Субъекты разграничения государственной собственности на землю.
Разграничение государственной собственности на землю в установленном законом порядке реализуется через субъекты (участников) такого разграничения.
В соответствии с действующим законодательством, участниками разграничения являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, ранее упоминавшиеся субъекты права государственной собственности на землю.
В узком смысле слова участниками земельных отношений в сфере разграничения государственной собственности на землю являются министерства (службы и агентства), уполномоченные на такое участие Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями и представляющие их интересы.
Особым участником земельных правоотношений является Правительство РФ, определяющее порядок разграничения государственной собственности на землю.
Полномочия по распоряжению объектами федеральной собственности на землю Правительство РФ делегирует Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом и его территориальным органам, которое, представляя в указанном механизме разграничения интересы Российской Федерации, является его основным уполномоченным органом.
Осуществляя полномочия по распоряжению имуществом Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом должно иметь полномочия по контролю за разграничением государственной собственности на землю и сохранить полномочия по контролю за порядком использования и распоряжения неразграниченными землями.
К числу федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих оформление прав на земельные участке в результате разграничения государственной собственности на землю, относится Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы, Федеральная регистрационная служба и ее территориальные органы.
Глава 2. Порядок разграничения государственной собственности на землю. § 2.1. Основания отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Закона № 53-ФЗ) установлены правовые основы для разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральная собственность), собственность субъекта Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальная собственность).
В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
К собственности субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, относимые к собственности субъектов РФ, поселений, городских округов, муниципальных районов и расположенные в границах этих субъектов РФ.
Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки.
Земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые предоставлены организациям, осуществляющим строительство олимпийских объектов краевого значения и олимпийских объектов муниципального значения за счет средств соответствующего бюджета, для строительства индивидуальных жилых домов, жилых домов блокированной застройки или многоквартирных домов, предоставляемых взамен изымаемых в целях размещения олимпийских объектов краевого значения и олимпийских объектов муниципального значения земельных участков и расположенных на них индивидуальных жилых домов, относятся к собственности Краснодарского края или муниципального образования город-курорт Сочи.
§ 2.2. Порядок отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Согласно статье 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти либо действующего по его поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю» для государственной регистрации права федеральной собственности Российской Федерации на земельный участок необходимо предоставить заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок.
В силу пункта 2 указанного постановления для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок необходимы правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, казенному предприятию, государственному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, или их предшественниками), - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, казенному предприятию, государственному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации.
Не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Постановка на учет земельного участка, учет изменений земельного участка, учет части земельного участка, учет адреса правообладателя или снятие с учета земельного участка осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Заключение
Разграничение государственной собственности на землю в России стало одним из необходимых этапов ее исторического развития.
Первоначально принятое законодательство не обеспечило эффективного разграничения государственной собственности на землю.
Принятый Федеральный закон № 53-Ф3 от 17 апреля 2006 года безусловно упростил основания разграничения государственной собственности на землю и порядок такого разграничения.
Однако внесенные изменения не разрешают не только всех проблем разграничения государственной собственности на землю, но и самой главной - терминологической проблемы.
В целях усовершенствования порядка разграничения государственной собственности на землю требуется дальнейшая доработка законодательства. В том числе:
- отказ от термина «разграничение» и закрепление нового понятия, внесение соответствующих изменений в статьи 1 и 16 Земельного кодекса Российской Федерации;
- внесение изменений в статьи 17-19 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно закрепление оснований отнесения земельных участков в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований непосредственно в Земельном кодексе, а не в Федеральном законе «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации);
- четкое закрепление принципов разграничения государственной собственности на землю;
- указание перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю непосредственно в статье 30.1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
- закрепление порядка разграничения земельных участков, на которых располагаются объекты недвижимого имущества, находящиеся в долевой собственности разных публичных собственников.