Форма государственного (политического) режима


Форма государственного (политического) режима: понятие, признаки

Форма государственного (политического) режима – это элемент формы государства, представляющий собой совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Государственный режим складывается и развивается под воздействием ряда объективных и субъективных факторов.

^ К объективным факторам относятся характер экономики (плановая, централизованная, рыночная и др.), уровень развития общества, уровень его общей, политической и правовой культуры, соотношение в обществе социально-классовых сил, исторические, национальные, культурные и иные традиции, особенности стоящей у власти политической элиты.

^ К субъективным факторам относится дух, воля нации, народа и лидеров.

О характере режима свидетельствуют признаки:

·
способ и порядок формирования органов государственной власти;

·
характер взаимоотношений между различными государственными органами;

·
степень реальной гарантированности прав и свобод граждан;

·
роль права в жизни общества и решении государственных дел;

·
место и роль армии, полиции, контрразведки и других аналогичных структур;

·
степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством;

·
основные способы разрешения возникающих социальных и политических конфликтов.


^ Виды государственных (политических) режимов

Каждое государство последовательно и постепенно переходит от одного вида режима к другому.

Государственные (политические) режимы в зависимости от набора методов и средств государственного властвования подразделяются на демократические и антидемократические.

Демократический режим – это способ осуществления государственной власти, характерными чертами которого являются: формирование органов власти выборным путем; политический плюрализм, гарантированное существование политических прав и свобод граждан.

Понятие «демократия» означает, как известно народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться.

Признаки демократического режима:

·
признание народа основным источником государственной власти;

·
свобода предпринимательства и признание частной собственности;

·
реальная гарантированность прав и свобод человека;

·
осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;

·
децентрализация государственной власти;

·
реальная возможность участия граждан в формировании органов государства и в контроле за их деятельностью;

·
отсутствие общеобязательной официальной идеологии, многопартийность, свобода мнений, убеждений;

·
наличие легальной оппозиции.


Разновидностями демократического режима являются:

1. Либерально-демократический режим.

Существует в тех странах, где сложились рыночные отношения. В качестве примера можно привести промышленно развитые страны Европы и США. Такой режим устанавливается сейчас в России. Либеральное государство не только провозглашает права и свободы, но и содействует пользованию ими. В либеральном государстве существует множество партий различной политической направленности, в том числе оппозиционные. Государственные органы формируются на основе свободных выборов, когда каждому человеку дается право выразить свое мнение относительно того или иного кандидата.

Государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Именно это уменьшает возможность злоупотребления властью.

2. Собственно-демократический режим.

Это более развитый и более свободный для людей режим. К нему вплотную подошли Скандинавские страны (Швеция, Финляндия, Норвегия). Главными отличительными признаками такого режима являются: решение многих государственных вопросов посредством учета мнения народа, выраженного на референдумах, в ходе опросов, с помощью народных инициатив; высокий уровень жизни, гуманизм и нравственность людей.

Антидемократические режимы.

Среди антидемократических режимов чаше всего называют тоталитарный и авторитарный.

1. Тоталитарный режим.

Термин «тоталитарный» в переводе с латинского означает «весь», «целый», «полный» был введен в политический оборот Б.Муссолини в 1925 г. для характеристики фашистского движения. Как политический режим тоталитаризм представляет собой всеобъемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения.

Тоталитарный режим существовал в бывшем СССР, сейчас – на Кубе, в Северной Корее, Ираке. Суть тоталитарного режима проявляется в контроле власти над всеми сторонами жизни человека. Контролируются не только взгляды человека на общественное устройство, но даже его личная жизнь. И если убеждения человека не совпадают с установками власти, то к нему применяются меры принуждения. Вспомним, что, например, Александр Солженицын отбывал заключение в сталинских лагерях только за то, что он написал с фронта письмо другу, где усомнился в правильности политики Сталина.

Центром тоталитарной системы является вождь. Его положение сродни божественному. Он объявляется самым мудрым и непогрешимым, справедливым, постоянно думающим о благе народа.

В тоталитарном государстве человек ограничивается в правах и свободах, хотя формально они могут быть провозглашены в конституции.

Разновидностью тоталитаризма считается фашизм. Характерной его особенностью является притеснение людей по национальному признаку.

Признаки тоталитарного режима:

·
идеологизация всей общественной жизни на базе официальной для всей страны идеологии;

·
нетерпимость к инакомыслию;

·
монополия на информацию;

·
подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против населения;

·
слияние государственного и партийного аппарата;

·
централизация власти (зачастую во главе с вождем);

·
отрицание частной жизни и частной собственности, доминирующее положение государственной собственности.


2. Авторитарный режим.

Такой режим считается более «демократичным» по сравнению с тоталитарным. Его главная специфика состоит в том, что государством руководит узкий круг – правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Такой режим существовал в СССР в период правления Л. Брежнева, М. Горбачева.

При авторитарном режиме власть не так откровенно попирает права и свободы человека. Так, например, академика Андрея Сахарова власти не осмелились заточить в тюрьму за его взгляды, в частности за осуждение им войны в Афганистане. А. Сахаров был сослан в г.Горький, где проживал в обычной городской квартире, но под неусыпным контролем КГБ, без права выезда из города.

При авторитаризме может существовать парламент, однако он никакой роли в государстве не играет. Реально же общественная жизнь направляется партийным (религиозным) руководством. Решения центральной власти не учитывают мнение народа, а поэтому для их реализации необходимо применять принуждение. Вот почему в таком государстве сильна мощь карательных органов (милиции, органов безопасности) и армии.

Признаки авторитарного режима:

·
власть элиты не ограничена законом;

·
народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты;

·
в политической жизни допускается существование многопартийности, но оппозиционных партий реально нет;

·
наличие сфер, свободных от политического контроля, - экономика и частная жизнь. Контролю подлежит главным образом политическая сфера;

·
приоритет интересов государства перед личными интересами.


Помимо вышеперечисленных видов антидемократических режимов выделяют и иные виды:

3. Деспотический режим.

Он существовал, к примеру, в Египте времени фараонов, в Вавилоне, в Ассирии, в России при Иване Грозном.

При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом. Некоторые управленческие дела деспот перепоручает другому лицу, которое пользуется у него особым доверием (например, визирю на Востоке). Воля деспота произвольна, и иной раз самовластье граничит с самодурством. Главное в деспотическом государстве – повиновение, исполнение воли правителя.

При деспотии жестоко подавляются любая самостоятельность, недовольство, возмущение и несогласие подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью (повешение на площади, забивание камнями, сожжение, четвертование, колесование и др.). Власть стремится к наглядности в применении наказания с тем, чтобы посеять страх и обеспечить повиновение.

Деспотический режим характеризуется полнейшим бесправием подданных.

4. Тиранический режим.

Основан на единоличном правлении и характеризуется наличием наместника. Обычно тирания устанавливалась в процессе территориальных завоеваний (Римская империя, Османская империя и др.), сопровождавшихся не только физическим и моральным насилием над людьми, но и насилием над религией и обычаями народа. Так, в Османской империи в буквальном смысле вырезали часть населения, противившуюся насаждению ислама.

Власть тирана жестока. Стремясь подавить сопротивление и посеять страх среди населения, он казнит не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел на этот счет. Тираническая власть воспринимается народом, как гнет, а тиран - как угнетатель, мучитель.

5.Военныйрежим.

Это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота.

9.Правовое государство: понятие, признаки, предпосылки


Правовоегосударство – это такая организация государственной власти, которая наиболее полно обеспечивает права и свободы человека, а деятельность государства и его взаимоотношения с гражданами и их объединениями строится на основе норм права.

Признакиправовогогосударства:

·
верховенство закона, «связанность» государства законом: все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона во всех сферах общественной и государственной жизни;

·
законы в правовом государстве должны быть правовыми, то есть: максимально соответствовать представлениям общества о справедливости; приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом; приниматься в соответствии с законно установленной процедурой; должна соблюдаться и иерархия законов: они не должны противоречить ни конституции, ни друг другу;

·
соблюдение и охрана прав и свобод человека: государство должно не только провозгласить, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике;

·
последовательно проведенный принцип разделения властей, создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти;

·
взаимная ответственность государства и гражданина: за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, невзирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд.


Предпосылками создания и функционирования правового государства являются:

·
производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства.


Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида. Только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере;

·
режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;

·
высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;

·
создание внутренне непротиворечивой системы законодательства (юридическая предпосылка), которая может обеспечить действительное уважение закона;

·
гражданское общество, лишь «разгосударствленное» общество способно самостоятельно, без повседневного вмешательства государства решать встающие перед ним проблемы.

^

Наши рекомендации