Сравнительная политология и её методы.
Сравни́тельнаяполитоло́гия — одно из направлений политологии (политической науки). Основным методом сравнительной политологии выступает метод сравнения. Отсюда происходит ещё одно название этого направления — компаративистика (от англ. — compare — сравнивать). Сравнительная политология занимается изучением политики путём сравнения и сопоставления однотипных политических явлений в различных политических системах. Среди таких явлений в первую очередь подвергаются изучению политические процессы, политические отношения, политические институты, политические режимы, политическая культура, политические партии, движения и т. п.
Сравнение – это обычный способ мышления. Нет ничего более естественного, чем рассматривать политические явления (режимы, партии) путем их сравнения друг с другом. Мы сравниваем политические категории для того, чтобы более объективно оценивать существующую политическую жизнь, процессы, системы, ситуацию с позиций отдельных личностей для преодоления социальных противоречий и выбора более рационального пути общественно-политического развития отдельных народов, стран, государств.
Традиционно при сравнительном методе используются данные двух или более обществ, политических систем, режимов, континентов, логический и статический материал для более убедительных доказательств при рассмотрении политических явлений и категорий. Тем самым мы приобретаем знания через сравнения. В свое время Р. Декарт, обращаясь к человеческому интеллекту для развития знания до уровня подлинной науки, восклицал: “Мыслю, значит существую”. Перефразируя это изречение, современный политолог П. Шаран утверждает: “Невозможно мыслить, не сравнивая. Поэтому без сравнения невозможны ни научные мысли, ни научные исследования”.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что сравнительная политология (компаративистика) является не только методом, но и важнейшим направлением политических наук. Она основана на теоретических и эмпиристических исследованиях политических и общественных систем.
Сравнительная политология – это важнейшее направление политических наук. Она изучает закономерности и категории путем сопоставления однотипных политических явлений, категорий, взаимодействия власти и общества с целью выяснения их общих и специальных средств, нахождения наиболее оптимальных эффективных форм политической власти, режимов и путей решения политических задач в интересах народа и личностей.
При этом как одно из важнейших направлений политических наук сравнительная политология анализирует и сопоставляет такие важнейшие политические категории, как политическая жизнь, политические процессы, политические отношения, политические системы, институты, режимы, власть, партии, движения, деятельность и тому подобное. Вышеперечисленные политические категории рассматриваются в тесном взаимодействии политической власти с обществом, то есть в социально-политическом контексте проверенных политической жизнью и опытом развития различных стран мирового сообщества с целью выяснения их общих и специфических сфер общественно-политического развития и нахождения эффективных форм политических систем и путей решения различных политических задач.
Сравнительная политология наряду с собственными категориями использует и категории - “мировое сообщество”, “цивилизация”, “социальный прогресс”, “гражданское общество”, “правовое государство”, “конфликты”. В рамках сравнительной политологии рассматриваются закономерности политической культуры разных стран, а также политическая деятельность людей, индивидуальных личностей, групп, наций, народностей. Эти группы формируют политические отношения и определяют новые направления политической науки: политическая антропология и политическая психология. Также она использует междисциплинарный подход в качестве необходимого элемента для эффективности исследования любой проблемы, которая по своему характеру является не только чисто политической, а совокупностью, охватывающей общество в целом, человеческое поведение и деятельность.
53.Политический анализ как прикладная дисциплина: предметная область и основные направления.
Благодаря средствам массовой коммуникации политические комментарии сегодня у всех на слуху. Но бывает весьма сложно отделить выверенные оценки и профессиональные рекомендации политического аналитика от обывательских рассуждений по поводу тех или иных событий либо от манипулятивных пассажей обозревателей, выполняющих корпоративный заказ. Для того чтобы преодолеть эту сложность, требуется прежде всего определить саму категорию «политический анализ».
В современной политологической литературе понятие «политический анализ» используется в трех значениях: теоретико-фундаментальном, инструментально-эмпирическом и, наконец, практически-прикладном.
Первое, теоретико-фундаментальное, измерение политического анализа (ФПА) охватывает базовые концептуальные исследования политической сферы, ее структуры и динамики [см. Дегтярев 1998]. При такой интерпретации данное понятие почти синонимично категории «фундаментальные (теоретические) политические исследования» в целом. В подобном ракурсе написаны, в частности, «Анализ политической структуры» Д.Истона [Easton 1990], «Современный политический анализ» Р.Даля [Dahl 2003] и многие другие работы классиков политологии*.
Ко второму, инструментально-эмпирическому, измерению относятся сбор и описание, систематизация и обработка первичных данных. Этой аспект политического анализа также приобрел институциональный характер в рамках политической науки, выделившись в особую дисциплину – «Методы и методики политологических исследований»**. В противовес теоретическому направлению, где основной аналитической единицей является «концепт», отражающий каузальные, функциональные и пр. связи «внутри» политических процессов, исходной единицей здесь выступает «данное», т.е. первичная информация о том или ином событии политической жизни. Если в первом случае главным вектором анализа предстает дедуктивный вывод, то во втором – индуктивное обобщение. Именно о таком измерении анализа идет речь, например, в учебнике американских политологов Дж.Мангейма и Р.Рича «Эмпирический политический анализ: методы исследования в политической науке» [см. Manheim, Rich 1995]. Заметим сразу же, что эмпирический анализ может обслуживать решение как теоретических, так и практических задач политики [см. White 1990; Цукерман 1995].
В рамках третьего, практически-прикладного, измерения политического анализа на первый план выдвигаются не построение стройной и обоснованной теории и не сбор массива данных, а способы оценки и решения общественной проблемы для конкретного заказчика – как правило, одного из политических акторов. В прикладном политическом анализе (ППА) нередко соединяются дедукция и индукция, хотя доминирует «схватывающий картинку сразу» ретродуктивно-экспертный стиль мышления. В отличие от «теоретика», конструирующего абстрактные модели политики, и «инструментальщика», занимающегося их операционализацией на уровне эмпирических данных, «прикладник» строит рабочую модель уникальной в своем роде проблемной ситуации, заимствуя для этого концептуальные знания у первого и фактическую информацию у второго*. Поэтому превалирующей для «прикладника» является прескриптивная функция (предписание), тогда как для «теоретика» – экспликативная (объяснение), а для «инструментальщика» – дескриптивная (описание).
Фундаментальный уровень политического анализа обычно ассоциируется с английским «politicalanalysis» (анализ политики как таковой), в то время как прикладной – с «policyanalysis» (анализ политического курса). Однако подобного различения заведомо недостаточно, ведь курсы публичной политики тоже могут изучаться на фундаментальном уровне (например, в компаративном разрезе). В связи с этим весьма плодотворным представляется дополнительное разграничение, предложенное еще в 1970 г. американским политологом Г.Лассуэллом: фундаментальная наука ориентирована на «анализ сути политического курса» (analysisofpolicy), тогда как прикладная предполагает «анализ в рамках (для) политического курса».