Формы государственного (политического) режима
Понятие государственного режима (который часто называют политическим режимом) в современном государствоведении трактуется неоднозначно. Так, его рассматривают и как форму государства, и как самостоятельную политологическую категорию. Понятый каксовокупность методов и средств, при помощи которыхфункционирует государственная публичная власть, государственный режим вытекает из эйдетического смысла соответствующей формы
ГлаваТХ. Форма государства
правления и территориального государственного устройства. Другими словами, каково устройство государства, какова его форма правления, таков (по идее) должен быть и его государственный режим. Так,республике эйдетически соответствуетдемократический государственный режим,монархии — авторитарный государственный режим,идеократическому государству — идеократический государственный режим. Проблема заключается в том, что далеко не все государства, формально причисляющие себя к республикам или монархиям, являются таковыми на деле. Возможность отнесения государства к той или иной форме определяется в первую очередь его государственным режимом.
Вместе с тем на практике очень редко встречаются государства, имеющие ту или иную «чистую» форму. Уже конституционная монархия представляет собойсмешение монархического и республиканского начал и может порождатьсмешанный государственный режим. Очень часто имеет место смешение монархических (реже — республиканских) и идеократических элементов формы государства и соответственно государственного режима.
Демократический государственный режим. Слово «демократия» в переводе означает «народовластие» (древнегреч. demos— народ; cratos — власть). Учитывая, что и слово «республика» может быть переведено как «достояние народа», «общенародное дело», ясно, что демократический государственный режим является и республиканским режимом и вполне соответствует республиканской форме правления. Но в этом своем значении, соединенный с концепцией естественных, неотчуждаемых прав личности и идеей разделения властей, он является одновременно и синонимомправового госуцарства. В современной политологии рассматриваются различные виды западных демократий и соответственно демократических государственных режимов, но в современных правовых государствах все они имеют общие черты, которые можно свести к следующим:
1) наличие у граждан реальной возможности реализации принадлежащих им прав и свобод, включая политические права и свободы, как лично, так и через участие в различных политических организациях;
2) признание прав политического меньшинства и гарантирован-пость их соблюдения наравне с правами большинства;
ie • 235
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
3) отсутствие у органов власти внеправовых дискреционных (устанавливаемых по собственному усмотрению) полномочий;
4) «прозрачность» государственных решений и доступность общественно значимой информации;
5) наделение исполнительных органов государственной власти полномочиями издавать лишь подзаконные акты, но не законы, которые занимают высшее место в иерархии нормативно-правовых актов;
7) использование в качестве основного метода государственного управления политического компромисса;
8) политический и идеологический плюрализм. В то же время необходимо считаться с тем, что ни один государственный режим, как и форма государства вообще, не является идеальным. Свои слабости имеет и демократия, особенно если их анализировать применительно к конкретному обществу. Так, демократия способна превращаться в своеобразную диктатуру большинства над меньшинством, а в некоторых случаях она ведет к ослаблению государственной власти вплоть до анархии, что в свою очередь создает условия для установления авторитарного режима. Кроме того, участие в политике требует умения (а может быть, и способности) мыслить от имени целого, а не от имени частного (что зачастую связано с банальными интересами «собственного кармана»). Такое умение не принадлежит каждому наделенному правом политического голоса. Поэтому, с одной стороны, всегда имеется возможность манипулирования голосами части избирателей со стороны соответствующих «политтехнологов», а с другой — чрезмерная вовлеченность широких масс в политику неизбежно вырождается в «политиканство», когда более важным оказывается сам процесс, а не его результаты. Реальная демократия (особенно на постсоветском пространстве) представляет собой своеобразный политический рынок, где зачастую все продается и все покупается, причем отнюдь не всегда для этого требуется нарушать закон.
Авторитарный (древнегреч. autos — сам)государственный режим характеризуется монополией правящего лица или группы лиц (политической партии, военной хунты и т. д.) наполитическую деятельность. Соответственно население практически не принимает участия в решении вопросов государственной жизни. Оппозиция или