Соответствие компетенций, формируемых при изучении дисциплины, и видов занятий с учетом форм контроля.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ

Направление подготовки 080400 «Управление персоналом»

Профиль подготовки Управление персоналом организации

Кафедра Социологии и управления

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Москва

Проверено ОМО _____________

Файл РП ____________________
1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:сформировать у студентов теоретические знания о функционировании и развитии современного общества как целостной динамичной социальной системы и ее элементах; дать научные представления о политической сфере общества, необходимые для правильного понимания происходящих в России и мире политических процессов. Кроме того, знания из области социологии и политологии должны способствовать более успешной социализации студентов в обществе, формированию у них представлений о гражданском обществе и гражданской культуре поведения, они необходимы для будущей профессиональной деятельности.

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО:

Дисциплина «Социология и политология» относится к базовой части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знанияосновных процессов, характеризующие развитие современного общества; умения пользоваться современными методиками усвоения программного материала; владение базовыми информационными технологиями.

Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин «Философия», «История», «Психология» и служит основой для освоения дисциплин «Государственное и муниципальное управление», «Методы прикладных исследований в социологии и маркетинге», «Основы социального управления», «Конфликтология».

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения ООП):

- знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умения оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

- способность занимать активную гражданскую позицию (ОК-3).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления; основные понятия социологии (ОК-2).

Уметь: применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности (ОК-2); ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе (ОК-3).

Владеть: навыками целостного подхода к анализу проблем общества (ОК-3).

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

Вид учебной работы Трудоемкость дисциплины Семестры (кол-во недель в семестре)
Всего часов Из них в интер-активной форме   2 (17)    
Аудиторные занятия (всего)      
в том числе: Лекции (Л)        
  Лабораторные работы (ЛР)            
  Практические занятия (ПЗ)      
Самостоятельная работа студента(СРС)(всего),в том числе:        
СРС в семестре: Курсовой проект (КП)            
  Курсовая работа (КР)        
  Расчетно-графические работы (РГР)            
  Реферат (РЕФ)            
  Другие виды самостоятельной работы        
СРС в сессию: Экзамен        
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) экзамен     Экз.    
Общая трудоемкость, ч.      
             
Общая трудоемкость, зачетные единицы        

4.2. Разделы дисциплины, виды занятий и формируемые компетенции по разделам учебной дисциплины.

№ п./п. Наименование раздела дисциплины Л ПЗ СРС Всего часов (без экзамена) Формируемые компетенции (ОК, ПК)
1. Социология как наука ОК-2
2. Общество как социальная система. Общество и культура ОК-2
3. Индивид и личность. Социализация личности ОК-2
4. Социальные роли и статусы. Социальное поведение ОК-2
5. Социальные группы и социальные институты ОК-2
6. Социальная мобильность и социальная стратификация ОК-2; ОК-3
7. Политология как наука ОК-3
8. Политика и власть как общественные явления. Политическая система общества ОК-3
9. Государство как политический институт. Типология государств. Понятие гражданского общества ОК-2; ОК-3
10. Политические партии и партийные системы ОК-2; ОК-3
11. Типы избирательных систем ОК-3
12. Политическая идеология ОК-3
13. Политическая культура и социализация ОК-2; ОК-3
14. Современная российская политическая система ОК-3
15. Социальные и политические конфликты ОК-2; ОК-3
16. Социальные и политические процессы и изменения ОК-2; ОК-3
Всего часов  

4.3. Содержание дисциплины

Тема 1. Социология как наука

Понятие об объекте и предмете исследования. Объект и предмет социологии. Место социологии среди других наук и специфика предмета ее исследования. Научность социологического знания об обществе.

Три уровня социологического знания: общесоциологическая теория, теории среднего уровня (отраслевая социология), прикладные социологические исследования. Макро- и микросоциология. Социальные законы, их сущность и проявление. Функции социологии в современном обществе.

Экскурс в историю становления социологии как науки. Основные направления в социологии ХХ века. Состояние направления и перспективы развития социологической науки в современном обществе

Тема 2. Общество как социальная система. Общество и культура

Понятия «социальная система» и «социальная структура». Системный, структурно-функциональный, индивидуалистский подход к изучению современного общества. Основные характеристики общества как целостной динамичной системы. Традиционное и индустриальное общество.

Понятие культуры в социологии. Основные компоненты культуры: язык (вербальный и невербальный), система ценностей, нормы поведения, средства передачи культуры. Привычки, обычаи, нравы, моральные законы как инструменты социального контроля.

Основные формы проявления культуры в жизни общества: этноцентризм и культурный релятивизм. Формы культуры: классическая, народная и массовая. Массовая культура как фактор управления коллективным поведением и массовизации общества в XX веке. Доминирующая культура, субкультура и контркультура.

Тема 3. Индивид и личность. Социализация личности

Понятие индивида и личности. Личность как субъект и объект общественных отношений. Структура личности. Биологические, психические и социальные составляющие личности. Механизмы формирования личности. Теории личности.

Факторы формирующие личность. Биологические факторы, физическое окружение, культурные факторы как необходимые компоненты гармоничного развития личности. Сущность процесса социализации личности. Стадии социализации. Основные институты и агенты социализации личности и их роль на различных этапах социализации. Первичная и вторичная социализация. Условия ресоциализации личности.

Тема 4. Социальные роли и статусы. Социальное поведение

Статусно-ролевая структура личности и общество. Понятие социальной роли и социального статуса. Предписанные и достигаемые статусы в современном обществе. Система социальных ролей в обществе. Характеристики и структура социальной роли. Ролевые конфликты и их причины. Способы разрешения ролевых конфликтов. Способы избегания ролевых конфликтов.

Проблема социального порядка в обществе. Понятия девиантного и делинквентного поведения. Теории девиации: биологические, генетические теории социологические, социокультурные. Позитивная девиация и изменение культурных норм. Теория аномии Р. Мертона. Социологический анализ основных видов девиации. Основные виды социального контроля: социализация, групповое давление и принуждение. Система формального и неформального социального контроля поведения членов общества и социальных групп.

Тема 5. Социальные группы и социальные институты

Понятие социальной общности и социальной группы. Типология социальных групп. Определение малой группы. Классификация малых групп: первичные – вторичные, формальные – неформальные, группы участия – референтные, становящиеся – коллективы. Групповая сплоченность. Проблема лидерства в малых группах. Основные характеристики взаимодействия в больших социальных группах. Квазигруппы: толпа, публика, масса. Особенности поведения человека в толпе.

Определение понятия "социальный институт". Социальные институты и социальные группы. Социальные институты и общество. Структура, типология и функции социальных институтов. Процесс институционализации и его основные этапы. Процессы возникновения и распада социального института. Базовые институты общества и сферы их влияния. Экономические, политические институты. Религия как социальный институт. Институты родства, брака и семьи. Институты образования, науки и искусства. Взаимосвязи между социальными институтами.

Тема 6. Социальная мобильность и социальная стратификация

Понятие и виды социальной структуры. Принцип разделения общества на страты, слои и классы. Марксистская теория классов. Теория социальной стратификации. Факторы стратификации: уровень дохода, объем власти, престиж профессии, уровень образования. Исторические типы стратификации. Открытое и закрытое общество. Понятие «средний класс». Сравнение социальной структуры российского и западного общества. Тенденции в стратификационных процессах современной России.

Понятие социальной мобильности. Виды мобильности: вертикальная и горизонтальная, восходящая и нисходящая, индивидуальная и коллективная, внутри поколения и между поколениями, добровольная и вынужденная. Характеристики социальной мобильности: скорость и интенсивность. Каналы социальной мобильности. Особенности и виды социальной мобильности в современной России.

Тема 7. Политология как наука

Объект и предмет политологии. Становление политической науки. Состояние современной политической науки: основные школы и направления современной западной политологии и особенности развития политической науки в современной России.

Структура политической науки. Методология и методы политических исследований. Функции политологии. Место и роль политологии в системе общественных наук.

Тема 8. Политика и власть как общественные явления. Политическая система общества

Понятие «политика». Сущность и основные черты политики. Субъекты политики. Роль и социальные функции политики. Понятие «Власть», её сущность, уровни и генезис. Современные концепции власти. Структура власти, разделение властей. Понятие легитимности власти. Типы легитимности власти.

Понятие, основные черты и функции политической системы общества. Политическая система по Г. Алмонду. Структура политической системы. Типологии политических систем.

Тема 9. Государство как политический институт. Типология государств. Понятие гражданского общества

Понятие государства. Основные подходы к пониманию государства. Теории происхождения государства. Признаки и атрибуты государства. Исторические формы государства. Понятие правого, социального государства. Структура и функции государства. Основные тенденции в развитии современного государства. Понятие государства-корпорации.

Типология государств по форме правления. Монархия и республика, их виды. Типология государств по форме государственно-территориального устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация. Типы федераций. Понятие политического режима. Типы политических режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный.

Понятие «гражданское общество». Соотношение гражданского общества и государства. Основные черты и функции гражданского общества. Этапы формирования гражданского общества. Становление гражданского общества в Российской Федерации. Значение формирования гражданского общества в России.

Тема 10. Политические партии и партийные системы

Понятие, структура и основные признаки партии. Функции политических партий. Современные типологии политических партий. Понятие политического движения. Понятие партийной системы. Типы партийных систем: однопартийная, двухпартийная и многопартийная. Взаимосвязь партийной и избирательной систем.

Тема 11. Типы избирательных систем

Понятие «избирательная система» и «избирательное право». Активное и пассивное избирательное право. Типы избирательных систем – мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Их достоинства и недостатки. Избирательная кампания. Её этапы. Выборы. Принципы проведения выборов. Функции выборов в демократическом обществе.

Тема 12. Политическая идеология

Политическая идеология: понятие, структура, функции. Типология политических идеологий. Либерализм. Этапы развития и современное состояние либерализма. Консерватизм и Неоконсерватизм. Основные социалистические концепции 19-20 веков. Социал-демократия сегодня. Националистические, антиглобалистские и другие современные движения.

Тема 13. Политическая культура и социализация

Понятие, основные характеристики и структура политической культуры. Функции политической культуры. Различные типологии политических культур. Типы политических субкультур: региональная, религиозная, этническая, возрастная. Политическая социализация: сущность, факторы, результаты.

Понятие «элита», «властвующая элита», «контрэлита». Сущность политической элиты, её признаки и функции. Современные теории элит. Механизмы формирования и смены политических элит. Понятие политического лидерства и его типы.Типы политических лидеров и их функции.

Тема 14. Современная российская политическая система

Политический режим, форма правления и территориального устройства Российского государства. Избирательная система современной России. результаты выборов в государственную Думу по созывам. Основные принципы избирательного права РФ. Партийная система России.

Основные черты российской политической культуры. Пути формирования гражданского общества. Особенности эволюции российской политической элиты.

Тема 15. Социальные и политические конфликты

Определение социального конфликта и его структура. Виды социальных конфликтов: межличностные и межгрупповые. Причины и условия возникновения конфликтной ситуации. Конструктивные и деструктивные последствия конфликтов. Социологические теории конфликтов (К. Маркс, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер). Этапы протекания социального конфликта. Способы разрешения конфликтов: уход, силовое давление, компромисс, решение проблемы. Правила ведения переговоров. Арбитраж.

Понятие политического конфликта. Субъекты и истоки конфликтов. Виды политических конфликтов. Современные способы урегулирования политических конфликтов.

Тема 16. Социальные и политические процессы и изменения

Основные виды социальных изменений. Циклические теории социальных изменений. Социальные и экономические факторы демографических изменений. Сущность и природа социальных процессов. Процессы, носящие всеобщий и частный характер по отношению к обществу как целому. Классификация основных социальных процессов. Теории эволюционного и революционного развития. Критерии социального прогресса и регресса. Модернизация: причины и этапы. Альтернативы теорий модернизации. Теории постиндустриального общества. Процессы глобализации в современном мире. Понятие и структура политического процесса. Типология политических процессов.

Тематический план практических занятий

№ п/п № раздела дисцип-лины Темы практических (семинарских) занятий Трудоем-кость, ч. Формы текущего контроля успеваемости
Социология как наука Дискуссия. Выступления на семинаре
Общество как социальная система. Общество и культура Выступления на семинаре. Опрос
Индивид и личность. Социализация личности Выступления на семинаре
Социальные роли и статусы. Социальное поведение Выступления на семинаре. Дискуссия. Опрос
Социальные группы и социальные институты. Выступления на семинаре
Социальная мобильность и социальная стратификация Дискуссия. Контрольная работа (тест). Отчет о практической работе
Политология как наука Выступления на семинаре
Политика и власть как общественные явления. Политическая система общества Выступления на семинаре  
Государство как политический институт. Типология государств. Понятие гражданского общества Выступления на семинаре. Дискуссия
Политические партии и партийные системы Выступления на семинаре. Опрос
Типы избирательных систем Выступления на семинаре. Дискуссия
Политическая идеология Выступления на семинаре. Дискуссия.
Политическая культура и социализация Выступление на семинаре
Современная российская политическая система Выступление на семинаре. Отчет о практической работе.
Социальные и политические конфликты Выступления на семинаре. Контрольная работа (тест), конспект лекций
Социальные и политические процессы и изменения Выступление на семинаре. Опрос

4.5. Тематический план лабораторных работ - не предусмотрен.

Соответствие компетенций, формируемых при изучении дисциплины, и видов занятий с учетом форм контроля.

Перечень компетенций Виды занятий Формы контроля
Л ПЗ КР СРС
ОК-2 + + + + Курсовая работа, отчет по практической работе, контрольная работа, конспект лекций
ОК-3 + + + +

Наши рекомендации