Тема 10. Политические процессы
1. Сущность и структура политического процесса
2. Сущность, формы и разновидности политического участия
3. Процесс принятия политических решений
Политический процесс – весьма специфическая категория политической науки. Некоторые ученые отождествляют ее с понятием политики в целом (Р.Доуз). Другие же, напротив, видят специфику политических процессов либо в результате функционирования политической системы (Т.Парсонс), либо в динамике борьбы и соперничества групп за статусы и ресурсы власти (Р. Дарендорф), либо в поведенческих аспектах реализации субъектами своих интересов и целей ( Ч. Мэрриам).
Политический процесс представляет собой совокупность действий институализированных и неинституализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, ведущих, в конечном счете, к развитию или упадку политических системы общества.
По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы можно подразделить на базовые и периферийные. Первые из них характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношении с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит. В этом смысле можно говорить о процессах политического участия и государственного управления (принятии решений, законодательном процессе).
Периферийные же политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления), развития местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающих принципиального влияния на доминирующие формы и способы отправления власти.
Политический процесс представляется как некая последовательность событий политической жизни, чередующихся, но вместе с тем пронизанных внутренним единством.
В рамках системного подхода (Д. Истона) целостный политический процесс подразделяется на четыре стадии или, по другой терминологии, четыре режима:
1. конституирования – становления политической системы;
2. функционирования существующей политической системы;
3. развития политической системы;
4. разложения упадка, распада политической системы.
Термин «политическое участие» активно используется для обозначения разнообразных форм непрофессиональной политической деятельности, когда политически активные люди, непосредственно не связанные с функционированием государственного или правительственного аппарата, стремятся влиять на его работу.
Формы политического участия могут быть самыми разнообразными по направлению, значению и результативности. Так, различают активное, инициативное, пассивное, поддерживающее участие.
Наиболее значимые виды политического участия:
- действия людей в политике, служащие ответом на внешнее воздействие, исходящее от других людей и институтов;
- периодическое участие во всякого рода выборах, политических компаниях, связанное с делегированием полномочий;
- деятельность в политических организациях, движениях, партиях;
- выполнение политических обязанностей в рамках государственных органов, помощь общественности в реализации их функций, привлечение общественности к осуществлению контроля за деятельностью политических институтов;
- посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях;
- прямое действие – через формы политической деятельности, как митинги, демонстрации, забастовки, голодовки, кампании неповиновения или бойкот.
Политическое решение – это осуществляемые в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения, связь с реализацией власти. Для эффективности политического решения как элемента политического руководства необходима реализация следующих функций:
1)координации – согласования усилит разнородной массы людей, действующих к тому же в постоянно изменяющихся обстоятельствах;
2)корреляция – внесения изменений в тактику движения, особенно при появлении новых обстоятельств, условий деятельности, затрудняющих или, наоборот, облегчающих реализацию поставленной задачи;
3)программирования – осуществления выбора эффективного способа сочетания целей и средств, что в политическом процессе заключается в поиске наиболее рационального варианта деятельности.