Внешняя политика государства 3 страница
ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич (1831—1891) — известный рус. мыслитель консервативного направления. Оценки Л. в литературе: «Кромвель без меча», «диктатор без диктатуры», «политический Торквемада», «более Ницше, чем сам Ницше», «самый острый ум, рожденный русской культурой в XIX веке» (П.Б. Струве). Развитие государства, согласно леонтьевскому закону «первичной простоты, цветущей сложности и вторичного смесительного упрощения», выглядит следующим образом: сначала совершается обособление свойственной ему политической формы, затем наступает период «наибольшей сложности и высшего единства», а после происходит падение государства. На начальной стадии развития государственности, как правило, превалирует аристократическая форма; на стадии цветущей сложности «является наклонность к единоличной власти... а к старости и к смерти воцаряется демократическое, эгалитарное и либеральное начало». Формула сильного государства — диктатура, жесткая централизация, слабого и умирающего — уравнение, «демократизация жизни и ума». Особенность России Л. осознавал и декларировал через концепцию византизма. Основание России (по Л.) составили три исходных начала: византийское православие, византийское самодержавие и византийские нравы. В отличие от славянофилов Л. считал государственное начало в России более самобытным, чем общественно-народное. Политическим кредо Л. могли бы стать слова Данилевского: «Если дерево начало расти криво, то, чтобы его выпрямить, надо насильственно перегнуть его в противоположную сторону». «Леонтьев — выдающийся представитель великой контрреволюции XIX века, которая защищала качество от количества; даровитое меньшинство от бездарного большинства; яркую мысль от серой массы; дух от материи; природу от техники; истину от рекламы и пропаганды; творческую свободу от плутократии и бюрократии...» (И.П. Иваск). Основные работы Л.: «Восток, Россия и славянство» (Т. 1—2, 1885—1886), «Национальная политика как орудие всемирной революции»(1889).
ЛИБЕРАЛИЗМ (< лат. liberalis свободный) — политическая идеология. Основоположники Л. Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, А. Смит, Дж. С. Милль. В центре внимания Л. — проблема свободы. Свобода трактуется в негативном смысле как «свобода от...», как освобождение человека от социально-политических форм контроля со стороны государства. Свобода человека предполагает незыблемость таких принципов, как достоинство личности, ее автономность, терпимость. Идея индивидуальной свободы связывалась с частной собственностью, которая рассматривалась как гарант и мера свободы. Доктрина Л. воплотилась в принципах свободного рынка, конкуренции. К указанным принципам присоединяются и политические: плюрализм, парламентский демократизм, разделение властей, равенство перед законом. Государству отводилась роль «ночного сторожа». Предполагалось, что свобода, равенство (понимаемое как равенство перед законом), конкуренция и индивидуализм в рамках саморегулирующегося рынка гарантируют социальную гармонию и прогресс. Кризисы конца 20-х — начала 30-х гг. XX в., потрясшие основы западного общества, заставили пересмотреть либеральные трактовки рыночных сил как основы гармоничного развития общества. Возникло стремление ограничить власть монополий и гарантировать определенный минимум социально-экономических прав каждому человеку. Во второй половине XX в. развитие Л. привело к возникновению неолиберализма, более терпимо относящегося к государственному вмешательству (концепция «государства всеобщего благоденствия») и усилившего этические требования к политическому поведению граждан и правительства. Современный Л. — весьма сложное и неоднородное явление, которое развивается под влиянием и во взаимодействии с другими идейно-политическими течениями, прежде всего с консерватизмом.
ЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ДЕМОКРАТИИ — концепция, согласно которой демократия — это политическая организация, гарантирующая права и свободы человека. Основными признаками демократии в рамках данной теории считаются: 1) автономия личности; 2) ограниченность власти правами человека; 3) максимально широкие и равные возможности для политического участия; 4) представительный характер власти; 5) политическая ответственность власти. В отличие от радикальной теории власти демократии, здесь акцент делается на представительном характере власти. Воля народа выражается не непосредственно, а через избираемых посредников, которые представляют специфические интересы. Государству отводится роль «ночного сторожа» и третейского судьи, регулирующего возникающие социальные конфликты.
ЛИДЕРСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ (< англ. leader руководитель, вождь) — постоянное, приоритетное влияние определенного лица на общество, политическую организацию или социальную группу. Специфическими особенностями лидерства в политике являются: 1) отсутствие, как правило, прямого взаимодействия между лидером и обществом; 2) многоролевой характер, т.е. ориентированность на согласование различных социальных интересов; 3) корпоративность, т.е. влияние на решения, принимаемые лидером, его ближайшего окружения, советников, экспертов; 4) институциональный характер, т.е. ограниченность деятельности лидера существующими социальными и политическими отношениями, традициями, нормами. Политический лидер выполняет ряд функций: а)определяет и формулирует социальные интересы, намечает способы и методы их реализации; б) принимает наиболее важные решения; в) мобилизует массы на достижение политических целей; г) осуществляет интеграцию и коммуникации; д) обеспечивает легитимацию власти. В политической науке выделяется ряд теорий политического лидерства: теория «личностных черт», согласно которой лидерами становятся лица с определенными чертами характера; ситуативные теории, утверждающие, что лидерство зависит от ситуации, каждая новая ситуация требует и порождает новых лидеров; личностно-ситуативные теории, основным положением которых является соотнесение особенностей переживаемой ситуации с необходимыми качествами лидера для решения актуальных проблем; теории конституентов, рассматривающие лидерство как производную от ожиданий последователей; психологические теории, ориентирующиеся на изучение психологических качеств и мотиваций лидеров. Существуют различные типологизации политического лидерства. По характеру легитимности политическое лидерство подразделяется на традиционное, харизматическое и рационально-легальное. Согласно М. Херманн, лидеров можно типологизировать по имиджу на «знаменосцев», «служителей», «торговцев» и «пожарных». По стилю подразделяют лидерство на авторитарное, демократическое и невмешивающееся. Р. Такер различает два типа лидеров: «реформаторов» и «революционеров». Для «реформаторов» характерно стремление к мирной тактике постепенных изменений, в основном путем убеждения. Лидер-«реформатор» верит в общественные идеалы и видит противоречия между ними и фактическим поведением людей, поэтому он призывает их изменить свое поведение. Лидеры-«революционеры» стремятся разрушить влияние на умы людей провозглашенных обществом принципов, чтобы обеспечить себе желанную поддержку.
ЛИПСЕТ Сеймур (1922) — амер. социолог и политолог, специалист в области политической социологии и сравнительной политологии. Основные работы: «Политический человек» (1960), «Класс, статус и власть в сравнительной перспективе» (1966), «Диалоги об американской политике» (1978), «Континентальное различие. Ценности и институты США и Канады» (1990). Значительный вклад Л. внес в исследование современных демократических режимов. Он выдвинул гипотезу и убедительно доказал, что возникновение и утверждение демократии зависит от уровня и динамики экономического развития. Значительное внимание им было уделено проблеме политической стабильности. Липсетом была обоснована зависимость политической стабильности от эффективности и легитимности власти.
ЛОББИЗМ (< англ. lobby кулуары, крытые галереи) — целенаправленные воздействия групп интересов на органы власти с целью реализации своих специфических интересов. Существование лоббизма обусловлено функциональным представительством интересов. Методами лоббистской деятельности являются: 1) работа по подготовке законопроектов в комитетах и комиссиях парламента; 2) парламентские слушания и дебаты; 3) личные встречи, контакты и переговоры; 4) использование средств массовой информации для формирования общественного мнения; 5) организация кампаний «давления с мест»; 6) подготовка и распространение результатов научных (прежде всего социологических) исследований; 7) организация деятельности «своих» людей внутри органов власти; 8) финансирование избирательных кампаний; 9) прямой подкуп должностных лиц. Л. подразделяется на легальный и нелегальный. Под последним понимается прямой подкуп должностных лиц. В ряде демократических стран с целью отделения лоббизма от коррупции приняты законы о лоббизме (США, Канада), которые регулируют лоббистскую деятельность. По целям, преследуемым группами интересов, Л. подразделяется на экономический, социальный и социокультурный. В зависимости от объектов лоббирования выделяются президентский, парламентский и правительственный Л. По отношению к политическим институтам Л. делится на внешний (давление на органы власти со стороны) и внутренний (когда лоббистами выступают депутаты, члены правительства, президент). К лоббистским организациям относятся многие юридические фирмы, различные консультативные бюро и агентства по связям с общественностью. Основным источником их кадров являются профессиональные адвокаты, специалисты в области рекламы, бывшие депутаты и чиновники.
МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОЗНАНИЕМ — скрытое воздействие на политическое сознание в целях формирования определенного политического поведения. Американским ученым Р. Гудином были сформулированы и описаны две основополагающие модели манипулирования — «рациональная» и «психологическая».Для первой из них характерно использование лжи, обмана и секретности. Общей чертой этих методов являются либо полное или частичное сокрытие информации, которая может повлиять на принятие решений, либо ее искажение. Наряду с вышеописанными методами используются и такие, как предоставление слишком обширной информации, в которой индивид не может сам разобраться и потому нуждается в ее интерпретации. Еще один метод — это «лингвистические ловушки», т.е. навязывание нужных представлений и оценок событий через их соотношение с определенными ценностями. Противоположным ему считается другой метод «лингвистической депривации», состоящий в исключении из политического лексикона отдельных понятий и терминов (по принципу: нет термина — нет проблемы). Широко используется в политической практике и такой метод манипулирования сознанием, как политическая номинация — целенаправленный выбор терминов, понятий и выражений, способных произвести нужное впечатление. К методам манипулирования сознанием относятся также технологии по созданию имиджа ведущих политических лидеров, политических мифов и политических стереотипов. Для второй, «психологической» модели характерно использование бессознательных реакций индивида, которые «провоцируются» специально смоделированным поведением. Так, например, в предвыборной кампании используется такой метод, как «якорение пикового опыта». Суть его заключается в следующем: выступающий перед избирателями кандидат вызывает у слушателей положительные эмоции и в момент пика переживаний аудитории подкрепляет свою речь запоминающимся жестом (якорем). В дальнейшем жест повторяется, вызывая у аудитории положительные переживания. Последние могут воспроизводиться для позитивного восприятия наиболее важных положений выступления.
МАРГИНАЛЬНОСТЬ (< лат. marginalis находящийся на краю) — пограничность, промежуточность. В социологии и политологии под маргинальностью понимается: 1) потеря или отсутствие принадлежности к какой-либо социальной группе или классу; 2) соответствующая утрата горизонтальных экономических, социальных и духовных связей; 3) разрушение системы ценностных ориентаций. Процесс маргинализации значительной части общества означает его деструктуризацию (разрушение социальной структуры) и деморализацию. Маргинализация общества является одной из предпосылок установления диктатуры.
МЕРИТОКРАТИЯ (< лат. meritus достойный, лучший и греч. cratos власть) — элита заслуг. Основоположником меритократического подхода считается В. Парето. В современной политической науке приверженцами теории элиты заслуг являются М. Янг и Д. Белл.
МИХЕЛЬС Роберт (1876— 1936) — нем. политолог, один из основателей партологии (раздела политических наук, изучающего партию как политический институт). Известность ученому принесло исследование «Политические партии: социологическое исследование олигархических тенденций современной демократии», вышедшее в виде отдельной книги в 1911 г. в Лейпциге. Исследуя социальные отношения, М. пришел к выводу о невозможности прямой демократии, прямого господства масс. Следствием этого является делегирование от масс отдельных членов в специальные органы для выражения и защиты интересов. С появлением партий, представительных органов власти и др. возникают первые признаки олигархизации — отрыв властвующей верхушки от масс и превращение ее в замкнутую касту. М. указывает на три главных причины, способствующие олигархизации. Первая — узкая специализация в управлении, которая препятствует контролю за управляющим. Эта специализация, усложнение управления растут вместе с расширением организации. Вторая причина состоит в психологических свойствах самой массы — политической индифферентности, паническом страхе и тяге к сильной власти, чувстве благодарности вождю и т.п. Перечисленные свойства создают тягу к сильной власти и к подчинению ей. Третье условие олигархизации — харизматические качества самого вождя, его способность навязывать свою волю подвластным. Совокупность причин и методов возникновения олигархической власти в любой организации М. назвал «железным законом олигархизации».
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — изменение политической системы в процессе перехода от традиционного к современному обществу. М.П. характеризуется: 1) созданием дифференцированной политической структуры с высокой специализацией ролей и институтов; 2) территориальным и функциональным расширением области центрального законодательства, администрации и политической активности; 3) постоянным расширением включенности в политическую жизнь социальных групп и интересов; 4) возникновением и быстрым увеличением рациональной политической бюрократии; 5) ослаблением традиционных элит и их легитимации; заменой традиционных элит модернизаторскими и др. В политической литературе выделяются следующие типы модернизации: 1) «первичная» (Западная Европа, США, Канада): охватывает эпоху первой промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав, демократизации и т.д. 2) «вторичная», модернизация «вдогонку» (Россия, Бразилия, Турция и др.): ее основным фактором выступают социокультурные контакты отставших в своем развитии стран с уже существующими центрами индустриальной культуры. Политическая модернизация, как и модернизация вообще, наталкивается на свои препятствия и ловушки. Наиболее распространенными из них являются: националистическая политика, крайности технократизма, игнорирующего социальные нужды общества и популизма, приносящего в жертву социальной политике эффективность экономического развития; неспособность или нежелание политической власти распространить импульс модернизации (и плоды ее)с элитарного на массовый уровень; неглубокое, механическое восприятие современных политических ценностей и норм при фактическом доминировании традиционной политической культуры.
МОНАРХИЯ — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследования. Различают абсолютную и конституционную монархию. Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением законодательной, исполнительной и судебной властей. В настоящее время существует в Саудовской Аравии, Катаре и Омане. Для конституционной монархии характерно существование наряду с монархом института парламента. Конституционная М. подразделяется на дуалистическую и парламентскую. При дуалистической монархии законодательная власть формально принадлежит парламенту. Однако монарх имеет право назначения в нижнюю палату парламента, право роспуска парламента и право вето. Правительство формируется монархом и остается политически ответственным перед ним (Иордания, Марокко). В парламентской монархии основные прерогативы принадлежат парламенту, который формирует правительство и перед которым оно несет политическую ответственность. Институт же монархии в основном выполняет символические функции (Великобритания, Испания, Швеция).
МОСКА Гаэтано (1853—1941) — итал. экономист, социолог и политолог, один из основоположников элитистского направления в политологии. М. принадлежит заслуга создания и разработки концепции «господствующего политического класса», которую он впервые изложил в «Теории правления и парламентского правления», а затем в книге «Правящий класс» (1896) и двухтомном труде «Основы политической науки» [т. 1 (1896); т. 2 (1923)]. Изучая как историю, так и современное ему общество, М. пришел к выводу, что власть в обществе осуществляется особым организованным меньшинством. Это организованное меньшинство он называл политическим классом. Осуществление власти в обществе во многом зависит от способа сохранения и воспроизводства политического класса. М. выделяет три таких способа: наследование власти, выбор политического руководства и кооптацию. Любой политический класс, считал М., стремится к сохранению и воспроизводству своей власти путем наследования. В то же самое время в обществе всегда есть др. политические силы, которые стремятся к власти, используя для этого систему выборов.
МОТИВ ВЛАСТИ — психологическая потребность, определяющая стремление к власти. М.В. сводится к потребности в доминировании, влиянии, в ощущении своего могущества и превосходства. Д. Мак-Клелланд выделял два типа мотива власти: социоцентрическую мотивацию и эгоцентрическую. В первом случае мотив власти направлен на удовлетворение социально значимых интересов и достижение социально значимых целей. Лица с доминирующим социоцентрическим мотивом власти охотно вступают в контакты с другими, участвуют в деятельности различных организаций, при осуществлении власти могут выражать сомнения относительно собственных принимаемых решений. Во втором случае — М.В. связан с удовлетворением собственных потребностей (материальных, в безопасности, самоутверждении, самовыражении, контроле над событиями и людьми) субъекта власти. В структуре потребностей политических лидеров ни один из мотивов не играет такой роли как «воля к власти». Своеобразными критериями властной мотивации служат: нежелание субъекта власти с кем-либо разделять потенциальную или реальную власть, отсутствие желания получать советы и прислушиваться к ним, нежелание информировать кого-либо относительно своих действий и намерений, ярко выраженное желание навязывать свой контроль другим лицам и органам.
МУНИЦИПАЛИТЕТ (< нем. munizipalitat, лат. municipium самоуправляющаяся община) — выборный орган местного самоуправления. В большинстве стран различают государственную и местную (муниципальную) власть. Местным управлением именуется управление делами местного значения, осуществляемое выборными органами, которые уполномочены представлять население той или иной административно-территориальной единицы, и их административным аппаратом. В ряде стран муниципальным именуется лишь городское управление (например, в США и Великобритании). Отличительными чертами органов этого управления являются их выборность и сравнительная самостоятельность в руководстве делами местного значения (наличие собственного исполнительного аппарата, материальной базы в виде муниципальной собственности, права устанавливать и взимать налоги, издавать нормативные акты). Выборные члены муниципальных советов, как правило, не связаны наказами избирателей и не обязаны отчитываться перед ними (право отзыва выборных должностных лиц муниципалитета существует в 26 штатах США и Японии). Численность муниципальных советов разнообразна: в США — от 5 до 22 человек (в большинстве городов — 5—9 человек) и, как исключение, до 50 человек, в коммунах Франции — от 9 до 69 (в Париже —163, Марселе — 101), в Италии — от 15 до 80, в ФРГ — от 5 до 80, в Японии — от 12 до 100 человек (в Токио — 120). В большинстве стран муниципальные советы по закону возглавляют муниципальный аппарат управления. К его ведению относится принятие местного бюджета, издание нормативных актов и др. Исполнительный аппарат муниципального управления состоит из административных органов общей компетенции (коллегиальные исполнительные органы, мэры, управляющие) и органов отраслевой и специальной компетенции (департаменты, комитеты, бюро, инспектуры и т.д.). В городах США действуют три основных типа руководящих исполнительных органов: I. Система «мэр-совет» (разновидность — «мэр-совет-администратор») существует в большинстве городов с населением свыше 5 миллионов человек. При этом различаются муниципалитеты со «слабым» и «сильным» мэром: а) «слабый» мэр избирается муниципальным советом, председательствует в нем, осуществляет представительские и контрольные функции, назначает лишь мелких чиновников; при «слабом» мэре действует «сильный» совет, который назначает высших представителей городской администрации; управление муниципальными делами совет обычно осуществляет через систему отраслевых комитетов, «слабый» мэр избирается на 2 года; б) «сильный» мэр избирается непосредственно населением, он единолично назначает и смещает высших представителей городской администрации, ведает составом и исполнением бюджета, имеет право налагать вето на акты совета; «сильный» мэр избирается на 4 года (в Нью-Йорке и Филадельфии наряду с «сильным» мэром нанимается в качестве главы администрации высокооплачиваемый менеджер); II. Система «совет-администратор» (в городах с населением свыше 25 тысяч человек). В этой системе мэр, избираемый советом, не пользуется реальной властью, выполняет председательские и церемониальные функции, полнота исполнительской власти концентрируется в руках администратора, назначаемого специальной комиссией муниципального совета, администратор нанимает и увольняет руководителей всех отделов и служб, дает совету рекомендации (эта система существует также в Швеции, Ирландии, ФРГ); III. Наименее распространенная система «комиссионного» управления, когда население избирает небольшой (5 человек) «совет комиссионеров», каждый из которых возглавляет определенную отрасль местного управления. Главная особенность этой системы — соединение в одном органе нормотворческой и исполнительской власти. Опыт многих стран свидетельствует, что эффективное функционирование системы местного управления обеспечивается следующими условиями: 1) в законодательном порядке четко определены полномочия всех органов; 2) в пределах своих полномочий местные органы полностью самостоятельны; 3) они функционируют на твердой финансовой базе.
НЕОКОРПОРАТИВИЗМ — особая система организации, выражения и реализации интересов, участники которой наделяются государством монополией на представительство интересов в своей области в обмен на контроль за подбором лидеров и артикуляцией требований. В современной политической науке Н. рассматривается как демократическая система согласования интересов крупных социальных институтов, основными субъектами которой являются государство, ассоциации предпринимателей и наемных работников. Государство навязывает участникам «переговорного» процесса приоритеты и ценности, выводимые из общенациональных интересов. Выработка соглашения порождает взаимную ответственность сторон за его реализацию и выполнение взятых на себя обязательств. Неокорпоративистские тенденции проявились в странах, где имелись влиятельные социал-демократические партии, сохранились устойчивые электоральные предпочтения и существовала культурная и этнолингвистическая однородность.
НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович (1866—1924) — выдающийся рус. философ, правовед, историк права, один из наиболее видных представителей рус. либерализма. Будучи приверженцем идеи правового государства, Н. боролся с позитивистскими трактовками права (утверждавшими право производным от государства), обосновывал подчиненность государства праву, выводимого из идеи должного, существующей в нравственном сознании человека. В соответствии с этой идеей происходит становление права, связующего государственную власть. Связанность государства правом, понимаемым как воплощение нравственности, стоящей над государством, — одно из важнейших положений философии права Новгородцева, выдвинутое им в противовес позитивистскому пониманию права как свода норм, указаний и предписаний, воспроизводимых государством. Эту позицию Н. называл «философией легального деспотизма». Утверждая нравственное сознание личности как источник права, связующего государство, Н. тем самым как бы ограничивал его власть, предоставляя широкую свободу индивиду. Развивая эту идею, Н. подчеркивал, что в основе правопорядка лежат прежде всего нравственные начала, таким образом, именно нравственность оказывалась началом, связующим государство. Однако появившиеся в то время настроения разочарования относительно правового государства, которые Н. усматривал в произведениях Брайса, Острогорского, Принса и др., а также широко распространившиеся на этой почве идеи социализма и анархизма, побудили его заняться феноменом, который он называл «кризисом правосознания». Суть этого кризиса Н. сформулировал как крушение «идеи земного рая». Стремление найти лучшую форму общественно-политического устройства, обеспечивающую человеку все блага и разрешающую все противоречия, он считал утопией. Крушение веры в правовое государство — это крушение утопии о высшей исторической форме человеческого общежития, которая приводит людей к высшему и последнему пределу истории. Поэтому переживаемый кризис — это кризис старых понятий, старой веры, кризис, обусловленный неправильной постановкой проблемы: те или иные формы человеческой жизни (и в особенности политические) рассматривались не как средство, а как цель. В действительности же, — считал Н., — цель несводима к каким-то отдельным общественно-политическим формам, ибо понятие, содержание личности, из которых он исходил, значительно шире той или иной области бытия. Именно из личности, сочетающей как общественные, так и индивидуальные начала, выводил Н. свою трактовку общественного идеала. Для русского философа был неприемлем как «абсолютный индивидуализм, провозглашающий личное сознание началом и концом нравственных стремлений», а на самом деле обезличивающий и опустошающий человека, так и абсолютный коллективизм, утверждающий общество в качестве бога для человека. Именно поэтому общественный идеал виделся Новгородцевым в виде «принципа всеобщего объединения на началах равенства и свободы» или «свободного универсализма», в котором воплощаются «и равенство, и свобода, и свобода лиц, и всеобщность их объединения». Но этот общественный идеал находит свое выражение не в каких-то конкретных воплощениях, а в бесконечном развитии и нравственном совершенствовании человека и общества.
ОЛИГАРХИЯ (< греч. oligarchia власть немногих) — правление сверх богатого меньшинства. Термин «О.» употреблялся уже в трудах древнегреческих и римских мыслителей. Его можно найди в произведениях Платона, Аристотеля, Полибия. В Новое время понятие «О.» было возрождено Р. Михельсом, сформулировавшим «железный закон» олигархизации. В современной политической науке выделяются традиционные и современные олигархические режимы. Для традиционных олигархий характерно сосредоточение власти в руках нескольких могущественных семейств. Власть олигархии опирается на военных и армию (Гватемала, Никарагуа до 1979 г.). Современные олигархические режимы характеризуются гегемонией компрадорской буржуазии (Камерун, Тунис). Возможно также существование парламентов, которые на деле лишь прикрывают реальную монополию на власть правящей группировки.
ОППОЗИЦИЯ (< лат. oppositio противопоставление) — политическое меньшинство, противостоящее политическому большинству, курсу проводимой политики, целям и методам осуществления власти. Существование реальной действенной оппозиции — один из важнейших признаков демократии. О. подразделяется на системную и внесистемную. Системная О. разделяет основные ценности, принципы и цели политической системы, однако расходится с травящей элитой в оценке приоритетов вырабатываемой политики и методах ее осуществления. Так, напр., в демократических государствах между правящими силами и оппозицией нет разногласий относительно прав человека, существующих политических процедур, формы правления и государственного устройства. Дискуссии и конфликты возникают по поводу оценки степени и методов вмешательства государства в экономику, величины государственных расходов на социальные программы, методов проводимой внешней политики. Внесистемная О., наоборот, ставит под сомнение основополагающие политические ценности, принципы существующей политической системы, призывает к радикальному изменению политического режима. Другими разновидностями оппозиции являются парламентская и внепарламентская. Первая из них, как правило, выступает против курса, проводимого правительством, и стремится отправить его в отставку. Ее деятельность протекает в основном в стенах парламента и ограничивается парламентскими процедурами. Вторая разновидность оппозиции осуществляет свою деятельность в форме митингов, демонстраций, пикетов, носящих протестный характер.