Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Дисциплина «Политология и социология» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин и является обязательной для всех специальностей и
Дисциплина «Политология и социология» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин и является обязательной для всех специальностей и направлений. Задачей преподавания курса является системное и предметное освоение знаний о социальной, политической и правовой реальности современной России, формирование у студентов компетентного понимания социальных и политических проблем, источников их возникновения и возможных путей разрешения.
Дисциплина «Политология и социология» связана с правоведением, философией, культурологией, отечественной историей, психологией, экономикой.
Компетенции студентов, формируемые в результате освоения дисциплины
Студенты должны обладать общекультурными компетенциями (ОК)
а) общекультурными (ОК):
- способен развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы (ОК-1);
- способен к изменению профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
- способен самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (ОК-3);
- способен принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия (ОК-4)
- свободно владеет иностранным языком как средством профессионального общения (ОК-5);
- обладает навыками публичных деловых и научных коммуникаций (ОК-6)
В результате изучения дисциплины они должны знать (ОК 9)
Знать
1. Основные принципы и закономерности, движущие силы функционирования современного общества;
2. социальные, политические механизмы и регуляторы общественных процессов и отношений
3. способы анализа социальной действительности и процессов, протекающих в ней, роль, место и возможности индивидуального и коллективного участия в социально- политической жизни;
4. основные понятия, с помощью которых анализируются социальные проблемы и процессы;
5. особенности и принципы структурно-функционального подхода к анализу социальных проблем и процессов;
6. особенности и принципы институционального и неоинституционального подходов к анализу социальных проблем и процессов;
7. особенности и принципы социо-культурологического подхода к анализу социальных проблем и процессов.
Уметь
1. использовать методы социальных наук для анализа социально значимых проблем и процессов, выделять социально значимые проблемы и процессы;
2. использовать полученные знания для понимания принципов функционирования современного общества в контексте своей профессиональной деятельности;
3. описывать социально значимые проблемы и процессы, используя соответствующую терминологию;
4. выделять структуру социально значимых проблем во взаимодействии личности и общества;
5. характеризовать динамику взаимодействий личности и общества в современном мире;
6. выделять структуру социально значимых проблем во взаимодействии власти и общества;
7. характеризовать динамику взаимодействий власти и общества в современном мире;
8. оценивать свою гражданскую позицию и позицию другого человека, сопоставлять с собственной позицией;
9. выделять структуру социально-значимых проблем в социально- стратификационных, демографических, семейных, коммуникативных, социокультурных общественных отношениях;
10. характеризовать динамику социально-стратификационных демографических, семейных, коммуникативных, социокультурных отношений в современном мире;
11. представлять результаты своего анализа в устных выступлениях;
12. представлять результаты своего анализа в виде эссе.
Владеть
1. должным понятийно - категориальным аппаратом социальной науки;
2. навыками использования методов социальных, гуманитарных и экономических наук для анализа социально значимых проблем и процессов;
3. навыками анализа социально-значимых проблем и процессов с целью понимания их причин, движущих сил, возможных последствий и места в общественном целом;
4. приемами применения принципов структурно-функционального институционального и неоинституционального социо-культурологического подходов к анализу структуры и динамики социальных проблем и процессов;
5. способностью оценивать социальную значимость явлений и процессов;
6. способностью формировать свою позицию относительно участия в решении социальных проблем;
7. навыками письменного изложения анализа социальной проблемы.