Чем интересен анализ М. Вебером бюрократии?
Рациональное (легитимное) господство – порождение западных демократий. Несущими конструкциями такой власти являются профессиональная бюрократия, отработанные технологии управления, избирательных кампаний, подбора команд, ролевой проработки актов политического лидера. Бюрократия (буквально: «власть конторских служащих») ассоциировалась у Вебера с типом господства, основанного не на традиционном почитании, не на вере, а на строгих и рациональных правилах легалистского характера, регулируемого законом. Такая власть отличается:
- обособлением служб и компетенции, строго определенных в законах и правилах в целях удобства для принятия решений и контроля;
- защитой статуса и компетенции служащих (несменяемость судей, гарантированное продвижение по службе, пенсия за выслугу лет и т.д.);
- четкой иерархизацией в выполнении распорядительных и исполнительских функций и функций;
- подбором кадров на конкурсной основе;
- полным обособлением выполняемой служебной функции от личностных свойств и характеристик, поскольку служащий не может быть собственником своей должности или средств управления;
- особым значением служб, создающих образ правительства и его лидера, легитимирующих власть не только с позиций законности, но и с точки зрения поддержки массами. (Вебер специально рассматривал различие понятий «легальность» и «легитимность» власти).
Перечисленные черты более всего характеризуют современный этап бюрократизации управления, хотя сам феномен бюрократии имеет корни в древности (китайский опыт конкурсно-экзаменационного отбора чиновников на должности в государстве). Вебер прогнозировал неотвратимость тотальной бюрократизации общественной и государственной жизнедеятельности всех современных демократий. В настоящее время везде исполнительная власть заметно теснит законодательную. Быстро внедряются технические средства контроля, учета, безопасности. Предугадав такую перспективу, Вебер считал, что на смену капитализму придет не социализм, а общество, легитимно бюрократизированное в целях рационального управления. Эти положения развивались теоретиками революции менеджеров и постиндустриального общества.
Нормативизм Г. Кельзена
Ганс Кельзен (1881-1973) – австрийский философ права, преподавал в Венском университете и в свое время готовил проект Конституции 1920 г., которая юридически оформила создание Австрийской Республики. В 1921-1929 гг. исполнял обязанности члена Конституционного суда Австрии. Эмигрировал из страны после прихода к власти в Германии А. Гитлера. С 1942 г. жил в США, преподавал в Калифорнийском университете. Позитивизм Кельзена отражен в основной его работе – «Чистая теория права» (1934). Под этим названием строилась теория позитивного (т.е. существующего и действующего) права, имеющая характерные черты. Перечислим их.
Ограничение: «учение о праве занимается одним только правом и «очищает» познаваемый предмет от всего, что не есть право в строгом смысле; для обеспечения своей «чистоты» отказывается заранее от познавательных усилий в отношении всех элементов, чуждых позитивному праву; пределы подобного ограничения отчетливо зафиксированы.
Строгая фиксация различения, обособления специфической и специальной науки права (т.е. юриспруденции), во-первых, от философии справедливости (от «идеального права», морали, идеологии, аксиологии, теории ценностей), во-вторых, от социологии и истории (познания социальной реальности, политики права и т.д.). Последние он относит к каузальным наукам, изучающим причинность явлений.
Теория права – нормативная наука, выводящая свои понятия исключительно из содержания позитивных законодательных норм, не поддаваясь влиянию мотивов и страстей, намерениям законодательных властей или желаниям и интересам индивидов. Предписание, каким должен или не должен быть объект с учетом ценностных соображений – предмет политики, государственного управления. «Вопрос о соотношении права и морали – это вопрос не о содержании права, но о его форме. Право составляет ценность как раз потому, что оно есть норма».
Предмет изучения теории права («общей теории права») составляет «порядок человеческого поведения» – «систему норм, единство которых зиждется на том, что они имеют общее основание действительности, а основание действительности нормативного порядка составляет основная норма, из которой выводится действительность всех норм, относящихся к этому порядку».
Кельзен уточняет, что нормативный порядок – это «принудительный порядок». Правовед изучает законодательные нормы, их элементы, взаимоотношения, правопорядок как целое, его структуру, соотношение между различными правопорядками и, наконец, единство прав в плюрализме позитивных законных порядков (правопорядков). Основная норма. Право – не проявление сверхчеловеческой власти, а только специфическая социальная техника, основанная на человеческом опыте. Ее глубинное основание лежит в логико-юридической гипотезе, установленной логическим анализом реального юридического мышления. Согласно этой гипотезе универсальным логическим предположением (и оправданием) значимости позитивного права является так называемая основная норма, призванная вводить все официальные действия должностных лиц в контекст правопорядка, а также придавать правосоздающим актам должностных лиц и граждан общезначимый характер. Если прибегнуть к помощи аналогий основную норму можно представить как «самую первую из конституций» с учетом формулы «конституция как основной закон государства», но это не материальная, не позитивная, а постулируемая, установленная верховной властью норма, выше которой нет норм (наподобие предписаний Бога, революционного декрета). Отношение этой нормы с остальными нормами должно отражать сочетание принципов легитимности и эффективности.
Соотношение права и государства. Право является специфическим порядком или организацией власти. Государство, таким образом, выступает в двух измерениях – как господство и как право. Государство как право – это «монополия правового сообщества на принуждение», т.е. «правовое государство». Но Кельзен рассматривает его не в общепринятом, а в специфическом смысле, как «относительно централизованный правопорядок, в соответствии с которым отправление правосудия и управление основываются на законах, принимаемых избранным народом парламентом...», как тождество государства и права.
Отделение естественно-правовой концепции от теории права. Попытки решения вечной проблемы справедливости (что естественно в поведении человека и что не естественно) мешают изучению права. Такие попытки объясняются психологической потребностью оправдать субъективные ценностные решения и попытаться выдать их за основанные на объективных принципах, на истине. При этом происходит смешение между общепризнанными законами природы, правилами этики и юриспруденцией. Так возникает искаженная оценка поведения человека как поведения «естественного», представляющая субъективную оценку мыслителя, принадлежащего к естественно-правовой школе. Такие попытки необходимо отделить от права.
Однако, отстаивая независимость «чистой теории права» от политики, искусства управления, Кельзен все же приходит к выводу, что в правовой науке еще отсутствует возможность такого разграничения и «чистая теория права» не может быть использована. Этот вывод Кельзен сделал после окончания Второй мировой войны, под впечатлением от того факта, что в великих странах, находящихся под началом партийных диктатур, некоторые выдающиеся представители юриспруденции служили своей «наукой» политической власти. Публикуя свой обобщающий труд в англосаксонском мире, он считал, что свобода науки здесь ценится должным образом, власть более стабильна, а идеи находятся в большем почете, чем власть.
3. Социологическая юриспруденция в xx веке