Влияние маркетинга на индивидуальных потребителей

В настоящее время потребители серьезно озабочены тем, как маркетинговая система обслуживает их интересы. Исследования показали, что потребители неоднозначно и скорее отрицательно относятся к методам маркетинговой деятельности. Это связано со следующими проблемами:

· завышенные цены (что связано с затратной организацией распределения товара; больших расходов на рекламу и продвижение товаров; чрезмерных наценок);

· введение потребителя в заблуждение (обманная цена, недобросовестная реклама, красивая упаковка);

· навязывание покупок;

· низкокачественные и опасные для здоровья товары;

· запланированное быстрое устаревание товара;

· плохое обслуживание неимущих потребителей.

Немало людей считают бизнес источником всех экономических и социальных зол, поэтому в обществе то и дело возникают движения, желающие взять под контроль предпринимательскую деятельность, среди них крупные общественные движения – консьюмеризм (движение в защиту интересов потребителя) и инвайронментализм (движение в защиту окружающей среды) [7, С. 766] .

Консьюмеризм (от англ. сonsumer – потребитель) – это организованное движение граждан и государственных органов, направленное на расширение права и возможностей покупателей по отношению к продавцам.

Каковы традиционные права производителей?

· Право выпускать любой товар любого размера и вида при условии, что он не представляет угрозы здоровью и безопасности потребителя.

· Право назначать за товар любую цену при условии, что этим не ущемляются права ни одной категории покупателе.

· Право тратить любые суммы на продвижение своих товаров при условии отказа от методов недобросовестной конкуренции.

· Право использовать любую форму информирования покупателей о товаре при условии, что информация соответствует действительности и не вводит покупателя в заблуждение относительно природы товара либо его назначения.

· Право применять любые методы стимулирования продаж при условии, что эти методы не будут нечестными или вводящими в заблуждение.

Каковы традиционные права покупателей?

· Право не покупать товар, предлагаемый на продажу.

· Право на безопасность товара.

· Право на соответствие товара распространяемой о нем информации.

Потребители не имеют право, но обязаны защищать свои интересы, не перекладывая эту функцию на кого-то другого. Если потребитель считает, что его права нарушены, то он может обратиться с претензией в соответствующую компанию или в средства массовой информации, обратиться в соответствующие государственные органы на федеральном, региональном или местном уровне, подать судебный иск.

Инвайронментализм (от англ. Environment –окружающая среда) – организованное движение граждан и государственных органов, направленное на защиту и улучшение состояния окружающей среды.

Представители экологических движений не выступают против маркетинга, они лишь хотят, чтобы люди и организации действовали как можно осторожнее по отношению к окружающей среде. При этом все чаше компании принимают политику экологической ответственности, разрабатывая стратегии, которые позволяют одновременно сохранить природу и обеспечить компании устойчивую прибыль. Уровни экологической ответственности представлены на рис. 15.1[7, С. 769].

  Внутренние факторы Внешние факторы
В будущем Новые экологические технологии Ограничены ли экологические характеристики наших товаров существующей технологической базой? Можно ли добиться кардинального улучшения с помощью новых технологий? Экологический подход Направлены ли наши корпоративные принципы на решение социальных и экологических проблем? Ориентированы ли наши корпоративные принципы на разработку новых технологий, развитие рынков, товаров и процессов?
В настоящее время Предотвращение загрязнения Какой этап нашей технологической цепочки дает самые сильные загрязнения? Можем ли мы снизить расходы и риск, устранив возможность загрязнения за счет снижения количества отходов или с помощью переработки? Управление товаром Как изменяются требования к конструкции и производству товара, если мы возьмем на себя ответственность за экологический аспект товара на всех этапах его жизненного цикла? Можем ли мы повысить потребительскую ценность товара или снизить цену на него одновременно с повышением экологической безопасности нашего товара?

Рисунок 15.1 – Уровни экологической ответственности

Стратегия цивилизованного маркетинга гласит, что маркетинг компании должен поддерживать оптимальное функционирование всей системы маркетинга в течение максимально длительного времени. Цивилизованный маркетинг базируется на следующих принципах: ориентация на потребителя; внедрение инноваций; повышение потребительской ценности; разработка социально значимой миссии; работа на благо всего общества в целом.

Наши рекомендации