Дети как отдельная категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Особую категорию граждан, попавших в ТЖС составляют дети.
В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[16] выделяется отдельная категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, куда относятся дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды, жертвы конфликтов и катастроф, из семей беженцев, жертвы насилия, дети, отбывающие наказание и находящиеся в специальных учреждениях и другие.
Понятие дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Исходя из понятия можно сделать вывод, что дети это, уязвимая категория граждан, которая в приоритете нуждается в защите государства с помощью социальных законов, и Российская Федерация должна оберегать детей, потому что это бедующие нашей страны, но не только государство, но и семья в которой живет ребенок должна влиять на него положительно и закладывать нравственные ценности.
Целями государственной политики в интересах детей являются:
Осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
Формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
Содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;
Защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Если ребенок попал в ТЖС, то необходимо максимально эффективно использовать способы социальной помощи, к примеру:
1) Психологическую;
2) Юридическую;
3) Материальную или денежную.
Но недостаточно проводить работы специалистам с одним ребенком, но и нужно работать с родителями, чтобы эффект от работы был более значителен и требовалось меньше времени что бы вывести семью из ТЖС. Если родители детей, не способствуют решению проблемы, а наоборот ухудшают положение и не реагируют на замечания органов ОСЗН, то необходимо поднимать вопрос о лишении их родительских прав и рассмотрению будущих опекунов и попечителей для детей. Далее следует вести работы уже с этими попечителями и детьми, чтобы дети не чувствовали себя ненужными или обделенными. Для будущих опекунов или попечителей желательно рассматривать родственников, к примеру бабушек, или дедушек. Это будет проще в психологическом плане для детей, т.к. меньше времени и сил потребуется специалистам по внедрению ребенка в семью. Плюс к этому меньше затрачивается времени на сбор и проверку документов, которые необходимы стать опекуном и попечителем для ребенка.
Заключение
Таким образом, ТЖС это - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно».
На основе, проведенной нами работы, мы можем сделать вывод о том, что необходимо усовершенствовать в сфере социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию:
-Развивать ИКТ в системе социальной защиты населения;
-Разработка и принятие программы комплексного развития социальной защиты населения по всей стране, в независимости от региона;
-Создание оптимальной сети учреждений социального обслуживания различных организационно-правовых форм;
-Формирование эффективной системы предоставляемых социальных услуг, обеспечение их доступности и качества;
-Устранение препятствий для интеграции в социальную жизнь лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение равных возможностей лицам с особым социальным статусом и особыми потребностями (инвалидам, пожилым людям, детям-сиротам, неполным и многодетным семьям) для полноправного их участия в общественной, культурной и политической жизни общества;
-Улучшать нахождение детей в семьях, и оказывать поддержку семьям;
- Упростить процесс сбора документов необходимых для оказания государственными органами социальной помощи, к примеру, получение документов в одном специализированном органе, а также уменьшить время на получение этих документов в государственных органах;
-Развивать оказание материальной помощи гражданам, попавшим в ТЖС;
-Развивать направления оказания помощи, предоставляемой из негосударственных фондов;
- Создать эффективную систему правовой пропаганды для граждан Российской Федерации;
- Работа специалистов и поиск достойных будущих опекунов, для детей у которых родители лишены родительских прав;
- Создать конкретный и четкий перечень оснований, по которым оказание в социальной помощи может быть отказано, и он должен быть в общедоступности.
- Минимизировать перечень требований к документам, которые необходимы для получения социальной помощи.
Список использованной литературы:
1) Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О государственной социальной помощи" // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3699;
2) Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"// Российская газета, № 234, 02.12.1995;
3) Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"// Российская газета, № 297, 31.12.2006;
4) Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3802;
5) Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ, 30.08.2004, № 35, ст. 3607;
6) Указ Президента Российской Федерации от 26.02.2013 № 175 (ред. от 31.12.2014) "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы"// Собрание законодательства РФ, 04.03.2013, № 9, ст. 938;
7) Закон Томской области от 16.08.2005 № 135-ОЗ «О социальном обслуживании населения в Томской области» // СПС Гарант;
8) Закон г. Москвы от 09.07.2008 № 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы» // СПС Гарант
9) Спенсер Г. Основания социологии. СПб.: «Типография А. Пороховщикова», 1898.
10) Герье В. И. Записка об историческом развитии способов призрения в иностранных государствах и о теоретических началах правильной его постановки. – СПб, 1897.
11) Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Сочинения Москва, 1991;
12) Жичкина С. Е. Личность, общество, государство и право в политико-правовых воззрениях Лоренца фон Штейна: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.01. Челябинск, 2011;
13) Мальтус Т. Опыт закона о народонаселении //Редакция: М. Щепкинъ. — И. Вернеръ, М., 2014.
[1] Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Сочинения: В 2 т. – Т. 2. – М., 1991. – С. 269.
[2]Жичкина С. Е. Личность, общество, государство и право в политико-правовых воззрениях Лоренца фон Штейна: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.01. Челябинск, 2011. С. 207.
[3]Мальтус Т. Опыт закона о народонаселении» //Редакция: М. Щепкинъ. — И. Вернеръ, М., 2014. - С 88.
[4] Спенсер Г. Основания социологии. СПб.: «Типография А. Пороховщикова», 1898.
[5] Герье В. И. Записка об историческом развитии способов призрения в иностранных государствах и о теоретических началах правильной его постановки. – СПб, 1897. С 61.
[6]Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О государственной социальной помощи" // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3699.
[7]Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"// Российская газета, № 234, 02.12.1995.
[8]Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)// Российская газета, № 297, 31.12.2006.
[9]Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"// Российская газета, № 297, 31.12.2006.
[10]Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3802.
[11]Указ Президента Российской Федерации от 26.02.2013 № 175 (ред. от 31.12.2014) "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы"// Собрание законодательства РФ, 04.03.2013, № 9, ст. 938.
[12] Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ, 30.08.2004, № 35, ст. 3607.
[13]Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3699.
[14] Закон Томской области от 16.08.2005 № 135-ОЗ «О социальном обслуживании населения в Томской области» // СПС Гарант
[15] Закон г. Москвы от 09.07.2008 № 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы»// СПС Гарант
[16]Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3802.