Вопрос 3. Соотношение системы права и системы законодательства

Возможны две трактовки законодательства: широкая и узкая.

Широкая трактовкавключает в понятие законодательства акты законодательных органов и подзаконные акты (акты орга­нов управления и др.).

Узкая— акты законодательных органов: законы и постанов­ления парламента о введении этих законов в действие.

В СССР под законодательством понимались все норматив­но-правовые акты государства, чем снижалась значимость зако­на, происходила его девальвация. Закон «обрастал» подзакон­ными, особенно ведомственными, нормативными актами и его значение как основы законности и правопорядка в государстве нивелировалось.

Ныне предпочтение отдано узкой трактовке законодатель­ства.

Законодательство государства— это система всех упорядо­ченных определенным образом законов данной страны, а также международных договоров, ратифицированных парламентом.

Не обязательно, чтобы нормативные акты, входящие в со­став законодательства, имели форму закона. Важно, чтобы в конституции содержалось указание на них как на имеющих силу закона. В состав законодательства допустимо включать норма­тивно-правовые акты президента, правительства, изданные в по­рядке делегирования им законодательных полномочий, т.е. пе­реданных законодательным органом (парламентом) в соответ­ствии с конституцией. Это — так называемое «делегированное законодательство» (Франция, Великобритания и др.). (См. «Ос­новные типы правовых систем мира»).

Законодательство — форма жизни права. Именно законода­тельство придает нормам права формальную определенность (один из признаков права).

Система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма.

Если понятие системы права ха­рактеризует сущностную внутреннюю сторону объективного права — его содержание, то понятие системы законодательства отражает его внешнюю сторону — форму.

Между системой права и системой законодательства име­ются различия. Они наблюдаются в структурных элементах, со­держании, объеме:

1.Система права является невидимой, поскольку отражает внутреннее строение права, а система законодательства служит видимой, внешней, формой системы права.

2.Система права представляет собой совокупность правовых норм, а система законодательства — совокупность нормативно-правовых актов.

3.В системе права нормы права логически распределены по отраслям, подотраслям и институтам. Как правило, нормы от­раслей права — строительный материал, из которого (в разном наборе и разном сочетании) складывается конкретная отрасль законодательства. Возможен вариант, когда отрасль права име­ется, а отрасли законодательства — нет (финансовое право, пра­во человека на социальное обеспечение и др.). В этом случае отрасли права не кодифицированы, а нормативный материал рассредоточен по нескольким правовым актам, которые нужда­ются в унификации.

В системе законодательства нормативно-правовые акты объе­динены по отраслям законодательства, которые разделены на институты законодательства. Отрасли законодательства созда­ются как с учётом отраслевого принципа, так и без его учёта: отрасль законодательства может содержать нормы различных отраслей права (комплексные отрасли) либо создаваться на базе института или подотрасли права. Возможен вариант, когда от­расль законодательства существует без отрасли права (таможен­ное законодательство и др.).

4.Система права складывается из отраслей права, которые имеют свой предмет и метод правового регулирования, а систе­ма законодательства включает отрасли законодательства, у кото­рых отсутствует метод регулирования, а предмет регулирования не всегда однороден, как у отраслей права.

5.Система права имеет только отраслевое, горизонтальное строение, а система законодательства может иметь строение и горизонтальное (отраслевое), и вертикальное (иерархическое). В федеративных государствах существует законодательство феде­рации и законодательство ее субъектов (вертикальное строение).

6. Первичный элемент системы права — норма права со сво­ей структурой: гипотеза, диспозиция, санкция, а первичный эле­мент системы законодательства — статья закона, содержащая нормативное предписание, которое, как правило, не имеет всех трех структурных элементов логической правовой нормы. Нор­мативное предписание нередко состоит только из гипотезы и санкции; диспозиция может содержаться либо в другой статье данного закона (отсылочный способ изложения), либо в другом правовом акте (бланкетный способ изложения). Законы, вклю­чающие нормы различных отраслей права, обеспечиваются санк­циями, содержащимися в иных нормативно-правовых актах (на­пример, законы о собственности, о предпринимательской дея­тельности и др.).

7.Система права формируется объективно, в соответствии с существующими общественными отношениями, а система зако­нодательства создаётся в результате целенаправленной деятель­ности уполномоченных субъектов и потому включает субъектив­ный момент.

Напоминаем, что нормативное предписание — текст грамматически и ло­гически завершенных частей нормативного акта, в котором непосредствен­но выражается содержание и структура правовых норм.

8. Структурные элементы системы права не имеют внешних реквизитов: названий разделов, статей, глав и других частей, свойственных закону. Структурные элементы системы законода­тельства (нормативно-правовые акты), как правило, имеют на­звания разделов, глав, статей. Они могут включать в себя преам­булы, формулирование целей и принципов, общие норматив­ные определения, составляющие общую часть, и т.п.

9. Число отраслей права не совпадает с числом отраслей законодательства (последних больше).

Система законодательства является главной, но не единствен­ной формой существования системы права, поскольку:

1) право может существовать до законодательства, когда оно формировалось за счет обычаев, которые поддерживались толь­ко что возникшим государством (т.н. «дозаконодательное право»);

2) право существует вне законодательства: естественные права человека имеют правовой характер независимо от закрепления их в законе (т.н. «внезаконодательное право»).

К «внезаконодательному праву» относятся и такие юриди­ческие формы права, как правовой прецедент, правовой обы­чай, правовой договор».

Отрасли законодательства — большие объединения норма­тивно-правовых актов по определенным сферам правового ре­гулирования общественных отношений, которые характеризу­ются единством содержания, формы и имеют системные связи между собой.

Обычно отрасль законодательства «возглавляется» кодексом, который определяет юридическую целостность отрасли. Кон­ституция служит нормативной базой формирования всех отрас­лей законодательства.

Институт законодательства — система нормативных предпи­саний отрасли законодательства, которые регулируют опреде­лённую совокупность общественных отношений.

Важным элементом структуры законодательства являются комплексные институты, которые объединяют нормативные пред­писания нескольких отраслей законодательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система права - это внутренняя структура права , состоящая из взаимосвязанных норм, институтов и отраслей права.

Она обладает своими чертами:

- ее первичным элементом выступают нормы права;
- ее элементы не противоречивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство;

- она обусловлена социально-экономическими, политическими, религиозными, культурными, историческими факторами;

- имеет объективный характер.

Понятие «системы права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя, помимо системы права, юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом правовая система и система права соотносятся как целое и часть.

Для деления норм права на отрасли используют 2 критерия:

предмет и метод правового регулирования.

Простыми словами говоря, предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, а метод - как регулирует.

Отрасль права - это совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений. Отрасль наиболее крупное подразделение системы права.

Институт права - это совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений. Если отрасль регулирует род общественных отношений, то институт - лишь их вид.

Использованная литература:

1. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник / А. Б. Венгеров. - 5-е изд., стереотип. - М.: Омега-Л, 2008.

2. Воронин М.В. Перспективы познания системности права // Юридический мир. 2013. N 9.

3. Дементьев А.Н. Соотношение предмета и методов правового регулирования общественных отношений в сфере местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 1.

4. Лановая Г.М. Проблема соответствия отраслей права его типам // История государства и права. 2012. № 21.

5. Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

6. Свирин Ю.А. Дивергенция в системе права: монография. М.: Астра Полиграфия, 2012.

7. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006.

8. Теория государства и права: учебное пособие: в 2 ч. Ч. II: Теория права / кол. авт.: Ю. С. Кожевникова, Р. А. Кузнецов, В. И. Леушин и др. - Екатеринбург: Изд-во Уральского юридического института МВД России, 2007.

ВВЕДЕНИЕ

Право выступает в качестве высшей социальной ценности лишь тогда, когда его принципы и нормы воплощаются в жизни, реализуются в действиях субъектов социального общения.

В правовом обществе народ, с одной стороны, государство, с другой, принимают на себя обязательство следовать праву. Отсюда проблема реализации права имеет две стороны и может быть рассмотрена по двум направлениям: следование праву со стороны органов государства и должностных лиц; осуществление права в поступках граждан, в деятельности их организаций и объединений.

Наши рекомендации