модернизации или преодоления общенационального кризиса. Пример - И. Сталин (СССР), Мао Цзэдун (Китай), С. Хусейн (Ирак).
3 типа лидеров:
Консерваторы- за сохранение сущ-щих форм общественной жизни. Как чистый тип встречаются редко, эта направленность проявляется в какой-либо из сфер деятельности. Пример - У.Черчилль, отказавшись от заключения союза с нацистской Германией в 1936 Г., т.к. на протяжении 400 лет внешняя политика Англии состояла в противостоянии самой агрессивной державе на континенте.
Реформаторыстремятся к преобразованию сложившейся социальной ситуации с пом проведения реформирования, прежде всего властных структур. Пример - Дэн Сяопин, инициатор китайских реформ.
Революционерытрактуют ситуацию как непоправимую никакими реформами, что оставляет одно решение - фундаментальное переустройство общественной сис-мы. Это К.Маркс «Манифест Коммунистич партии» - проrpамма такого переустройства.
Другой типологией лидеров является схема М. Дж. Херманна, которая вьделяет 4 типа полит лидеров на основе учета характера лидера; способов взаимосвязи лидера и его последователей; ситуации, в кот осущ-ся лидерство. Это знаменосец (имеет собственное видение действительности и знание средств его достижения - В. Ленин); служитель (достигает признания через выражение интересов своих приверженцев - Г. Коль (Германия), торговец (продает избирателям свои идеи, программу в обмен на их поддержку - Р. Рейган (США); пожарный (быстрая реакция на. насущные требования момента, сформулированные сторонниками, способен эффективно действовать в экстремальных условиях)
По отн к власти: - Эгоцентрический тип - ориентирует власть на себя, видя в ней источник личного преуспевания, обогащения, влияния, получения привилегий. - Социоцентрический тип- смысл деят-ти видит в служении обществу, выполнении общественного долга.
Ф-ции: - аналитическая – глубокий анализ ситуации, изучение объективных и субъективных факторов полит жизни, разработка программы действий.
- Организаторская- мобилизация масс на реализацию политич программ и целей, сплочение сторонников, объединение усилий населения, формир-ние команды помощников, планир-ние политических действий, контроль за ходом преобразований.
- Интегративная- объединение и согласование социальных интересов на основе общих целей, ценностей и идеалов.
- Новаторская – внесение новых, конструктивных идей
- Коммунuкативная - обеспечение устойчивой связи м/у властью и соц группами.
-Функция гаранта справедливости, законности и порядка .